Составитель: Конькова А.Н. преподаватель



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: Конькова А.Н. преподаватель



Составитель: Конькова А.Н. преподаватель

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»

 

Рецензент: ., методист

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»

 

 

Аннотация

 

Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ, а также тексты к лингвистическим задачам.

Методические рекомендации могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Русский язык», а также являются средством рейтингового оценивания студентов в рамках ведения предметного портфолио.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………...……………………………………………………...………………………….5

1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» ...........................................6

2. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями…………………….…………...7

3. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………………..….....10

Занятие №1. Тема: Основные сведения о языке и речи …...……………………………………......…..10

Занятие №2. Тема: Текст как произведение речи………………………...…...………………..……....12

Занятие №3. Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного

русского языка…............................................................................................................................…13

Занятие №4. Тема: Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение…………………...……..14

Занятие №5. Тема: Публицистический стиль речи, его назначение ……………………….…….........…15

Занятие №7. Тема: Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) ……….......18

Занятие №8. Тема: Слово в лексической системе языка ………………………………….......………..19

Занятие №9. Тема: Систематизация русской лексики с точки зрения ее происхождения

(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) ……………………………...…20

Занятие №10. Тема: Систематизация лексики с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика,

книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы) ……………………...….21

Занятие №11. Тема: Знакомство с типами словарей, одноязычными и двуязычными словарями,

видами одноязычных словарей ………………………………………………………….….………...23

Занятие №12. Тема: Классификация фразеологизмов ………………………………………………….24

Занятие №13. Тема: Классификация фонетических единиц ……………………………………………27

Занятие №14. Тема: Классификация орфоэпических норм: произносительные и нормы ударения ………..28

Занятие №15. Тема: Знакомство с благозвучием речи, звукописью как изобразительным средством …..….31

Занятие №16. Тема: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных …………………..32

Занятие №17. Тема: Понятие морфемы как значимой части слова …………………………………...…33

Занятие №18. Тема: Способы словообразования, словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов…….………………….……….34

Занятие №19. Тема: Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция) …………………………………………………………………..………..35

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных ………………………......35

Занятие №21. Тема: Лексико-грамматические разряды имен числительных …………………………….36

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных …………………………..36

Занятие №23. Тема: Определение грамматических признаков глагола .....................................................37

Занятие №24. Тема: Определение грамматических признаков наречия …………………………………37

Занятие №25. Тема: Правописание союзов …………………………………………………………...38

Занятие №26. Тема: Правописание частиц ……………………………………………………………39

Занятие №27. Тема: Правописание предлогов ………………………………………………………...40

Занятие №28. Тема: Правописание междометий и звукоподражаний …………………………………...41

Занятие №29. Тема: Выделение словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого ………43

Занятие №30. Тема: Строение словосочетания ………………………………………………………..44

Занятие №31. Тема: Классификация видов предложений по цели высказывания; восклицательные предложения …………………………………..……………………………………………………46

Занятие №32. Тема: Выделение предложений с однородными членами и знаков препинания в них ………47

Занятие №33. Тема: Классификация односоставных и неполных предложений …………………………49

Занятие №34. Тема: Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении ………………..49

Занятие №35. Тема: Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении ……………….50

Занятие №36. Тема: Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи …...51

Занятие №37. Тема: Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ………………51

Занятие №38. Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста ……………………………..52

Занятие №39. Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении ...…………………………….53

Заключение………………………………………………………………………...................................55

Литература ………………………………………………………………..…….………..……………..56

Приложение ……………………………………………………………………..……............................57

Рецензия…………………………………………………………………………………………………60

Введение

Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.

Современные учебные программы, основанные на постулатах нового Федерального стандарта СПО, включают в себя не только совместную аудиторную деятельность студентов и преподавателя, но и внеаудиторную – самостоятельную работу учащихся. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» не является исключением. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование данного курса также предполагает самостоятельную деятельность студентов.

Организовать процесс самостоятельной работы учащихся сложно, так как существующая на сегодняшний день учебно-методическая литература, к сожалению, пока не ориентирована на новые требования образования, поэтому возникла необходимость в создании методических рекомендаций, адаптированных не только на новые требования учебной программы, но и учитывающих уровень знания учащихся.

Следовательно, данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям русского языка в организации самостоятельной деятельности в рамках курса «Русский язык». Для реализации цели были поставлены задачи:

– раскрыть сущность и особенность курса «Русский язык»;

– включить в методическую работу задания, взятые из рабочей программы дисциплины «Русский язык»;

– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.

