II раздел. Основные языковые уровни русского языка. Языковые нормы и их нарушения на разных уровнях языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II раздел. Основные языковые уровни русского языка. Языковые нормы и их нарушения на разных уровнях языка



II раздел. Основные языковые уровни русского языка. Языковые нормы и их нарушения на разных уровнях языка

  1. Лексика и фразеология. Лексические нормы (речевые ошибки, лексическая сочетаемость, тавтология, плеоназм, неологизмы, речевая недостаточность, историзмы и архаизмы, омонимия).
  2. Словообразование и орфоэпия. Основные способы образования слов. Произносительные нормы русского языка.
  3. Морфология. Грамматические нормы имени существительного: род, число, падеж существительных. Колебания нормы в формах рода, числа, падежа. Нормы употребления имен прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Образование степеней сравнения и кратких форм прилагательных. Трудности употребления прилагательных в речи. Грамматические нормы числительного. Лексико-грамматические разряды числительных. Склонение числительных. Правила употребления собирательных числительных. Лексико-грамматические разряды местоимений. Нормы употребления местоимений. Нормы употребления глагольных форм. Образование и употребление личных форм глагола. Образование и употребление причастий и деепричастий.
  4. Орфография (правописание безударных гласных в корнях слова, чередование гласных в корнях слова, употребление букв «э» и «е», правописание гласных после шипящих и «ц», употребление «ъ» и «ь», правописание согласных, непроизносимые согласные, двойные согласные, правописание «нн» и «н» во всех частях речи, буква «щ» и сочетания согласных «стч», «зч», «здч», «шч», «жч», «сч»; правописание приставок, правописание частиц «не» и «ни» в различных частях речи). Пунктуация как показатель речевой культуры Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Тире, двоеточие и точка с запятой в простом и сложном предложении и т.д.

III раздел. Функциональные стили русского языка.

1. Функциональными стили и культура владения ими.

2. Научный стиль. Становление научного стиля. Основные характеристики. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Виды и жанры научного стиля: аннотация, реферат, курсовая и дипломная работа, статья, тезисы, монография, научное изложение и т.д. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

3. Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые признаки официально-делового стиля. Общие черты официально-делового стиля. Языковые формы официальных документов и документов обиходно-делового стиля. Служебная документация.

4. Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля. Жанровая дифференциация публицистического стиля и отбор языковых средств. Публичная речь как разновидность устной речи. Тренировка навыков правильного произношения. Изобразительно-выразительные средства языка.

5. Разговорный стиль. Разговорная разновидность русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Общие и различные черты разговорной речи и разговорного стиля. Стилевые пласты разговорной речи.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

1. Современный русский литературный язык. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании русского литературного языка.

2. Разновидности речи: устная и письменная формы речи.

3. Разновидности речи: функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

4. Понятие о лексикологии и лексике. Лексическое значение слова. Типы лексических значений слов в русском языке.

5. Лексикология: лексическая омонимия и синонимия.

6. Многозначность слова. Основные способы переноса названий.

7. Функционально-социальная характеристика слова.

8. Историческое формирование лексики современного русского языка. Заимствованная лексика.

9. Фразеология и ее использование.

10. Словообразование: состав слова, морфемный и словообразовательный анализ.

11. Грамматические нормы.

12. Морфологические нормы.

13. Орфоэпические нормы (произношение звуков и их комбинаций; в ударении; стили произношения)

14. Синтаксические нормы.

15. Общее представление о функциональных стилях современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей

16. Научный стиль. Специфика использования элементов различных уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

17. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

18. Оратор и его аудитория.

19. Язык рекламы.

20. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

21. Официально-деловой стиль. Правила оформления документов, типичные ошибки.

22. Особенности служебно-делового общения.

23. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

  1. Русский язык в современной социокультурной ситуации.
  2. Русский язык как предмет Государственной политики.
  3. Русский язык и культура речи в современном образовательном пространстве.

 

Задания контрольных работ для студентов заочной формы

 

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Каждый вариант контрольной работы состоит из теоретического вопроса, практических заданий и тестов.

2. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (зачетная книжка): студенты, шифр которых оканчивается на 1,3,5,7,9, выполняют вариант № 1, на 2,4,6,8,0 – № 2. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, вариант контрольной работы. В конце работы необходимо указать список литературы.

3. Номер варианта тестового задания соответствует последней цифре зачетной книжки.

4. Контрольная работа должна быть написана чернилами, аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

 

ТЕМАТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (выбор студента)

1. Языковая норма, ее роль в становлении современного русского литературного языка.

