Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста



Задание: написать сообщение о сложном синтаксическом целом и периоде

Требования к оформлению сообщения:

А) графические требования:

ü сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см.

ü разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц;

ü оформление сообщения должно иметь ниже указанный вид

Сообщение на тему: «Сложное синтаксическое целое и период» студента группы ТПП-119 БОУ СПО «СТПП» Сидорова Максима Петровича   (Текст сообщения)   Список использованной литературы: 1. 2. 3.   Проверил: Конькова А.Н., преподаватель русского языка и литературы   Оценка:   Роспись оценщика:  

Б) требования к содержанию сообщения:

ü сообщение должно соответствовать заявленной теме

ü сообщение должно содержать в себе три части: вводная часть, основная и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки.

ü сообщение должно включать в себя следующие аспекты:

  • понятие сложного синтаксического целого
  • понятие периода
  • отличие сложного синтаксического целого и периода от абзаца

Рекомендуемая литература:

  1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009
  2. Сборник лекций Попова А.С., подготовленных преподавателями ГГПИ им.В.Г. Короленко

Калининой Л.А., Ореховой Н.Н. Синтаксис современного русского языка: Конспекты лекций. – Глазов, 2005.

 

 

Занятие №39

Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении

Задание: составить кроссворд по теме

 

Требования к составлению кроссворда:

ü Кроссворд составляется на двух листах формата А4. На первом листе оформляется сетка кроссворда (сетку можно оформить «от руки»). На втором листе оформляются вопросы кроссворда, которые в обязательном порядке оформляются печатным текстом, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,0; поля по 1 см. сверху, снизу, слева, справа.

ü Количество вопросов кроссворда – 20 (не обязательно 10 по вертикали и 10 по горизонтали)

ü Кроссворд должен соответствовать теме: «Роль пунктуации в письменном общении» и содержать следующие аспекты:

– история знаков препинания;

– основные функции знаков препинания;

– виды знаков препинания;

– пунктуация как раздел науки о языке;

– основные правила пунктуации простого и сложного предложений;

ü Кроссворд оформляется следующим образом*:

Лист 1

 

Кроссворд на тему: «Роль пунктуации в письменном общении»

Составил: Сидоров Максим Петрович,

студент группы ТЭТ-119

Проверил: Конькова А.Н.,

преподаватель русского языка и литературы

Оценка:

 

Роспись оценщика:

Например:

   
                 
       
                 
           
                       
                     
                   
                       
                                           

 

Лист 2

Вопросы: По горизонтали: 1. (…); 2 (…)   По вертикали: 1 (…); 2 (…)

* В случае если тест не соответствует первым четырём требованиям, самостоятельная работа не оценивается

ü Кроссворд составляется по следующим правилам :

– не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;
– в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;

– каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;

– слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

– не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные термины;

– вопросы к кроссворду должны быть чёткими, лаконичными и понятными.

 

 

Заключение

 

Методические рекомендации были разработаны в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», поэтому облегчают организацию самостоятельной работы не только студентам, но и преподавателям русского языка, реализуя при этом основную цель данных методических указаний.

Полагаем, что правильная организация самостоятельной работы студентов станет своеобразным средством повышения интереса к предмету, вызова мотивации к изучению.

 

Литература

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.
  2. Бузулукова А.М. Русский язык. Сборник диктантов. – М., 2004.
  3. Булатов К.С. Собирал человек слова. – М., 1966.
  4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Лексика и Фразеология/ Современный русский язык. – М., 2008
  6. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на- Дону, 2004.
  7. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. Русское слово. – М., 1983.
  8. Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972.
  9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
  10. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для ун-тов. – М., 1996.
  11. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык, 10-11 класс. Учебник. – М., 2011.
  12. Жуков, А. В., Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1989.
  13. Зданкевич В.Г. Русский язык: дидактический и справочный материал. – М., 2002.
  14. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.Стилистика русского языка. – М, 2008
  15. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2009.
  16. Курочкина А.Л., Паршина В.В. 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов. – М., 1995.
  17. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Л.,1968.
  18. Подобин В.М., Зимина И.П. Русские пословицы и поговорки. – Л.,1956 г.
  19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001
  20. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин; Ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М., 1979.
  21. Сборник лекций Попова А.С., подготовленных преподавателями ГГПИ им.В.Г. Короленко

Калининой Л.А., Ореховой Н.Н. Синтаксис современного русского языка: Конспекты лекций. – Глазов, 2005.

  1. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – М., 2008.
  2. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗЫ. – М., 2003.
  3. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. – М, 2009.
  4. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
  5. Ушакова О.Д. Почему так говорят. – СПб., 2007.
  6. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений – М., 2008.

 

Приложение 1

В русском языке синтаксический анализ предложения зависит от его состава. Как правило, отмечают три вида разбора:

1. Синтаксический анализ простого предложения.

2. Синтаксический анализ сложного предложения:

– синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

– синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

– синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

3. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи.

 

Синтаксический анализ простого предложения

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.

3. Дать характеристику предложению:

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

 

Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково.

 

Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 

 



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.014 с.)