Урок 56. Разносклоняемые существительные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 56. Разносклоняемые существительные



Знать: разносклоняемые существительные; о суффиксе - ен - (- ён -) в основе существительных на - мя.

Уметь: склонять существительные на - мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.

 

I. Работа с перфокартой.

Е — и в окончаниях существительных

1. сидел              на рябине                       на тополе                                на акации

2. думал             о приближении                 о профессии                           о девочке

3. находился           в здании                              на улице                                  в ожидании

4. нашел                  в иллюстрации                   в тетради                                 на березе

5. писал                   в тетрадке                           в альбоме                                в брошюре

6. шел                      по территории                    по аллее                                  по пустыне

7. слушал                на лекции                            в музее                                    в планетарии

8. жил                      в деревне                             в ожидании                            на окраине

9. говорил                о юбилее                             об опасности                          на заседании

 

II. Объяснение нового материала (§ 37, 38).

 

I II. Закрепление материала.

1. Упр. 205 (выполняется коллективно).

Для заполнения таблицы берутся слова степь, путь, знамя.

Выделяются окончания, суффикс - ен - в существительных на - мя.

— Почему слова последней колонки называют разносклоняемыми?

 

2. Упр. 212.

Проверка с помощью графопроектора, или один из учащихся выполняет работу на обратной стороне доски.

(В это время учитель проверяет перфокарту.)

 

I V. Работа над ошибками, допущенными в перфокарте.

 

V. Запись под диктовку с объяснением.

 

До поры до времени, детское время, тянуть время, называть вещи своими именами, заронить семена добра.

 

— Как называются такие словосочетания?

— Составьте и запишите 1—2 предложения с данными устойчивыми сочетаниями.

 

Домашнее задание: § 37, 38; упр. 209, 210.

 

УРОК 57. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

(продолжение темы)

 

I. Учащиеся составляют схему написанного на доске предложения.

 

Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей кувшинок медленно проплывал карась.

 

— Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными. Объясните их написание.

 

II. Запись под диктовку с объяснением.

 

1) Потерянного времени не воротишь. 2) Большого пламени не задуешь. 3) Нет тяжелее бремени, чем безделье. 4) От худого семени не жди доброго племени.

 

В это время часть учащихся работает по индивидуальным карточкам.

 

Карточка № 1

1. Найдите лишнее слово.

 

Молния, профессия, галерея, делегация.

2. Поставьте эти существительные в род., дат., предл. пад. ед. числа, выделите окончания.

 

Карточка № 2

1. На какие 2 группы по особенностям склонения можно разделить слова соединение, зрелище, умение, взморье, создание?

2. Разберите по составу слово соединение.

 

Карточка № 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Идти по алле.., шагать к станци.., бежать по дорог.., идти по насып.., отдыхать на взморь.., быть на лекци.., писать в объяснени.., говорить о создани.., отметить в доклад.., отдыхал в санатори..

 

Для слабого ученика может быть дана карточка № 4 со справочной таблицей.

 

Карточка № 4

 

Правописание е — и в окончаниях существительных единственного числа.

 

Е И
1-е скл., дат., предл. пад. род. пад. сущ. на –ия — род., дат., предл. пад.
2-е скл., предл. пад. сущ. на -ий, -ие — предл. пад.
3-е скл. — род., дат., предл. пад.

 

Прежде чем написать окончание существительного, определите его склонение и падеж. Сверьте с таблицей падежные окончания, после чего напишите окончание вместо пропущенных букв.

 

Выйти к опушк.., на планет.., к цел.., на местност.., по карт.., на листьях сирен.., у края рощ.., идти по лестниц.., спектакль в театр.., юност.., в планетари.., в здани..

 

 

Карточка № 5

 

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

 

Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости матер.., напр..вляться по дорог.. к станци.., разв..вать способности в ребенк.., появляться в распол..жении лагеря, разд..ваться в здании посадить сем..на.

 

III. Диктант «Проверь себя».

 

Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким пламенем алеет край неба, и в природе начинается пробуждение.

Время от времени в отдалении раздается пение птиц.

По дороге от деревни потянулось стадо. В обратном направлении движется машина с зерном.

 

— Подберите синоним к глаголу алеет.

 

Домашнее задание: упр. 213, 214; индивидуальное задание — упр. 215.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.155 (0.008 с.)