Упражнение 2. Определите значение (семантику) слов, составьте словосочетания с данными словами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2. Определите значение (семантику) слов, составьте словосочетания с данными словами.



Лоббировать, инфантильный, коллоквиум, брифинг, идеология, этиология, хиромантия, экспрессивный, форсировать, антураж, дилемма, перманентный, аккомпанемент, конъюнктура, атташе, прецедент, менталитет, мизантроп, эмпирический, экзальтированный, концептуальный.

 

 

Упражнение 3.Определите род существительных:

Вензель, кладезь, коала, салями, цеце, депо, кашне, шимпанзе, сулугуни, кенгуру, кашпо, визави, жюри, тюль, протеже, шампунь, инкогнито.

 

Упражнение 4. Запишите, заменяя цифры словами и, где надо, раскрывая скобки:

1)Из 847 вычесть 367.

2)К 777 прибавить 403.

3) К 48 прибавить 17.

4)11 пар (сапоги, чулки, носки).

5)Сила тока в 15 (амперы).

6)Поезд с 458 (экскурсанты).

7)Авария на 458 (километр).

8)Альбом с 287 (иллюстрация).

9) Рисунок на 287 (страница).

10)Ему не хватает 90 (рублей).

11) Поселок с 3095 жителями.

12) Он доволен 1233 учениками.

 

Упражнение 5. Найдите и назовите виды стилистических ошибок, отредактируйте предложения:

1. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.

2. Новый фильм обречен на большой успех.

3.Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

4.Ленинград прощался со своим первым мэром Анатолием Собчаком.

5. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

6.Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.

7.Сотрудники нашей лаборатории подвергнуты изучению техминимума.

8. Большинство времени проходит бесплодно.

9. Трибуну представили гостям.

10. Эта пьеска была нписана осенью, кодга мы ждали наступления.

Упражнение 6. Определите избыточные сочетания слов:

Биография жизни, монументальный памятник, экспонаты выставки, народный фольклор, главная суть, спросить вопрос, предчувствовать заранее.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Определите, в какой форме должно стоять сказуемое:

А) единственное число

Б) множественное число

В) возможно и единственное, и множественное число

1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены.

2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей.

3. Много детей больн… был… гриппом.

4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…

5. Установлен… три новых мировых рекорда.

6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия.

7. Полчаса пролетел… незаметно для нас.

8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик.

9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки.

10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты.

 

Подобрать к словам из левого столбца соответствующие по употреблению слова из правого столбца

11. одеть А) пальто Б) ребёнка 16.командированный А) человек Б) документ
12. объёмная А) сумка Б) информация 17. проступок А) честный Б) неблаговидный
13. дипломатичная А) женщина Б) нота 18. цветовая А) фотография Б) гамма
14. дефективные А) люди Б) книги 19. экстремальные А) условия Б) расходы
15. воинская А) наука Б) обязанность 20) сытный А) человек Б) обед

Укажите, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

21. ку-хон-ный

22. ка-та-лог

23. а-пост-роф

24. на-гнать

25. по-зво-нишь

26. квар-тал

27. до-суг

28. жа-лю-зи

29. раз-ви-та

30. ща-вель

 

Объясните значение фразеологизмов:

31. Пустить утку.

32. Из пальца высосать.

33. Почивать на лаврах.

34. Ахиллесова пята.

35. Авгиевы конюшни.

Тест №2

Найти предложения с речевыми ошибками:

1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино.

Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны.

В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

 

2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне.

Б. Таня говорила долго и с большим чувством.

В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.

 

Подобрать антоним к слову:

3. идентичный А) тождественный

Б) странный

В) различный

 

4. тривиальный А) оригинальный

Б) банальный

В) ординарный

 

Указать слово, в котором ударение падает на первый слог:

 

5. А) це-мент

Б) ат-лас (ткань)

В) на-ча-та

Г) фор-зац

 

Выберите из скобок подходящий вариант

6. Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент).

7. На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу.

8. Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки.

9. Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись.

10. В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк.

11. Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости).

12. Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег.

 

Объясните значение следующих слов и подберите к ним синонимы:

13. инцидент

14. апостроф

15. аффект

16. ностальгия

17. альтернатива

18. амбиция

19. консенсус

Объясните значения фразеологизмов:

20. Ударить по карману 21. Вавилонское столпотворение.

22. Взятки гладки. 23. Манна небесная.

24. Ход конём. 25. Дать семь очков вперёд.

26. Нож в спину. 27. Соль земли.

28. Отставной козы барабанщик. 29. С открытым забралом.

Тест №3

Указать, в каких предложениях допущены речевые ошибки при использовании определений и приложений:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.

2. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

3. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

4. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

5. Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

6. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

7. Птица какаду жила в доме бабушки много лет.

8. Три соседние здания были построены недавно.

9. Упорные бои шли на реке Висла.

10. Теплоход приближался к острову Кипру.

 

Указать, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

11. но-ва 16. крот-ки (прилагательное)

12. чис-ты 17. мо-за-ич-ный

13. дли-нен 18. не-пра-вы

14. де-фис 19. сто-ляр

15. кед-ро-вый 20. тан-цов-щик

 

Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки:

21. На уроке он изложил главную суть этой книги.

22. Решимость его выступления удивила всех.

23. Физкультура играла большое значение в его жизни.

