Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессьянс «Молекулы профессий»

Поиск

Профессьянс «Молекулы профессий»

Общая характеристика методики.

Цель методики. Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с «образом» желаемых характеристик профессионального обучения, специальностей и будущего труда. Данный профессьянс является модифицированной (упрощенной, оптимизированной) версией профессьянса "Кто? Что? Где?" (см. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники, - М.: Вако, 2005, С.254-264). В прежней версии использовались подсказки для определения соответствия качеств человека трудовым действиям и особенностям работы в определенных сферах и организациях. В новой версии подсказки исключены, что требует от профконсультанта хорошего кругозора и эрудиции, общей ориентировки в разнообразном профессиональном труде и особенностях профессионального обучения в разных учебных заведениях, хотя бы на уровне своего города и региона.

Само название методики - "Молекулы профессии" основано на оригинальной идее Е.А.Климова о "формуле профессий" (см. Климов Е.А.). В отличие от "формул", где представлены лишь основные характеристики профессии, в "молекулах" определяются также и взаимосвязи этих характеристик, которые условно можно назвать "валентностями"... Заметим, что и в предшествующей методике - "Кто? Что? Где7" - также использовались "молекулы", показавшие свою эффективность и перспективность в плане активизации более серьезных размышлений самоопределяющегося подростка (или даже взрослого клиента).

Условия проведения. Профессьянс рассчитан на индивидуальную работу с клиентом и занимает в среднем от 45 минут (по сокращенной схеме) до 2-х часов работы(по полной схеме). Иногда, если позволяет время, методика может проводиться в несколько заходов (консультаций).

Данная методика предполагает определенную готовность клиента и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. От психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения, и наконец, свежая голова. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством не только для решения вопроса о конкретном профессиональном выборе, но и вопроса о перспективах своего личностного развития в будущем труде.

Методика включает в себя 5 групп карточек: 1) карточки с качествами человека или профессионально важными качествами - ПВК (см. приложение 6); 2) карточки типичных трудовых действий (Приложение 7); 3) карточки типичных сфер труда и организаций (см. Приложение 8); 4) карточки типичных учебно-профессиональных действий (при обучении в вузах и колледжах) (см. Приложение 9) и 5) карточки основных специальностей - в соответствии с официальным Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 12.01.2005, №4) (см. Приложение 10).

При этом карточки с качествами имеют два полюса (см. приложение 6). Это сделано для расширения возможностей методики. Например, при отборе карточек с качествами можно учесть, насколько эти качества развиты у данного клиента (светлая часть вверху, а затемненная - внизу), или наоборот, не развиты (соответственно, вверху - затемненная часть, а внизу - светлая часть карточки). Это бывает важно при соотнесении качеств со специальностями, с организациями, с трудовыми и учебными действиями.

Для удобства работы можно также приготовить три отдельных листа, на которых в виде перечней выписываются качества, трудовые действия, организации. учебные действия и специальности. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в ходе корректировок и замен в процессе работы. Сами перечни по всем пяти группам карточек представлены в специальных приложениях (см. Приложения 1-5).

Предлагаемая ниже процедура использования методики может показаться слишком подробной и громоздкой. Но опыт ее использования показывает, что в реальной работе она выглядит вполне простой и понятной для большинства учащихся 9-11 классов. Оправдывается столь подробное описание методики ее необычностью и важностью отдельных нюансов работы.

Порядок использования профессьянса

Предварительные замечания.

 

Сразу следует сказать о том, что представленные ниже правила не являются окончательными и идеальными. Методика обладает очень богатым потенциалом для импровизации и методического творчества. когда сам профконсультант (педагог-психолог) при желании сможет модифицировать ее по-своему, соотнося со своим опытом и особенностями своих воспитанников и потребностями региона, в котором он работает.

Ниже предлагаются основные правила работы с методиками. Но даже и здесь иногда мы обозначаем некоторые вариации этих правил.

Также следует заметить, что при наличии времени и желания работа даже с одной группой карточек может рассматриваться как отдельная методика. Напомним в этой связи, что даже в психодиагностике никогда не делаются окончательные выводы только по одному тесту (обычно используют "батареи" тестов, да еще растягивают обследование на несколько этапов)... При этом всегда бывает проблема соотнесения результатов, полученных по разным методикам. В настоящем профессьянсе есть возможность увязывать результаты разных групп карточек. Естественно, можно увязывать результаты по всему профессьянсу и с другими методиками... Например, со Схемой альтернативного выбора (см. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002, 378-387) и др.

