ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и способы организации изучения результатов педагогической деятельности



 

Методы педагогического исследования– это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них (Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002), методы педагогического исследования подразделяются на методы изучения педагогического опыта (методы практического исследования), методы теоретического исследования и методы математической статистики.

Среди методов изучения педагогического опыта выделяются следующие:

методы опроса: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервьюирование;

4) наблюдение (наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение);

5) изучение продуктов деятельности: сочинений, рисунков, ученических тетрадей и т. п.;

6) изучение школьной документации: личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы школы, классных журналов и т. д.);

7) педагогическое тестирование (метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя);

8) метод экспертных оценок (метод, при котором исследуемое педагогическое явление оценивает группа компетентных в этом вопросе людей – экспертов);

9) биографический метод (изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках);

10) сопоставление независимых характеристик (предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей);

11) изучение фото-, аудио- и видеодокументов(школьной хроники) – метод изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино-, теле - и звуковых материалов;

12) педагогический эксперимент (метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания).

К методам теоретического исследования относятся:

- теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;

- индукция и дедукция – методы логических рассуждений, выстраиваемых при анализе полученных данных (при индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов);

- методы изучения литературы по предмету исследования: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование;

- педагогическое моделирование (метод создания и исследования моделей – мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности).

Для обработки и осмысления полученных педагогических данных используютсяметоды математической статики, которые можно разделить на следующие группы:

- методы изображения педагогических явлений в цифровых показателях: методы регистрации, ранжирования, шкалирования;

- методы первичной статистической обработки информации – методы вычисления элементарных статистик (средних арифметических оценок, процентных показателей и т. п.);

- методы математического выявление связей, зависимостей, закономерностей: метод корреляций, факторный анализ, графопостроение и т. д.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Принципы выбора методов научно-педагогического исследования.

1. Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

2. Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.

3. Принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, воспитательному процессу.

Организация педагогического исследования– этоупорядоченность методов педагогического исследования, конкретных действий и операций, позволяющая добиваться результатов в соответствии с поставленными задачами исследования. Чёткая организация исследования позволяет достигать поставленных целей в определённые сроки и обеспечивает достоверность полученных научных данных.

Педагогическое исследование организуется в соответствии с научной логикой. Логика педагогического исследования отражает основные этапы и процедуры, отражающие движение от постановки цели исследования к достижению результата.

 

Структура и логика научно-педагогического исследования (В.И. Смирнов)

 

I этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта и предмета, темы исследования. Формулировка общей и промежуточных целей исследования и соотнесение с целями задач.
II этап Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.
III этап Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
IV этап Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
V этап Организация и проведение преобразующего эксперимента.
VI этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
VII этап Выработка практических рекомендаций.

 

Таким образом, можно утверждать, что анализрезультатов и результативности педагогической деятельности в современной ситуации развития системы образования может рассматриваться как научно-практическая проблема:

· во-первых, профессионализма педагогов;

· во-вторых, управления развитием образовательных систем;

· в-третьих, научно-методического обеспечения педагогической деятельности.

Объективные трудности анализа результативности педагогической деятельности связаны с недостатками теоретических (сущностных), параметрических и критериальных оснований выявления результатов и определения уровня результативности для конкретных видов педагогической деятельности. Помочь в этом могут новые научные разработки.

Для анализа результативности педагогической деятельности целесообразно применить праксеологический подход, предполагающий рассмотрение человеческой деятельности (в данном случае – педагогической) с точки зрения оптимальности (правильности) ее осуществления.

Исходя из обозначенных проблем необходимо:

· Выявить смысловые особенности и возможные трудности анализа результативности педагогической деятельности с позиции профессиональной деятельности педагогов, управления развитием образовательных систем и научно-методического обеспечения педагогической деятельности.

· Проанализировать имеющиеся теоретические, параметрические и критериальные основания выявления результатов и определения уровня результативности для конкретных видов педагогической деятельности.

· Раскрыть смысл понятия «праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности» и представить методологическое обоснование сущности праксеологического подхода к анализу результативности педагогической деятельности.

· Определить систему параметров анализа и критериев оценки результативности педагогической деятельности и разработать праксеологический инструментарий выявления и анализа результативности педагогической деятельности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.005 с.)