Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекторское мастерство преподавателя

Поиск

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.).

Результативность лекции

Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции?

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы и рекомендации. Пожелания лектору-преподавателю.

Основные требования к лекции:

- реализация воспитательного потенциала лекции;

-научность и информативность ее содержания (современный научный уровень);

- доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств); - связь лекционного материала с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов;

- эмоциональность формы изложения;

- активизация внимания, памяти и мышления слушателей (организация обратной связи, образность и выразительность речи, повторения, установки на длительность запоминания, выделение опорных пунктов для запоминания, использование мнемонических приемов, дается ли логически верное определение вновь вводимых понятий, создаются ли проблемные ситуации, учитываются ли индивидуальные способности студентов, используются ли приемы эвристической беседы);

- постановка вопросов для размышления и вовлечения студентов в проблемную ситуацию;

- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- методическая обработка текста лекции (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- изложение материала доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимым терминов и названий;

- стиль общения преподавателя на лекции (моменты агрессивности, высокомерия; наличие педагогического такта; возникновение конфликтных ситуаций в общении со студентами; академический, эмоциональный стиль общения; дружелюбное поведение; наличие вопросов со стороны студентов и т.п.);

- доминирующее психологическое состояние студентов на лекции (вялость, апатия, безразличие, пассивность, эмоциональный подъем, заинтересованность проблемой);

- использование аудиовизуальных дидактических, в том числе компьютерных, материалов и средств.

Перечисленные требования лежат в основе оценки качества лекции.


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ПЗ)

Исходные данные

Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Название дисциплины. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.

Общая характеристика занятия

Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д.). Тема практического занятия. Цели практического занятия. Место ПЗ в общей системе учебных занятий по предмету. Отвечает ли ПЗ общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесена ли проблематика ПЗ с последовательностью изложения тем на лекциях.

Структура практического занятия

Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов преподавателем; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме.

Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем?

Содержание и методика проведения занятия

Готовились ли заранее студенты к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д.)? Наличие у них плана ПЗ, заданий для самостоятельной работы.

Какие методы обучения, виды и формы работ применялись на занятии (обсуждение отдельных вопросов, рефератов, докладов, сообщений; дискуссии, полемика, содоклады; решение задач, ситуаций, тренировочных упражнений; работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой; тесты; проведение экспериментов; игры; моделирование ситуаций; рефлексия и т.д.).

В полной ли мере способствовали данные методы, формы и виды работ усвоению содержания учебного материала? Какие из них «не сработали»? Почему? Применение каких методов, видов работ и заданий было эффективным?

Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся процесс овладения умениями и навыками постановки и решения учебных проблем и задач, опровержения или отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли студенты рост сложности выполняемых заданий?

Как решались педагогом более частные дидактические задачи обучения: повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса?

Применение преподавателем активных форм и методов обучения.

Использование дидактического материала и компьютерных средств обучения на ПЗ. Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5. Руководство работой студентов

Реализация индивидуального подхода. Учет при разработке плана занятий и заданий уровня подготовки и научных интересов студентов группы. Как учитывались личностные качества студентов при организации учебной деятельности, распределении заданий?

Каким образом вовлекал преподаватель студентов в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблем, ситуаций, задачи т. д.?

Активность студентов. Были ли заняты студенты напряженной творческой работой, поиском решений?

Активность преподавателя; его профессионализм, организаторские и коммуникативные умения. Позиция преподавателя на занятии (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т.д.).

Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотрудничества?

Результативность практического занятия

Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели занятия? Степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции.

Диагностика достигнутых студентами учебных результатов. Мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ. В какой мере будет способствовать данное практическое занятие дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы, рекомендации и пожелания преподавателю.


Примерная схема отчета практиканта.

ОТЧЕТ

 

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

по педагогической практике студента _________ курса _______________

 

_____________________ факультета в ________________ (учебное заведение)

 

в период с ___________________ 200__ г. по ____________________ 200__ г.

(дата) (дата)

 

 

1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.

2. В какой учебной группе (классе) проходил (а) практику.

3. Количество проведенных лекций, практических занятий (уроков). Какие лекции, практические занятия (уроки) проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения, почему?

4. Какие основные дидактические задачи решались в период практики? Какие получены результаты?

5. Как учитывались и использовались активные методы обучения, новые образовательные технологии (элементы проблемного обучения, личностно-ориентированная модель обучения, развивающее обучение, исследовательские методы работы, ТСО и др.) и передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Получили ли вы удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения?

6. Какую внеклассную работу по психологии смогли провести: занятия кружка, факультативов и др. (для школ и ССУЗов).

7. Какие основные воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным учебным коллективом для их решения? Какие встретились затруднения в подготовке и проведении внеклассных воспитательных мероприятий? (для школ и ССУЗов)

8. Как реализовался на практике индивидуальный подход к обучаемым?

9. Содержание и форма помощи в ходе практики, которую оказала: факультетский руководитель практики, групповой методист, завуч по учебной (внеклассной) работе, директор учебного заведения, преподаватель психологии, классный руководитель (куратор). Чья помощь была особенно полезна, в каком отношении.

10. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.012 с.)