Общая схема работы с профессьянсом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая схема работы с профессьянсом



"Молекулы профессий":

 

А. Определение наиболее привлекательной специальности (для школьников) – основной полный вариант:

1.Знакомство с клиентом.

2.Краткое знакомство с общей идеей методики профессьянс "Молекулы профессий".

3.Выбор наиболее привлекательных качеств (которые клиент хотел бы в себе развивать).

4.Выбор 5-7 наиболее привлекательных специальностей.

5.Выбор 5-7 наиболее привлекательных трудовых действий. Определение их соответствия ранее отобранным качествам, т.е. насколько эти действия позволяют развивать эти качества и насколько сами качества позволят выполнить эти действия. При наличии рассогласований делаются корректировки, либо выбираются другие действия, либо выбираются иные качества...

6.Выбор 5-7 наиболее привлекательных организаций и отраслей производства. Здесь также определяется взаимосоответствие качеств и организаций, после чего возможны определенные корректировки выборов.

7.Выбор 5-7 наиболее привлекательных учебных действий. Здесь также определяется взаимное соответствие действий и ранее отобранных качеств с возможными корректировками выборов.

8. Составление "молекул профессий":

1) Из отобранных карточек учебных действий, трудовых действий и организаций составляются "молекулы" по сходству карточек. При этом одна карточка может относится одновременно к разным группам профессий (специальностей)...

2) Полученные группы профессий соотносятся с ранее выбранными карточками специальностей. В случае заметного несоответствия делаются корректировки.

3.При выборе наиболее предпочтительных профессий (специальностей) оценивается, сколько карточек относятся к той или иной группе и насколько в целом эта специальность будет соответствовать развитию личности клиента - по принципу: если какая-то специальность набирает много карточек, то на нее следует обратить особое внимание.

 

Б.Определение наиболее привлекательного профессионального учебного заведения (для школьников):

1.Знакомство с клиентом.

2.ОБщая инструкция.

3.Выбор наиболее привлекательных качеств. Если ранее это было сделано на данной консультации, то используются уже отобранные карточки. Если карточки с качествами были отобраны на предыдущей консультации, то выбор качеств лучше повторить.

4.Выбор 5-7 наиболее привлекательных карточек с учебными действиями. Определение их соответствия ранее отобранным качествам, т.е. насколько эти действия позволяют развивать эти качества и насколько сами качества позволят выполнить эти действия. При наличии рассогласований делаются корректировки, либо выбираются другие действия, либо выбираются иные качества...

5.Выбор 5-7 карточек с наиболее привлекательными специальностями... Если ранее специальности уже были определены (см. предыдущую схему использования профессьянса - по варианту А), то данные выбор делаются для уточнения (или для перепроверки), но при наличии достаточного времени...

6.Определение соответствия учебных действий ранее отобранным специальностям. При наличии сильных рассогласований делаются корректировки.

7.Составление "Молекул" (в данном случае, уместно сказать "молекул учебных заведений"). Из отобранных карточек учебных действий и специальностей составляется группы по сходству. Здесь также некоторые карточки могут одновременно относиться к разным группам. Особенно интересно, если это будут карточки специльностей...

Особенность определения учебного заведения в том, что одну и ту же специальность можно приобрести в разных учебных заведений. Поэтому под каждую специальность определяются возможные учебные заведения на основе знания консультантом (или школьником-клиентом) ситуации в данном городе или регионе (или даже в стране, если специальность редкая). Лучше выписать эти учебные заведения списком. И по каждому учебному заведению определить, сколько желательных карточек (учебных действий и специальностей) оно набирает - по принципу: если набирает много, то на это учебное заведение следует обратить особое внимание.

 

В. Определение наиболее привлекательного места работы (для выпускников вузов и колледжей, для безработных, для меняющих место работы).

Порядок работы с профессьянсом примерно такой же, как по варианту В (см. выше), только центральной группой становится не группа карточек с учебными действиями, а группа карточек организаций и сфер труда. Кроме того, важно иметь хотя бы общее представление о тех организациях (мест работы), которые могут стать объектом выбора.

Сами молекулы составляются из заранее до этого отобранных карточек трудовых действий и специальностей.

 

Вариант Г. Помощь в самопознании (для самоанализа реальных и желаемых качеств-компетенций с целью дальнейшего их развития, в том числе, и в профессиональной деятельности).

Понятно, что для этой цель больше подходит группа карточек с качествами – К. Здесь возможен более детальный отбор карточек, который проводится примерно по следующей схеме:

1.Знакомство (если с клиентом ранее работа не проводилась);

2. Объяснение смысла данной процедуры (помощь в самопознании, в выделении реальных желаемых качеств-компетенций и определение путей совершенствования качеств, которые на данный момент развиты не достаточно).

3.Клиент раскладывает карточки с качествами в три ряда: 1) дальний от себя – самые не значимые (которые не хотелось бы использовать в работе); 2) средний ряд – с неопределенной привлекательностью; 3) ближний – привлекательные.

4. Далее в каждом ряду карточки ранжируются по степени привлекательности: ближе к левому краю – более привлекательные (или приемлемые), а ближе к правому краю – менее привлекательные. Все это делается возрастающем или убывающем порядке.

5.Далее психолог начинает задавать уточняющие вопросы (относительно возможных противоречий и неясностей в данном раскалде – например, почему близкие по смыслу карточки далеко лежат по отношению друг к другу и т.п.). Важно, чтобы сам клиент начал искать подобные противоречия. По возможности ((и с согласия клиента) расклад корректируется…

6.Клиенту предлагается перевернуть затемненной частью вверх карточки с качествами, которые сам клиент оценивает у себя как не очень развитые (проблемные).

7.Далее клиенту предлагается отобрать 10-12 наиболее значимых для себя карточек. Заметим, это могут быть карточки из разных рядов.

8. Из отобранных карточек составляется «молекула» (в данном случае - «молекула личности»). Здесь можно выделить блоки с близкими качествами, посмотреть, в каких соотношениях находятся разные качества (как они взаимовлияют друг на друга), выделить центральные качества, которые являются связующими между разными блоками качеств и т.п. Для проведения такой работы сам психолог должен быть знаком с основами психотерапии и психологии личности.

 

Д.Уточнение привлекательных специальностей (сокращенный вариант – при недостатке времени и готовности консультанта с клиентом работать динамично):

Общая процедурная схема примерно такая же, как в предыдущем варианте – Г. Только обсуждаются не качества, а специальности. Отбираются желательные и нежелательные, а затем составляется «молекула», с выделением самых желательных специальностей…

 

Процедурные схемы работы с данным профессьянсом могут быть самые разнообразные. Можно варьировать сочетание разных групп карточек, определяя, как соотносятся, например, карточки с качествами и карточки со специальностями, карточки с трудовыми действиями и карточки с учебными действиями и т.п. Все это профконсультант или педагог- психолог может попробовать в дальнейшем, после того, как он почувствует уверенность в работе с предложенными нами вариантами и ему покажется, что он сможет использовать карточки по более интересным вариантам.

 

Более подробное описание основных процедурных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.008 с.)