 

Вариант Г. Помощь в самопознании (для самоанализа реальных и желаемых качеств-компетенций с целью дальнейшего их развития, в том числе, и в профессиональной деятельности).

Понятно, что для этой цель больше подходит группа карточек с качествами – К. Здесь возможен более детальный отбор карточек, который проводится примерно по следующей схеме:

1.Знакомство (если с клиентом ранее работа не проводилась);

2. Объяснение смысла данной процедуры (помощь в самопознании, в выделении реальных желаемых качеств-компетенций и определение путей совершенствования качеств, которые на данный момент развиты не достаточно).

3.Клиент раскладывает карточки с качествами в три ряда: 1) дальний от себя – самые не значимые (которые не хотелось бы использовать в работе); 2) средний ряд – с неопределенной привлекательностью; 3) ближний – привлекательные.

4. Далее в каждом ряду карточки ранжируются по степени привлекательности: ближе к левому краю – более привлекательные (или приемлемые), а ближе к правому краю – менее привлекательные. Все это делается возрастающем или убывающем порядке.

5.Далее психолог начинает задавать уточняющие вопросы (относительно возможных противоречий и неясностей в данном раскалде – например, почему близкие по смыслу карточки далеко лежат по отношению друг к другу и т.п.). Важно, чтобы сам клиент начал искать подобные противоречия. По возможности ((и с согласия клиента) расклад корректируется…

6.Клиенту предлагается перевернуть затемненной частью вверх карточки с качествами, которые сам клиент оценивает у себя как не очень развитые (проблемные).

7.Далее клиенту предлагается отобрать 10-12 наиболее значимых для себя карточек. Заметим, это могут быть карточки из разных рядов.

8. Из отобранных карточек составляется «молекула» (в данном случае - «молекула личности»). Здесь можно выделить блоки с близкими качествами, посмотреть, в каких соотношениях находятся разные качества (как они взаимовлияют друг на друга), выделить центральные качества, которые являются связующими между разными блоками качеств и т.п. Для проведения такой работы сам психолог должен быть знаком с основами психотерапии и психологии личности.

 

Д.Уточнение привлекательных специальностей (сокращенный вариант – при недостатке времени и готовности консультанта с клиентом работать динамично):

Общая процедурная схема примерно такая же, как в предыдущем варианте – Г. Только обсуждаются не качества, а специальности. Отбираются желательные и нежелательные, а затем составляется «молекула», с выделением самых желательных специальностей…

 

Процедурные схемы работы с данным профессьянсом могут быть самые разнообразные. Можно варьировать сочетание разных групп карточек, определяя, как соотносятся, например, карточки с качествами и карточки со специальностями, карточки с трудовыми действиями и карточки с учебными действиями и т.п. Все это профконсультант или педагог- психолог может попробовать в дальнейшем, после того, как он почувствует уверенность в работе с предложенными нами вариантами и ему покажется, что он сможет использовать карточки по более интересным вариантам.

 

Подведение итогов

Покажем это на примере только что обозначенной «молекулы» (см. выше – предыдущий раздел). В нашем случае, в соответствии с образовавшимися группами карточек можно ориентировочно определить, с какими сферами труда и специальностями они соотносятся: 1) армия и флот, правоохранительные органы, руководить, составлять планы, постоянно работать над собой (силовые структуры); 2) учебное заведение, составлять планы, научная организация, преподавать, работать с текстами, беседовать и консультировать, постоянно работать над собой (научно-образовательная деятельность); 3) медицинское учреждение, работать с текстами, обслуживать посетителей, беседовать консультировать, составлять планы (медицина).

Если группы карточек относятся к совершенно противоположным, явно не пересекающимся сферам, то можно просто по каждой группе отдельно уточнить соответствующие специальности. Для этого можно использовать карточки со специальностями. При более полном варианте использования профессьянса предполагается, что из группы карточек специальностей клиенты уже выбрал наиболее подходящие для себя и тогда их можно соотнести с теми сферами, которые получились в результате составления «молекул». Если имеется совпадение, то по каждой группе с помощью карточек специальностей можно просто уточнить более конкретные специализации, которые выписаны на самих карточках). Например, по медицинскому направлению ищем карточку «здравоохранение» (С-4) и выбираем наиболее интересные специализации: лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармацевтика и т.п. Выбор более конкретной специализации можно проделать с помощью методики Схема альтернативного выбора (см. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002, 378-387) и др.