 

 

1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»

 

Курс учебной дисциплины «Русский язык» рассчитан на 117 академических часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов и самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.

Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности студентов. Внеаудиторная работа учащихся ориентирована на реализацию некоторых требований примерной программы учебной дисциплины «Русский язык». В результате выполнения самостоятельной работы студентам даётся возможность получить определённые знания, умения и навыки:

· умение

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

 

· знание

– связи языка и истории, культуры русского и других народов;

– основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязей;

–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения.

 

· использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

– совершенствования коммуникативных способностей;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

2. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями

 

Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка (анализ и синтез), решение лингвистических задач.

Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:

1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.

 

2. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.

 

3. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.

 

4. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.

 

5. Учащиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.

 

6. Учащиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.

 

7. Учащиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).

 

8. Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:

· тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 18 листов в линию

· титульный лист оформляется следующим образом:

 

 

  ТЕТРАДЬ для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» студента группы МК-119 БОУ СПО «СТПП»____________ Иванова Александра Петровича________________________ 2013-2014 учебный год

· последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;

· тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.

· обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:

ü запрещено выходить за поля,

ü запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),

ü оформлять решение лингвистической задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,

ü в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся дисциплины «Русский язык», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.

 

Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению

заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Занятие №1

Занятие №2

Текст для анализа

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела, поведении ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов, определяет степень защитной функции организма. Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных ПД – соль, сахар, перец, лимонную кислоту. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п. Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Потребность в них особенно возросла в последнее время в связи с увеличением спроса на более питательные и более удобные для использования пищевые продукты. Но нельзя забывать о том, что, некоторые виды добавок как естественных, так и искусственных противопоказаны определённым группам людей страдающих теми или иными заболеваниями, многие из которых могут вызывать аллергическую реакцию разной степени тяжести. По данным отечественных и зарубежных исследователей, распространенность пищевой аллергии во всём мире возрастает и колеблется по странам в широких пределах: от 0,01 до 50%. Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте. Почему число заболеваний связанных с потреблением современных продуктов питания неуклонно растёт? Во-первых, это связано заменой традиционного питания на систему быстрого питания и приготовления пищи, где в максимальной степени используются достижения современной химии и биотехнологии. Во-вторых, это связано с повышением проницаемости слизистой кишечника, которое отмечается при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, спровоцированных нетрадиционной пищей и теми химическими добавками, которые присутствуют в ней. Надо понять, что без пищевых добавок сегодня уже не обойтись. Но для того, чтобы остановить распространение этих заболеваний связанных с приёмом пищи, в настоящее время необходимо широкое информирование населения с целью обучения граждан и их близких избегать употребления продуктов, содержащих потенциально опасные продукты и пищевые

Занятие №3

Текст для анализа

Занятие №4

Занятие №5

Текст

Каждый человек хотя бы несколько раз за всю жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. (4) Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительный встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

К.Паустовский

Занятие №6

Занятие №7

Занятие №8

Занятие №9

Занятие №10

Занятие №11

Занятие №12

Занятие №13

Занятие №14

Тема: Классификация орфоэпических норм:

Эталон ответа

Номер задания Задание с вариантами ответа Ответ
А1 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
А2 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
А3 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
И т.д.    

 

* В случае если тест не соответствует первым четырём требованиям, самостоятельная работа не оценивается

ü При составлении тестанужно соблюдать следующие правила:

– прежде всего, каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как "что", "как", "когда", "где", "сколько" или с фраз "в каких случаях", "в каком месте", "с кем из" и т.д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.

Например: Какие из указанных документов относятся к ценным бумагам??

1) вексель

2) закладная

3) сберегательная книжка

4) договор

– запрещается составлять многозначный вопрос, допускающий множество решений, не отраженных в элементах ответа

– запрещается использовать заведомо неизвестные термины и названия (так же как и придумывать – для пущей «запутанности» – несуществующие)

 

Рекомендуемая литература:

  1. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2004
  2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2008.