24. Он не оплатил за проезд в автобусе.

25. Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова.

26. Он почитает Пушкина.

27. Необходимо форсировать строительство фермы.

28. В историческом конкурсе участвовали 50 лучших учеников.

 

Раскройте скобки, выберите нужное слово среди двух паронимов:

29.В этих лесах очень сильны (болотистые – болотные) испарения.

30. Отец (одел – надел) чистую рубашку.

31. На будущей неделе состоятся соревнования по (конному – конскому) спорту.

32. Один из главных пунктов увеличения производительности труда работников шахты – (бережливое – бережное) отношения к технике.

33. Приборы помогают установить, какие детали являются (бракованными – браковочными).

34. На этом предприятии существуют (выборные – выборочные) должности.

35. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни ленинградской блокады.

36. Размеры (гнезда – гнездовья) аиста не способствует его (скрытости – скрытности).

37. Решением жюри (дипломниками – дипломантами) конкурса частушек признаны коллективы из Рязани.

38. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя.

 

Тест № 4

Определить, в каких предложениях допущена ошибка при использовании форм числительных:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Трое юношей и трое девушек исполнили танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

4. Город находится в полутораста километров от областного центра.

5. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено к выборам.

6. Общая сумма не превышала трехсот рублей.

7. К первому январю все готовятся с радостью.

8. В обоих задачах допущены ошибки.

9. Оба цветка распустились одновременно.

10. К двумстам девяносто пяти прибавить два.

 

Определить, в каких предложениях допущены ошибки при использовании фразеологических единиц:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

11. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

12. Скрепя сердце он согласился на это предложение.

13. Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

14. Я не ударился в грязь лицом и блестяще сдал экзамен.

15. Дети заморили червячков и развеселились.

16. Между тем каша заваривалась большая.

17. Его песня всех брала за душу.

18. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

19. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

20. Иван Иванович по душе не солдат, а крестьянин.

 

Указать тип ошибки, которая допущена в предложении:

а) тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов),

б) плеоназм (повторение одинакового по значению слова)

21. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

22. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию.

23. Не без труда удалось нам решить эти трудные задачи.

24. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

25. Пологий берег зарос густыми зарослями.

26. Изысканные и вкусные деликатесы были на столе.

27. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.

28. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

29. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы.

Указать фразеологизм-синоним к словам:

30. угождать, льстить

а) бередить душу в) рассыпаться мелким бесом

б) играть в кошки-мышки г) невзирая на лица

Указать, на какой слог падает ударение:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

31. шар-фы 32. от-час-ти 33. ис-по-кон

34. до-бы-ча 35. дре-мо-та 36. ми-зер-ный

 

Тест №5

Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются, отмываются холодной водой.

2. Он ложит вещи куда попало.

3. Необходимо оформливать всех прибывших в дом отдыха.

4. Я собираюсь пошить себе новое пальто.

5. Проснулся – и уже опять перед тобою поля, степи.

6. Видишь, проплывает лодка.

7. Вчера на уроке мы зачитали очень интересное стихотворение.

8. Режиссер заснял новую картину.

9. Не махай так сильно руками.

10. Если так будет продолжаться, то я очучусь в затруднительном положении.

 

Поставить в предложение подходящий по смыслу глагол:

11. Дождь а) хлестает, б) хлещет

12. Крыша а) каплет, б) капает

13. Искры а) брызгают, б) брызжут

14. Надо этот материал а) подготовлять б) подготавливать

15. Кот а) мяукает б) мяучет

 

Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г) на четвертый слог

16. гна-ла 21. на-чал 26. е-ре-тик 31. ук-ра-ин-ский

17. гна-ло 22. до-зво-нишь-ся 27. фе-но-мен 32. кра-си-ве-е

18. вклю-чат 23. при-ня-лась 28. фак-си-ми-ле 33. тан-цов-щик

19. вру-чат 24. раз-лу-чит 29. из-ба-ло-вать 34. квар-тал

20. тка-ла 25. при-ну-дить 30. ге-не-зис 35. а-фе-ра

 

Укажите правильный вариант:

36. А). Синий платье-костюм Б). Синее платье-костюм

37. А). Мощные прожекторы Б). Мощные прожектора

38. А). Много апельсинов Б). Много апельсин

39. А). Цвет чая Б). Цвет чаю

40. А). Был в отпуску Б). Был в отпуске

41. А). Хороший алебастр Б). Хорошая алебастра

 

Объясните значение фразеологизмов:

 

42. Выйти в тираж. 43. Краеугольный камень. 44.Читать между строк.

45. Удельный вес. 46. Мыльный пузырь. 47. Дым коромыслом.

48. Ловить рыбу в 49. Петь дифирамбы. 50. Нажать на все педали

мутной воде.

51. Кровь с молоком.

 

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

52. А). Более лучший ответ 53. А). Семью тысячами

Б). Гимнастёрка без погон Б). Напои меня водой

В). Поезжайте в Крым В). Подбросить углей

Г) В трёхстах экземплярах Г). Поступить более смелее

Тест № 6

 

Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог

 

1. каталог 4. жалюзи 7. танцовщик 10. отчасти

2. апостроф 5. форзац 8. мизерный 11. генезис

3. позвонишь 6. начата 9. шарфы 12. принудить

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.057 с.)