Боу спо УР «сарапульский техникум пищевой промышленности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боу спо УР «сарапульский техникум пищевой промышленности»



 

Рецензент:., методист

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»

 

 

Аннотация

 

Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ, а также тексты к лингвистическим задачам.

Методические рекомендации могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Русский язык», а также являются средством рейтингового оценивания студентов в рамках ведения предметного портфолио.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………...……………………………………………………...………………………….5

1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»...........................................6

2. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями …………………….…………...7

3. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………………..….....10

Занятие №1. Тема: Основные сведения о языке и речи …...……………………………………......…..10

Занятие №2. Тема: Текст как произведение речи………………………...…...………………..……....12

Занятие №3. Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного

русского языка…............................................................................................................................…13

Занятие №4. Тема: Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение…………………...……..14

Занятие №5. Тема: Публицистический стиль речи, его назначение ……………………….…….........…15

Занятие №7. Тема: Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) ……….......18

Занятие №8. Тема: Слово в лексической системе языка ………………………………….......………..19

Занятие №9. Тема: Систематизация русской лексики с точки зрения ее происхождения

(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) ……………………………...…20

Занятие №10. Тема: Систематизация лексики с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика,

книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы) ……………………...….21

Занятие №11. Тема: Знакомство с типами словарей, одноязычными и двуязычными словарями,

видами одноязычных словарей ………………………………………………………….….………...23

Занятие №12. Тема: Классификация фразеологизмов ………………………………………………….24

Занятие №13. Тема: Классификация фонетических единиц ……………………………………………27

Занятие №14. Тема: Классификация орфоэпических норм: произносительные и нормы ударения ………..28

Занятие №15. Тема: Знакомство с благозвучием речи, звукописью как изобразительным средством …..….31

Занятие №16. Тема: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных …………………..32

Занятие №17. Тема: Понятие морфемы как значимой части слова …………………………………...…33

Занятие №18. Тема: Способы словообразования, словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов…….………………….……….34

Занятие №19. Тема: Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция) …………………………………………………………………..………..35

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных ………………………......35

Занятие №21. Тема: Лексико-грамматические разряды имен числительных …………………………….36

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных …………………………..36

Занятие №23. Тема: Определение грамматических признаков глагола.....................................................37

Занятие №24. Тема: Определение грамматических признаков наречия …………………………………37

Занятие №25. Тема: Правописание союзов …………………………………………………………...38

Занятие №26. Тема: Правописание частиц ……………………………………………………………39

Занятие №27. Тема: Правописание предлогов ………………………………………………………...40

Занятие №28. Тема: Правописание междометий и звукоподражаний …………………………………...41

Занятие №29. Тема: Выделение словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого ………43

Занятие №30. Тема: Строение словосочетания ………………………………………………………..44

Занятие №31. Тема: Классификация видов предложений по цели высказывания; восклицательные предложения …………………………………..……………………………………………………46

Занятие №32. Тема: Выделение предложений с однородными членами и знаков препинания в них ………47

Занятие №33. Тема: Классификация односоставных и неполных предложений …………………………49

Занятие №34. Тема: Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении ………………..49

Занятие №35. Тема: Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении ……………….50

Занятие №36. Тема: Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи …...51

Занятие №37. Тема: Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ………………51

Занятие №38. Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста ……………………………..52

Занятие №39. Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении...…………………………….53

Заключение ………………………………………………………………………...................................55

Литература ………………………………………………………………..…….………..……………..56

Приложение ……………………………………………………………………..……............................57

Рецензия …………………………………………………………………………………………………60

Введение

Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.

Современные учебные программы, основанные на постулатах нового Федерального стандарта СПО, включают в себя не только совместную аудиторную деятельность студентов и преподавателя, но и внеаудиторную – самостоятельную работу учащихся. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» не является исключением. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование данного курса также предполагает самостоятельную деятельность студентов.

Организовать процесс самостоятельной работы учащихся сложно, так как существующая на сегодняшний день учебно-методическая литература, к сожалению, пока не ориентирована на новые требования образования, поэтому возникла необходимость в создании методических рекомендаций, адаптированных не только на новые требования учебной программы, но и учитывающих уровень знания учащихся.

Следовательно, данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям русского языка в организации самостоятельной деятельности в рамках курса «Русский язык». Для реализации цели были поставлены задачи:

– раскрыть сущность и особенность курса «Русский язык»;

– включить в методическую работу задания, взятые из рабочей программы дисциплины «Русский язык»;

– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.

 

 

1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»

 

Курс учебной дисциплины «Русский язык» рассчитан на 117 академических часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов и самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.

Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности студентов. Внеаудиторная работа учащихся ориентирована на реализацию некоторых требований примерной программы учебной дисциплины «Русский язык». В результате выполнения самостоятельной работы студентам даётся возможность получить определённые знания, умения и навыки:

· умение

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

 

· знание

– связи языка и истории, культуры русского и других народов;

– основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязей;

–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения.

 

· использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

– совершенствования коммуникативных способностей;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

2. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями

 

Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка (анализ и синтез), решение лингвистических задач.

Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:

1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.

 

2. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.

 

3. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.

 

4. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.

 

5. Учащиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.

 

6. Учащиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.

 

7. Учащиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).

 

8. Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:

· тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 18 листов в линию

· титульный лист оформляется следующим образом:

 

 

  ТЕТРАДЬ для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» студента группы МК-119 БОУ СПО «СТПП» ____________ Иванова Александра Петровича ________________________ 2013-2014 учебный год

· последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;

· тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.

· обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:

ü запрещено выходить за поля,

ü запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),

ü оформлять решение лингвистической задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,

ü в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся дисциплины «Русский язык», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.

 

Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению

заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Занятие №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.038 с.)