Ученые востока. Психологическая концепция ибн сины. Учение ибн рушда о душе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ученые востока. Психологическая концепция ибн сины. Учение ибн рушда о душе.



В VIII–XII вв. на Востоке происходил серьёзный расцвет культуры, в том числе и философского мышления. Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину, создавшего «Канон медицинской науки».

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Авиценна пришел к идеалистической трактовке понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в Боге.

Универсалии – это не только разум Бога, но они есть подлинная глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений природы. Универсалии могут стать идеями индивидуального разума. Они же позволяют человеку видеть мир в целом, понять его первооснову.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Она имеет две особенности.

Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от растительных до образного мышления, ставятся в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных системах организма.

Своеобразие второй особенности заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления организма, но и животнообразные, к которым относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.

Длительность психических актов впервые была определена экспериментально.

От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К ним относились обобщенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая сила и образное мышление.

Изучением функций глаза занимался и другой ученый той эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия и др.

 

Особенности психологической мысли периода Возрождения. Натурфилософское направление психологической мысли Возрождения. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.

Обостряется борьба с религиозным догматизмом и в результате происходит гуманизация во всех общественных направлениях в эти годы. Создание условий для достойной жизни человека. Думают больше о человеке.

Антропоцентризм - в центре человек, все для человека.

В эти годы множество научных открытий.

Н.Коперник - создатель гелиоцентрической системы.

Иоган Келлер - математически доказал теорию движения планет.

Галилео Галилей - открытия в области астрономии.

Эти открытия наносили удар схоластике.

Новое представление о человеке. О единстве человека и природы. Человек - часть природы, следовательно на человека распространяются все законы природы.

Это прежде всего механистические законы. Следовательно человек - некий механизм. Но это не давало ответов на вопросы о душе человека. Появляются ученые, связывающие душевную жизнь человека с его физиологическим строением. Архитекторы, художники.

Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407–1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.

Другой крупный представитель итальянской мысли XV в. – П. Помпонацци (1462–1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.

Б. Телезио (1508–1588). По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе она пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное термином «дух».

Представители Возрожденческой философии существовали и в Испании. Так Л. Вивес (1492–1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем самонаблюдения и внутреннего опыта.

Другой врач, Х. Уарте (XVI в.) требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Леонардо да Винчи - все эмоциональные состояния - радость, печаль, страх - отличаются определенными мышечными движениями. Это проявляется в мимике. Мышечные движения лица например. Леонардо да Винчи говорил, что творческое воображение можно тренировать. "Даже пятна на стене позволяют художнику разглядеть в них свои будущие картины..." (Можно сопоставить это с пятнами Роршаха).

Леонардо да Винчи исследовал работу человеческого глаза. Вывод - работа глаз управляется не способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. Механизм зрения основан на рефлекторной дуге. Он это описал.

Данте Олигьери - создатель "Божественной комедии". Развивал идею о богоподобии человека. Следовательно человек должен стремиться к самовозвышению, к самореализации. Он не игрушка в руках бога. Он самостоятелен.

Франческа Петрарка "отец гуманизма". Идея о возможности человека к саморазвитию. Его работа называется "Моя тайна". Описывает внутренние конфликты человека, которые мешают человеку взаимодействовать с другими людьми. Пытается привести способы решения этих внутренних конфликтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.008 с.)