 

Занятие №15

Занятие №16

Требования к составлению словарного диктанта:

ü Словарный диктант составляется в тетради для самостоятельных работ

ü Слова диктанта должны соответствовать этическим нормам языка

ü Объём словарного диктанта – не менее 28 слов

ü Слова диктанта должны быть подобраны согласно следующим темам*:

* на каждую тему необходимо подобрать 7 слов

ü Слова диктанта должны быть грамотно оформлены (соблюдены орфографические и пунктуационные нормы (1 балл)

Рекомендуемая литература:

1. Бузулукова А.М. Русский язык. Сборник диктантов. – М., 2004

2. Курочкина А.Л., Паршина В.В. 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов. – М., 1995

3. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – М., 2008

4. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗЫ. – М., 2003

Занятие №17

Занятие №18

Тема: Способы словообразования, словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

Задание: составить орфографический диктант по изученным орфограммам

Требования к составлению орфографического диктанта:

ü Словарный диктант составляется в тетради для самостоятельных работ

ü Слова диктанта должны соответствовать этическим нормам языка

ü Объём словарного диктанта – не менее 27 слов

ü Слова диктанта должны быть подобраны согласно следующим темам*:

* на каждую тему необходимо подобрать 9 слов

ü Слова диктанта должны быть грамотно оформлены

Рекомендуемая литература:

1. Бузулукова А.М. Русский язык. Сборник диктантов. – М., 2004

2. Курочкина А.Л., Паршина В.В. 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов. – М., 1995

3. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – М., 2008

4. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗЫ. – М., 2003

 

 

Занятие №19

Занятие №20

Занятие №21

Занятие №22

Занятие №23

Занятие №24

Занятие №25

Тема: Правописание союзов

Задание: написать сообщение о разрядах союзов

Требования к оформлению сообщения:

А) графические требования:

ü сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см.

ü разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц;

ü оформление сообщения должно иметь указанный ниже вид

Сообщение на тему: «Разряды союзов» студента группы ТПП-119 БОУ СПО «СТПП» Сидорова Максима Петровича   (Текст сообщения)     Список использованной литературы: 1. 2. 3.   Проверил: Конькова А.Н., преподаватель русского языка и литературы   Оценка:   Роспись оценщика:  

Б) требования к содержанию сообщения:

ü сообщение должно соответствовать заявленной теме

ü сообщение должно содержать в себе три части: вводная часть, основная и заключение. Данные части должны иметь логические переходы или связки.

ü сообщение должно включать в себя следующие аспекты:

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972.

Рекомендуемая Интернет-ссылка:

www.philology.ru/linguistics2/vinogradov

 

 

Занятие №26

Тема: Правописание частиц

Задание: заполнить таблицу примерами правописания частиц

с разными частями речи

Задание выполняется в тетрадях для самостоятельных работ. Требуется заполнить таблицу правописания частицы НЕ с разными частями речи, используя рекомендуемую литературу.

 

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

№ п/п Часть речи НЕ пишется раздельно НЕ пишется слитно
Имя существительное    
Имя прилагательное    
Глагол    
Причастие    
Деепричастие    
Наречие    

Рекомендуемая литература:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык, 10-11 класс. Учебник. – М., 2011. – стр. 232

Занятие №27

Занятие №28

Занятие №29

Занятие №30

Занятие №31

Тема: Классификация видов предложений по цели высказывания;

Восклицательные предложения

Задание: составить тест по изученному материалу

Требования к составлению теста:

ü Тест оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,0; поля по 1 см. сверху, снизу, слева, справа

ü Не разрешается двустороннее оформление теста на листе, количество тестовых заданий – 20, из предлагаемых ответов правильным является только один ответ.

ü Тест должен соответствовать теме: «Классификация видов предложений по цели высказывания; восклицательные предложения».

ü Тест оформляется следующим образом*:

 

Бланк тестовых заданий

Номер задания Задание с вариантами ответа
А1 … 1) … 2) … 3) … 4) …
А2 … 1) … 2) … 3) … 4) …
А3 … 1) … 2) … 3) … 4) …
И т.д.  

Эталон ответа

Номер задания Задание с вариантами ответа Ответ
А1 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
А2 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
А3 … 1) … 2) … 3) … 4) …    
И т.д.    

 

* В случае если тест не соответствует первым четырём требованиям, самостоятельная работа не оценивается

ü При составлении тестанужно соблюдать следующие правила:

– прежде всего, каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как "что", "как", "когда", "где", "сколько" или с фраз "в каких случаях", "в каком месте", "с кем из" и т.д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.

Например: Какие из указанных документов относятся к ценным бумагам?

