Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров



Характеристика эвристических методов оценки качества товаров, отличительные особенности данной группы методов от измерительных методов исследования. Достоинства и недостатки эвристических методов. Роль эвристических методов в экспертизе товаров.

Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.

1) Органолептический (1 эксперт) подразделяется на 5 групп: обонятельный, вкусовой, аудиометод, визуальный, осязательный.

-сенсорный (для оценки кач-ва продуктов питания - цвет, запах, вкус).

-дегустационный метод - предполагает апробирование пищевых продуктов.

+ доступность и быстрота, отсутствие дорогостоящего оборудования, простота.

- субъективный, безразмерные величины, несопоставимость и недостаточная вопроизводимость результатов.

2) Экспертный - метод оценки, проводимый группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Основан на принятии решений, основанных на знании и опыте экспертов.

+ воспроизводимость, более высокая объективность, возможность принимать решения, отражает мнения потребителей.

- субъективный, ограниченность применения, высокие затраты и трудоемкость.

3) Социологический (сбор мнений потр-лей); минус - необъективный, неточный.

7 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)

Определение терминов «свойство», «потребительское свойство товаров». Количественная и качественная характеристики свойств товаров. Показатели качества: единичные, комплексные, базовые, относительные. Потребительские свойства: назначения, надежности, эргономические, эстетические, безопасности и др. Значимость отдельных потребительских свойств для товаров разных однородных групп.

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Качество товара – совокупность потребительсикх свойств товара.

Св-во - объектив особ-ть продукции (или тов), проявляющаяся при ее созд-и, оценке, хранении и потреб-и (эксплуатации). Примечание - при эксплуатации расходуется ресурс тов, а при потреб-и расходуется сам тов.

Потребит св-во тов – св-во тов, проявляющееся при его исп-и потр-лем в процессе удовл-я потр-тей.

Потребит-ий показ-ль кач-ва тов - количеств хар-ка 1 или неск потребит св-в тов, рассматриваемая применительно к усл-ям его потр-я.

Показ-ль кач-ва - количеств и качеств выр-е св-в продукции, определяющих ее кач-во.

Показ-ли кач-ва в завис-ти от кол-ва характеризуемых св-в м.б. единичными и комплексными:

Единич показ-ль кач-ва тов относится только к одному из его св-в (стойкость запаха духов, цвет плодов и др.). Комплекс показ-ль кач-ва тов хар-ет сов-ть св-в, составляющих кач-во продукции.

Базовые показ-ли – показ-ли, хар-щие кач-во продукции, принятой за эталон.

Относит показ-ли хар-ся отн-ем показ-ля кач-ва к соотв-щему базовому показ-лю кач-ва.

На формир-е потребит св-в тов оказывают влияние сырье и мат-лы, применяемые для их изготовления, процессы пр-ва, конструктивные особ-ти, стимулирующие факторы.

Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойтсв и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей и др. К потребит св-вам тов относятся социальные, функциональные, надежности в потр-и, эргономические, эстетические, экологические, безопасности.

Соц св-ва опр-ся сист обществ ценностей и хар-ся показ-лями, опр-щими обществ потр-ть (соц адрес и потребит класс изделий) и возм-ть реализации тов, кот оценивается по соотв-ю тов оптимал ас-ту, сезонности спроса, морал износу и КСП.

Функционал св-ва предметов потебления характеризуют соответствие изделий своему назначению. Мб выражены через совершенство выполнения основ функции, вспомогат функций и универсальность.

Надежность в потр-и хар-ет спос-ть изделия выполнять задан ф-ции в теч-е требуемого промежутка времени или требуемой наработки (объем работы изделия в часах, км, циклах или др ед-цах). Надежность, как комплексный показ-ль, вкл безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость).

Эргономич св-ва опр-ся спос-тью созд-я комфорт усл-й при эксплуатации тов и уходе за ним. Эргономич св-ва, хар-ся антропометрич, гигиенич, физиологич, психофизиологич и психологич св-вами.

Антропометрич св-ва хар-ют соотв-е изделия форме и размерам тела чел как в статике, так и в динамике.

Гигиенич св-ва обеспечиваются комфорт усл-ми ЖД человеч организма; к ним относят воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, теплозащитность, пылеёмкость, электризуемость. газовый состав, загрязненность, отстирываемость и др.

Физиологич св-ва тов хар-ют соотв-е изделия физиологич особ-тям чел - его силовым, скоростным и энергетич возм-тям. Н-р, ограничивают массу изделия (переносных электроприборов, зимней одежды), расчетные усилия при регулировании органов упр-я приборами (ручки, клавиши, переключатели) и др.

