Пути создания и развития детского коллектива как субъекта воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути создания и развития детского коллектива как субъекта воспитания.



 

Понятие коллектива

 

«Коллектив (от лат. collectives — собирательный) рас­сматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».

Коллектив как психолого-педагогическое явление в на­учной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое органи­зованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной сто­роны, формирование способности этой организации влиять на личность, с другой — формирование способности лично­сти поддаваться влиянию других.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоско­стях. С одной стороны, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, админист­ратор должны учитывать специфику класса, особенности его сплочения, с другой стороны, они обязаны стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Как считал Л. И. Уманский, самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелос­ти — превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них — групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группово­го сознания, определяющего направленность группы, явля­ется гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жест­кость, недоброжелательность, обман и т. п.) группа становит­ся асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива яв­ляется способность группы к самоуправлению (самоуправ­ляемость).

К третьему критерию относится подготовленность груп­пы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характе­ра, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Следует сказать еще о трех взаимосвязанных показателях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и во­левой коммуникативности. Интеллектуальная коммуни­кативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего язы­ка, способность членов группы понимать друг друга с полу­слова. Эмоциональная коммуникативность — это межлич­ностные связи эмоционального свойства, которые хорошо ха­рактеризует народная мудрость: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря». Волевая комму­никативность — это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надеж­ность в экстремальных ситуациях Ч

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются свои спады и подъемы, встречаются временные «болезни», веду­щие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Коллектив необходимо представлять как социальный организм, развитие которого существенно зависит от ха­рактера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Воспитательная работа предполагает:

■ рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо со­здать, чтобы использовать в воспитании всех и разви­тии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и как субъект воспитания;

■ выделение целеполагания как вида деятельности кол­лектива, детерминирующего развитие субъектности входящих в него детей;

■ представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе (быть со всеми и оставаться самим собой).

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педаго­гами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разно­типных первичных коллективов. Чаще всего типы коллек­тивов выделяют в соответствии с теми функциями, кото­рые они выполняют. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического харак­тера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объек­том педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.

Для развития коллектива класса важна реализация ком­плекса однородных задач, решаемых классными руководи­телями в своей педагогической деятельности; их можно на­звать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспе­чивающие реализацию поставленных педагогом целей.

Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспе­чить благоприятное для каждого развитие отношений в кол­лективе, в качестве целевых функций можно выделить сле­дующие: формирование гуманистических норм отношений, организационное сплочение коллектива, создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в сис­теме коллективных отношений, стимулирование лидерства, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

К процедурным функциям можно отнести следующие: диагностика уровня развития коллектива и отношений в нем, организация деятельности, подготовка организаторов.

В соответствии с современными подходами к пониманию взаимоотношений коллектива и личности группа по отно­шению к учащимся реализует следующие задачи:

■ коррекция различных влияний на учащегося, которые он испытывает как в школе, так и вне ее;

■ компенсация недостаточных возможностей самореали­зации учащегося в других объединениях;

■ социальная защита учащегося от неблагоприятных фак­торов окружающей социальной среды.

Считается, что реализация этих задач возможна при нали­чии в школе достаточно развитой воспитательной системы.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда про­тиворечий (Л. И. Новикова):

1) между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем разви­тии или, наоборот, отстающими от его развития;

2) между перспективами коллектива и перспективами его

членов;

3) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;

4) между отдельными группами учащихся с различны­ми ценностными ориентациями.

Большое значение для развития общешкольного коллек­тива имеет сотрудничество педагогов и учащихся. Отход от традиционной тоталитарной педагогики, от автократичес­ких методов управления ученическими коллективами тре­бует существенного пересмотра педагогических средств, форм и методов работы, которые прежде всего стимулиру­ют активность школьников, обеспечивают самоорганизацию ученических коллективов. Очень важно создать в коллективах учебных заведений обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности. Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани от­ветственности, возможна оптимизация управленческих воз­действий на коллектив.

Особое значение для формирования коллективных отно­шений имеет развитие самоуправления в ученическом кол­лективе.

 

Детское самоуправление является одной из форм орга­низации жизнедеятельности детей, которые можно клас­сифицировать по тому, кто является субъектом этой орга­низации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом. Если же сами учащие­ся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменя­ется выделением группы детей, которые имитируют учас­тие коллектива в управлении. Такая группа детей по сути создает «ученическую бюрократию», и никакого отноше­ния к подлинному процессу развития самоуправления это не имеет.

Формула «процессразвития детского самоуправления» употребляется нами в смысле последовательной смены состояний, непрерывных качественных изменений, обес­печивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую.

 

 

Подготовка школьников к осуществлению процесса самовоспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.006 с.)