1) вексель

2) закладная

3) сберегательная книжка

4) договор

– запрещается составлять многозначный вопрос, допускающий множество решений, не отраженных в элементах ответа

– запрещается использовать заведомо неизвестные термины и названия (так же как и придумывать – для пущей «запутанности» – несуществующие)

Рекомендуемая литература:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

 

Занятие №32

И знаков препинания в них

Задание: составить кроссворд по теме

Требования к составлению кроссворда:

ü Кроссворд составляется на двух листах формата А4. На первом листе оформляется сетка кроссворда (сетку можно оформить «от руки»). На втором листе оформляются вопросы кроссворда, которые в обязательном порядке оформляются печатным текстом, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,0; поля по 1 см. сверху, снизу, слева, справа.

ü Количество вопросов кроссворда – 20 (не обязательно 10 по вертикали и 10 по горизонтали)

ü Кроссворд должен соответствовать теме: «Выделение предложений с однородными членами и знаков препинания в них» и содержать следующие аспекты:

– группировка однородных и неоднородных определений;

– предложения с обособленными и уточняющими членами;

– обособление определений;

– обособление приложений;

– обособление дополнений;

– обособление обстоятельств;

– классификация уточняющих членов предложения.

ü Кроссворд оформляется следующим образом*:

Лист 1

 

И знаков препинания в них»

Составил: Сидоров Максим Петрович,

студент группы ТЭТ-119

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка и литературы

Оценка:

 

Роспись оценщика:

Например:

   
                 
       
                 
           
                       
                     
                   
                       
                                           

 

Лист 2

Вопросы: По горизонтали: 1. (…); 2 (…)   По вертикали: 1 (…); 2 (…)

* В случае если тест не соответствует первым четырём требованиям, самостоятельная работа не оценивается

 

ü Кроссворд составляется по следующим правилам:

– не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;

– в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;

– каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;

– слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

– не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные термины;

– вопросы к кроссворду должны быть чёткими, лаконичными и понятными.

Рекомендуемая литература:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык, 10-11 класс. Учебник. – М., 2011.

Занятие №33

Занятие №35

Занятие №36

Занятие №37

Занятие №38

Занятие №39

Заключение

 

Методические рекомендации были разработаны в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», поэтому облегчают организацию самостоятельной работы не только студентам, но и преподавателям русского языка, реализуя при этом основную цель данных методических указаний.

Полагаем, что правильная организация самостоятельной работы студентов станет своеобразным средством повышения интереса к предмету, вызова мотивации к изучению.

 

Литература

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.
  2. Бузулукова А.М. Русский язык. Сборник диктантов. – М., 2004.
  3. Булатов К.С. Собирал человек слова. – М., 1966.
  4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Лексика и Фразеология/ Современный русский язык. – М., 2008
  6. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на- Дону, 2004.
  7. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. Русское слово. – М., 1983.
  8. Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972.
  9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
  10. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для ун-тов. – М., 1996.
  11. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык, 10-11 класс. Учебник. – М., 2011.
  12. Жуков, А. В., Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1989.
  13. Зданкевич В.Г. Русский язык: дидактический и справочный материал. – М., 2002.
  14. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.Стилистика русского языка. – М, 2008
  15. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2009.
  16. Курочкина А.Л., Паршина В.В. 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов. – М., 1995.
  17. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Л.,1968.
  18. Подобин В.М., Зимина И.П. Русские пословицы и поговорки. – Л.,1956 г.
  19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001
  20. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин; Ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М., 1979.
  21. Сборник лекций Попова А.С., подготовленных преподавателями ГГПИ им.В.Г. Короленко

Калининой Л.А., Ореховой Н.Н. Синтаксис современного русского языка: Конспекты лекций. – Глазов, 2005.

  1. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – М., 2008.
  2. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗЫ. – М., 2003.
  3. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. – М, 2009.
  4. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
  5. Ушакова О.Д. Почему так говорят. – СПб., 2007.
  6. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений – М., 2008.

 

Приложение 1

В русском языке синтаксический анализ предложения зависит от его состава. Как правило, отмечают три вида разбора:

1. Синтаксический анализ простого предложения.

2. Синтаксический анализ сложного предложения:

– синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

– синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

– синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

3. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи.

 

Рецензия

на методические рекомендации по организации

самостоятельной деятельности студентов

 

 

 

Составитель: Конькова А.Н. преподаватель



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.51.24 (0.038 с.)