2. Функциональные стили русского языка.

3. Экономическая терминология в системе современного русского языка.

4. Официально-деловой стиль, его жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов.

5. Публицистический стиль. Особенности устной и письменной публичной речи; оратор и его аудитория. Принципы подготовки речи.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

ВАРИАНТ №1

 

Упражнение 1.Расставьте в словах ударения:

Водопровод, газопровод, дешевы, диалог, догмат, договор, договоренность, жалюзи, заиндеветь, звонишь, звонит, звонят, импорт, интервью, интерьер, информировать, каталог, кафе, кашлянуть, кашне, квартал, километр, коклюш, колледж.

 

ВАРИАНТ №2

Упражнение 1.Расставьте в словах ударения:

Контекст, копировать, корысть, кофе, кружево, кружева, кружев, монолог, леска, магазин, медикамент, межа, мехи (кузнечные), некролог, мусоропровод, оптовый, нефтепровод, электропровод, ломота, свекла, алкоголь, творог.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Определите, в какой форме должно стоять сказуемое:

А) единственное число

Б) множественное число

В) возможно и единственное, и множественное число

1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены.

2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей.

3. Много детей больн… был… гриппом.

4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…

5. Установлен… три новых мировых рекорда.

6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия.

7. Полчаса пролетел… незаметно для нас.

8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик.

9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки.

10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты.

 

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

21. ку-хон-ный

22. ка-та-лог

23. а-пост-роф

24. на-гнать

25. по-зво-нишь

26. квар-тал

27. до-суг

28. жа-лю-зи

29. раз-ви-та

30. ща-вель

 

Объясните значение фразеологизмов:

31. Пустить утку.

32. Из пальца высосать.

33. Почивать на лаврах.

34. Ахиллесова пята.

35. Авгиевы конюшни.

Тест №2

Найти предложения с речевыми ошибками:

1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино.

Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны.

В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

 

2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне.

Б. Таня говорила долго и с большим чувством.

В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.

 

Подобрать антоним к слову:

3. идентичный А) тождественный

Б) странный

В) различный

 

4. тривиальный А) оригинальный

Б) банальный

В) ординарный

 

Указать слово, в котором ударение падает на первый слог:

 

5. А) це-мент

Б) ат-лас (ткань)

В) на-ча-та

Г) фор-зац

 

Выберите из скобок подходящий вариант

6. Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент).

7. На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу.

8. Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки.

9. Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись.

10. В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк.

11. Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости).

12. Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег.

 

Объясните значение следующих слов и подберите к ним синонимы:

13. инцидент

14. апостроф

15. аффект

16. ностальгия

17. альтернатива

18. амбиция

19. консенсус

Объясните значения фразеологизмов:

20. Ударить по карману 21. Вавилонское столпотворение.

22. Взятки гладки. 23. Манна небесная.

24. Ход конём. 25. Дать семь очков вперёд.

26. Нож в спину. 27. Соль земли.

28. Отставной козы барабанщик. 29. С открытым забралом.

Тест №3

Указать, в каких предложениях допущены речевые ошибки при использовании определений и приложений:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.

2. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

3. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

4. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

5. Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

6. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

7. Птица какаду жила в доме бабушки много лет.

8. Три соседние здания были построены недавно.

9. Упорные бои шли на реке Висла.

10. Теплоход приближался к острову Кипру.

 

Указать, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

11. но-ва 16. крот-ки (прилагательное)

12. чис-ты 17. мо-за-ич-ный

13. дли-нен 18. не-пра-вы

14. де-фис 19. сто-ляр

15. кед-ро-вый 20. тан-цов-щик

 

Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки:

21. На уроке он изложил главную суть этой книги.

22. Решимость его выступления удивила всех.

23. Физкультура играла большое значение в его жизни.

24. Он не оплатил за проезд в автобусе.

25. Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова.

26. Он почитает Пушкина.

27. Необходимо форсировать строительство фермы.

28. В историческом конкурсе участвовали 50 лучших учеников.

 

Раскройте скобки, выберите нужное слово среди двух паронимов:

29.В этих лесах очень сильны (болотистые – болотные) испарения.

30. Отец (одел – надел) чистую рубашку.

31. На будущей неделе состоятся соревнования по (конному – конскому) спорту.

32. Один из главных пунктов увеличения производительности труда работников шахты – (бережливое – бережное) отношения к технике.

33. Приборы помогают установить, какие детали являются (бракованными – браковочными).

34. На этом предприятии существуют (выборные – выборочные) должности.

35. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни ленинградской блокады.