При этом, если сравнивать сами группы карточек по привлекательности, то для этого можно использовать несложный прием. Профконсультант вместе с клиентом определяют, сколько карточек относится к каждой из групп – по принципу, чем больше карточек набирает данная группа, тем больше вероятности, что именно она наиболее подходит для данного клиента.

Для оптимизации данной работы, лучше использовать лист бумаги. Покажем на примере определения наиболее предпочтительной специальности, как это проще сделать. Выписываются все возможные специальности, которые соответствуют разложенным на столе группам профессий (в нашем случае это могут быть профессии «врач», «офицер», «преподаватель вуза» и т.п.).. При этом клиент может назвать и специальности, которые логически не выводятся из ранее сделанных раскладов (это можно объяснить тем, что клиент находится в творческом состоянии и начинает называть даже тио, что методика не выявила, но спровоцировала...).

Далее совместно подсчитывается, сколько карточек соответствует каждой специальности. Если какая-то специальность набирает наибольшее число таких соответствий, то на нее следует обратить особое внимание.

Для большей уверенности, можно соотнести эту специальность (наиболее предпочтительную) с ранее отобранными карточками с качествами и посмотреть, насколько такая специальность будет способствовать развитию значимых для клиента качеств.... С соответствующими корректировками (если понадобится).

Дополнительно (при наличии времени), можно посмотреть, насколько каждая из этих специальностей соотносится с отобранными карточками с качествами (насколько специальность позволит развиваться в желательном направлении) и с учебными действиями (насколько специальность приемлема в плане ее освоения в учебном заведении).

 

Если между группами карточек нет сильного противоречия, то можно попробовать определить «обобщенные (или универсальные) специальности», сочетающие в себе особенности разных групп труда. В нашем пример, такими обобщенными специальностями могут быть: «армейский врач», «преподаватель в военном училище», «медицинский психолог», «военный психолог» и др.

 

Подготовка профконсультанта и педагога-психолога

Специальностей – («С»).

(На основе ПЕРЕЧНЯ направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования - Утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.01.2005 № 4)

 

 

Специальности – С:   С-1. Физико-математические и естественные науки С-2. Гуманитарные и социальные науки С-3. Образование и педагогика С-4. Здравоохранение С-5. Культура и искусство С-6. Экономика и управление С-7. Информационная безопасность С-8. Сфера обслуживания С-9. Сельское и рыбное хозяйство С-10. Геодезия и землеустройство     С-11. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых С-12. Энергетика С-13. Металлургия, машиностроение и материалообработка С-14. Авиационная и ракетно-космическая техника С-15. Оружие и системы вооружения С-16. Морская техника С-17. Транспортные средства С-18. Приборостроение и оптотехника     С-19. Электронная техника, радиотехника и связь С-20. Автоматика и управление С-21. Информатика и вычислительная техника С-22. Химическая и биотехнологии С-23. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов С-24. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров С-25. Архитектура и строительство С-26. С-27. Военное образование  

 

 

Приложение 6.

Карточки типичных организаций – Где работать (Г)

 