Психофизиологич св-ва хар-ют соотв-е тов слуховым, зрител, осязател, обонятел возм-тям чел.

Психологич св-ва хар-ют соотв-е изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти чел. Тов отвечает этим треб-ям, если приспособлен к особ-тям функционирования органов чувств чел, его привычкам (напр-е застежки в муж и жен одежде, легкость открывания, включ-е органов упр-я приборов по часовой стрелке).

Эстетические свойства – свойства, обуславливающие свпособность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках.

Информац выразительность отражает спос-ть тов быть знаковым, оригинальным, соотв-щим стилю и моде.

Целостность композиции хар-ет органич взаимосвязь эл-тов и формы, единства частей и целого.

Рациональность формы хар-ет особ-ть выразительности формы и конструкции изделия и соотв-е их функционал назначению.

Совершенство производств исполнения и стабильность товар вида хар-ют чистоту исполнения конструктив линий, соединения деталей, узлов, отсутствие дефектов, четкость и кач-во исполнения маркировки.

Экологические свойства – способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении.

Безопасность тов хар-ся отсутствием недопустимого риска для жизни и здоровья чел при их исп-и. Показ-ли безопасности строго регламентированы законодат актами и норматив док-тами. Виды безопасности: биологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, ядерная, радиационная, взрывобезопасность и безопасность излучения.

Значимость отдельных показателей качетсва зависит от конкретного товара, характера потребностей, которые он удовлетворяет, потребительского сегмента, на которого он направлен. Значимость показателей качества определяют социологическим и экспертным методами. R=1.

8 Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность (продовольственных и непродовольственных товаров)

Факторы, формирующие качество товаров: качество проектирования и моделирования, сырье, технология производства, упаковка, маркировка, хранение, транспортирование, реализация.

Составляющие конкурентоспособности товаров и их характеристика. Критерии конкурентоспособности: нормативные, потребительские, известность торговой марки, экономические. Четыре группы факторов конкурентоспособности: производственные, рыночные, сбытовые, сервисные.

Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство. Факторы, влияющие на качество потребительских товаров, в зависимости от этапов единого технологического цикла, подразделяют на 3 группы: формирующие, стимулирующие и сохраняющие качесвто.

Формирующие ф-ры — комплекс объектов и операций, свойственных опред этапам технологич цикла и предназначен для формир-я заданных треб-й к кач-ву и кол-ву продукции. К ним относят след группы ф-ров:

1. Проектирование и разработка продукции, при кот предусматриваются опред треб-я к ее кач-ву и кол-ву. Основой обеспечения кач-ва на этом этапе явл: а) МИ рынка по выявлению текущ запросов потр-лей и прогнозированию перспектив спроса б) кач-во разработки норматив док-тов, уст-щих треб-я к кач-ву тов, его упаковке, маркировке, транспортир-ю и хран-ю.

2. Сырье — един из основополагающих ф-ров, формирующих кач-во и кол-во това. Различают основ и вспомогат сырье, мат-лы, в т.ч. упаковочные, а также п\ф и комплектующие изделия. От состава и св-в используемого сырья во многом зависят кач-во и КСП тов. Н-р, введение в состав кожи повышенного сод-я жира (юфть) позволяет значит-но повысить ее водостойкость и мягкость. Измен-е состава стекла путем добавления оксида свинца или бария ведет к существ улучшению потребит св-в - повышению прозрачности, плотности, блеска и лучепреломления стекла.

3. Конструкция – сов-ть формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотнош-е м\у отдел эл-тами, определяемые при разработке изделий. Выбор пар-ров конструкции изделий зависит от хар-ра потр-тей. От конструкции во многом зависят удобство в пользовании, долговечность, ремонтопригодность изделий.

4. Технология пр-ва – сов-ть операций, предназнач для формир-я основополаг товаровед хар-тик гот прод.

Н-р, операция шлифования лицевой или изнаноч стороны кожи позволяет получать кожи с ворсовой поверхностью, что значительно изменяет их св-ва. Меняя способы окрашивания меха, можно получать различ имитации под ценные виды мехов. Процесс закаливания стекла ведет к увел-ю его прочности и т.д.

Технология чайного пр-ва позволяет получить из одной партии собранного чайного листа как черный, так и зеленый чай, используя различ технологич операции.

Стимулирующие ф-ры - экономич эф-ть (в т.ч. цена), материал и морал заинтересованность работников; санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого кач-ва.

Сохраняющие факторы – совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся: упаковка, маркировка, условия и сроки хранения, транспортирование, товарная обработка, реализация, послепродажнео обслуживание, потреболение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.012 с.)