36. Размеры (гнезда – гнездовья) аиста не способствует его (скрытости – скрытности).

37. Решением жюри (дипломниками – дипломантами) конкурса частушек признаны коллективы из Рязани.

38. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя.

 

Тест № 4

Определить, в каких предложениях допущена ошибка при использовании форм числительных:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Трое юношей и трое девушек исполнили танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

4. Город находится в полутораста километров от областного центра.

5. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено к выборам.

6. Общая сумма не превышала трехсот рублей.

7. К первому январю все готовятся с радостью.

8. В обоих задачах допущены ошибки.

9. Оба цветка распустились одновременно.

10. К двумстам девяносто пяти прибавить два.

 

Определить, в каких предложениях допущены ошибки при использовании фразеологических единиц:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

11. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

12. Скрепя сердце он согласился на это предложение.

13. Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

14. Я не ударился в грязь лицом и блестяще сдал экзамен.

15. Дети заморили червячков и развеселились.

16. Между тем каша заваривалась большая.

17. Его песня всех брала за душу.

18. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

19. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

20. Иван Иванович по душе не солдат, а крестьянин.

 

Указать тип ошибки, которая допущена в предложении:

а) тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов),

б) плеоназм (повторение одинакового по значению слова)

21. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

22. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию.

23. Не без труда удалось нам решить эти трудные задачи.

24. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

25. Пологий берег зарос густыми зарослями.

26. Изысканные и вкусные деликатесы были на столе.

27. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.

28. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

29. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы.

Указать фразеологизм-синоним к словам:

30. угождать, льстить

а) бередить душу в) рассыпаться мелким бесом

б) играть в кошки-мышки г) невзирая на лица

Указать, на какой слог падает ударение:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

31. шар-фы 32. от-час-ти 33. ис-по-кон

34. до-бы-ча 35. дре-мо-та 36. ми-зер-ный

 

Тест №5

Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются, отмываются холодной водой.

2. Он ложит вещи куда попало.

3. Необходимо оформливать всех прибывших в дом отдыха.

4. Я собираюсь пошить себе новое пальто.

5. Проснулся – и уже опять перед тобою поля, степи.

6. Видишь, проплывает лодка.

7. Вчера на уроке мы зачитали очень интересное стихотворение.

8. Режиссер заснял новую картину.

9. Не махай так сильно руками.

10. Если так будет продолжаться, то я очучусь в затруднительном положении.

 

Поставить в предложение подходящий по смыслу глагол:

11. Дождь а) хлестает, б) хлещет

12. Крыша а) каплет, б) капает

13. Искры а) брызгают, б) брызжут

14. Надо этот материал а) подготовлять б) подготавливать

15. Кот а) мяукает б) мяучет

 

Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г) на четвертый слог

16. гна-ла 21. на-чал 26. е-ре-тик 31. ук-ра-ин-ский

17. гна-ло 22. до-зво-нишь-ся 27. фе-но-мен 32. кра-си-ве-е

18. вклю-чат 23. при-ня-лась 28. фак-си-ми-ле 33. тан-цов-щик

19. вру-чат 24. раз-лу-чит 29. из-ба-ло-вать 34. квар-тал

20. тка-ла 25. при-ну-дить 30. ге-не-зис 35. а-фе-ра

 

Укажите правильный вариант:

36. А). Синий платье-костюм Б). Синее платье-костюм

37. А). Мощные прожекторы Б). Мощные прожектора

38. А). Много апельсинов Б). Много апельсин

39. А). Цвет чая Б). Цвет чаю

40. А). Был в отпуску Б). Был в отпуске

41. А). Хороший алебастр Б). Хорошая алебастра

 

Объясните значение фразеологизмов:

 

42. Выйти в тираж. 43. Краеугольный камень. 44.Читать между строк.

45. Удельный вес. 46. Мыльный пузырь. 47. Дым коромыслом.

48. Ловить рыбу в 49. Петь дифирамбы. 50. Нажать на все педали

мутной воде.

51. Кровь с молоком.

 

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

52. А). Более лучший ответ 53. А). Семью тысячами

Б). Гимнастёрка без погон Б). Напои меня водой

В). Поезжайте в Крым В). Подбросить углей

Г) В трёхстах экземплярах Г). Поступить более смелее

Тест № 6

 

Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог

 

1. каталог 4. жалюзи 7. танцовщик 10. отчасти

2. апостроф 5. форзац 8. мизерный 11. генезис

3. позвонишь 6. начата 9. шарфы 12. принудить

 

Тест № 7

Указать предложения, в которых допущены ошибки при использовании причастий и причастных оборотов:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. В эссе были представлены размышления об увиденном и наблюденном.