  Г-1   Медицинские и дошкольные учреждения   Больницы, поликлиники, санатории, служба «скорой помощи», аптеки, роддома, ясли, детсады     Г-2   Управленческая и общественная организация   Министерство, заводоуправление, профсоюзная и др. работы     Г-3   Кино-, теле-, радиостудия; редакция, типография  
  Г-4   Строительная организация, шахта, карьер, нефтегазоразработки, горное дело     Г-5   Поле, сад, огород, ферма, прудовое хозяйство, пастбище Сельскохозяйственные работы     Г-6   Культурный центр   Клуб, центр творчества и досуга, библиотека, кинотеатр, театр, концертный зал, цирк  
  Г-7   Центры по оказанию населению индивидуальных и групповых услуг   (юридических, психологических, медицинских, культурно-оздоровительных и др.)     Г-8   Музей, выставочный зал, галерея, культурный заповедник     Г-9   Промышленное предприятие Завод, фабрика, НПО, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС  
Г-10     Работа дома   Домашний кабинет, мастерская, лаборатория; приусадебный участок, кухня Г-11   Дальняя экспедиция   …геологическая, археологическая, био-, метеостанция; бурильная вышка (вахтенный метод работы)   Г-12   Служба быта   Фотоателье, парикмахерская, пошивочное ателье; металлоремонт, ремонт часов и аппаратуры, ремонт квартиры  
Г-13   Заповедник, зоопарк, лесное хозяйство, парк Г-14   Торговая организация Магазин, универмаг, кафе, столовая, рынок, посреднические организации   Г-15   Банк, финансовый отдел, налоговая служба, почта    
Г-16   Научная, проектно-конструкторская организация НИИ, КБ, НПО, проектный институт Г-17   Учебное заведение.   Школа, лицей, колледж, вуз, академия   Г-18   Правоохранительные органы, государственная безопасность.   Полиция, погранвойска, пожарная охрана, спасательные службы (МЧС), инспекторы рыбнадзора, лесные инспекторы и др.  
Г-19   Армия и военный флот Мотострелковые войска, артиллерия, ВМФ, ВВС, ВДВ, ракетно-космические войска, военные строители и др. Г-20   Жилищно-коммунальныые службы   Озеленение, уборка улиц; горгаз, водопровод, ремонтно-эксплуатационные службы   Г-21   Гражданская авиация и вспомогательные службы   Экипажи самолетов, аэродромы, аэровокзалы  
Г-22   Морской и речной флот   Суда, порты, пристани, верфи, гавани Г-23   Железнодорожный транспорт, метро   Поезда, вокзалы, товарные станции, служба пути, депо   Г-24   Автодорожный транспорт   Автомобили, трамваи и троллейбусы; гаражи, автобазы, автовокзалы, автосервис  
Г-25   Спортивные организации и клубы   Стадионы, дворцы спорта, ипподром, спортивные базы, бассейны Г-26   «Высокий сервис»   Гостиницы, рестораны, обслуживание круизов, турбизнес, досуговые центры и клубы   Г-27   Культовое, религиозное учреждение   Храм, монастырь, духовная академия, семинария  

 

Приложение 9.

 

Карточки с учебными действиями (У):

 

  У-1   Слушать и конспектировать лекции   У-2   Самоподготовка, конспектирование источников   (рекомендуемых авторов, документы и.п.)   У-3   Делать рисунки, эскизы, чертежи, макеты  
У-4     Выступать с докладами   (устные доклады и с мультимедийными презентациями)   У-5     Производить расчеты   (в уме, на компьютере…)   У-6     Работать в учебных проектных группах  
У-7   Много писать   (рефераты, отчеты о практике и стажировке, курсовые, дипломы)   У-8   Проводить учебные эмпирические исследования и эксперименты   У-9   Самому планировать свою учебную деятельность   (все успевать…)  
У-10 Часто проходить тестовые испытания У-11 Часто сдавать устные экзамены и зачеты У-12     Обучаться на тренажерах   (по тренировке профессиональных навыков)  
У-13 Участвовать в дискуссиях, учебных тренингах и деловых играх   (работать в командах и микрогруппах) У-14 Самому решать организационные вопросы   (по проведению исследования, по месту стажировки и практики, вопросы трудоустройства после окончания…) У-15   Уметь налаживать отношения с проблемными преподавателями   (слишком строгими, невоспитанными и т.п.)  
У-16   Участвовать в культурной студенческой жизни (КВНы, походы, спортивные соревнования, встречи с деятелями культуры, диспуты и др.) У-17 Выполнять строгий учебный распорядок и этикет   (включая и ношение обязательной формы одежды) У-18   Часто бывать в учебных экспедициях и походах  
У-19 Проходить практику и стажировки на отдаленных объектах   (на научных базах, станциях и т.п.) У-20 Обучаться в неблагоприятных физических условиях   (плохо оборудованные аудитории и учебные мастерские, затянувшийся ремонт и т.п.) У-21   Обучаться в неблагоприятной социально-психологической среде   (поборы и взятки, примитивные ценности и т.п.)  
У-22 Выдержать сложные условия поступления   (высокий конкурс, взятки, высокая плата за подготовительные курсы, дорогостоящее репетиторство…) У-23 Сложное обучение   (высокий процент отсева на младших курсах, нервные срывы студентов и т.п.) У-24   Неудобное месторасположение места учебы   (дальняя дорога, разбросанные по городу филиалы и т.п.)  
У-25 Жить в общежитии, арендовать комнату или квартиру У-26 Высокая плата обучения У-27   Льготы при обучении   (отсрочка от армии, бесплатное питание, обмундирование, льготный или бесплатный проезд и др.)  

 

Приложение 10.

 

Профессьянс «Молекулы профессий»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.79 (0.011 с.)