2. В работе необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты.

3. Это был законодательный проект, выражавший объективную необходимость.

4. Великолепный «Пейзаж» В.Д.Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает внимание посетителей выставки.

5. Это был конкурс-игра, являвшийся испытанием одной из способностей соревнующихся.

6. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

7. Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены.

8. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

9. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый.

10. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться.

 

Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г)на четвертый слог

 

11. вер-тя-щий 16. под-ня-та 21. плом-би-ро-вать 26. ка-та-лог

12.вклю-чен-ный 17. раз-ви-та 22. хри-сти-а-нин 27. ста-ту-я

13. за-няв-ший 18. при-ня-ты 23. ал-ко-голь 28. у-про-че-ни-е

14. на-ча-тый 19. у-мер-ший 24. за-ку-по-рить 29. эк-сперт

15. от-дан-ный 20. со-гну-тый 25. оп-то-вый 30. це-мент

 

Указать предложения, в которых нарушенный порядок слов создает двусмысленность или неясность речи:

а) есть ошибка, б) нет ошибки

31. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе.

32. Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

33. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

34. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

35. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина.

36. Произошел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина, с участием понятых.

37. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

38. В магазин поступили коляски для детей различных расцветок.

39. Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге.

40. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

 

Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите к ним синонимы:

41. Интервенция

42. Коммивояжёр

43. Кредо

44. Мизантроп

45. Перманентный

46. Прецедент

47. Раритет

 

Тест № 8

Указать сложноподчиненные предложения, в которых

а) есть речевая ошибка б) нет ошибки

1. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

2. Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника.

3. Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера.

4. В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать.

5. Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

6. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.

7. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».

8. Все силы были направлены, чтобы удержаться от ужаса и не поддаться панике.

9. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

10. Татьяна по ночам читала романы, в героев которых верила и мечтала.

11. Лермонтов показывает Печорина и на какой-то маленькой станции, где он встречается с Максимом Максимовичем, и на Кавказе, в Кисловодске, в Тамани.

12. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

13. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

14. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

15. Он исхудал за одну ночь, что только кожа и кости.

Указать, какой тип ошибки допущен в предложении с деепричастным оборотом:

а) действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам;

б) оборот употреблен в безличном предложении;

в) ошибка в употреблении вида деепричастия;

г) деепричастный оборот употреблен в предложении со страдательным оборотом.

 

16. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

17. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

18. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

19. Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям.

20. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

21. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим формулу.

22. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и, соскочив с них, бросились к воде.

23. Проходя мимо телятника, чувство гордости охватывает нас.

24. Вернувшись на стройку, было еще темно.

25. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

Указать предложения, в которых:

а) допущена ошибка при употреблении слова в несвойственном ему значении;

б) допущена логическая ошибка.

 

26. Рейд выявил целую плеяду жуликов.

27. Возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

28. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская.

29. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

30. Мелочную рыбу отдали кошке.

31. Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку.

32. Достоевский – писатель-психиатр.

33. Индеец ехал на коне с голубыми перьями.

34. Несмотря на недостаточность образования, Давыдов является носителем нашей культуры.

35. Пушкин любил природу, искусство, живопись, но ненавидел самодержавие.

Указать наречия, в которых ударение падает:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог

36. доверху 44. наголову (разбить)

37. отчасти 45. донизу

38. поутру 46. навек

39. отроду (не видел) 47. на миг

40. (биться) насмерть 48. на дом

41. на смех 49. внаймы

42. по двое 50. без толку

43. напрочь

 

Указать существительные, в которых ударение падает:

а) на первый слог б) на второй слог

51. ломоть

52. кремень

53. лоскут

54. призыв.

55. свекла

56. хаос (беспорядок)

57. цыган

58. созыв

59. агент

60. искра

 

 

Тест № 9

Тест № 10

Найти ошибки

1. А. Закончив ужин, вечером нас ждала экскурсия.

В. Вопреки усилиям репетиторов, мальчик учился плохо.

С. Везде: на улицах, площадях – ощущался скорый приход весны.

Д. Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

 

2. А. Не без труда удалось мне решить эту сложную проблему.

В. Затянувшаяся жара была гибельна для всего живого.

С. К десяти часам бывает тихо, хоть глаз выколи.

Д. Вам нужно немедленно оплатить телефонные переговоры.

 

Определить слова с ударением:

II раздел. Основные языковые уровни русского языка. Языковые нормы и их нарушения на разных уровнях языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.221 с.)