Русский язык — один из развитых языков мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык — один из развитых языков мира



Цель урока: закрепить полученные шестиклассниками в предшествующие годы обучения представления о языке как средстве общения; познакомить с понятием «развито́й язык».

 

I. Вопрос классу: какую роль в нашей жизни играет речь? язык? (С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания.)

 

II. Чтение заголовка параграфа.

— Выясните по Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова значение слова развито́й. Что значит «развито́й язык»?

Запись в раздел ученического словаря «Говори правильно» словосочетаний из рамочек, помещенных на с. 3 учебника[5]. Устно с ними составляются предложения.

 

III. Работа с текстом упр. 1. Чтение текста.

Определите тип речи. Докажите, что это рассуждение. Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, который доказывается, делается вывод.)

— Какой тезис выдвигается в данном тексте? Какими фактами он доказывается? (Звучность, мелодичность языка; лексическое его богатство; множество способов образования новых слов.)

— Что говорится в тексте о звуковом богатстве русского языка?

— Сравните три текста на одну и ту же тему — о дожде. (Желательно, чтобы тексты были спроецированы на доске.)

 

1. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

                                    (И. Бунин.)

 

2. Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу;

В чашечках листьев на каждой тропинке

По огонечку, по серебринке.

                                             (А. Яшин.)

 

3. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте это го звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает. (К. Паустовский.)

 

— Найдите в толковом словаре учебника значение слова спорый.

— В каких отрывках описывается спорый, звонкий, дробный дождь? (В первом и третьем.) Шуршащий? (Во втором.)

— За счет чего создается это впечатление? Найдите средства выразительности речи во всех трех текстах.

 

I V. Делается вывод о словарном богатстве русского языка.

Послушайте, что пишет о богатстве, например, «снежных слов» в русском языке писательница Н. Надеждина.

 

Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель — «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег — это «вьюга». А в степи может разыграться и на стоящая снежная буря — «буран».

В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст».

«Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки.

 

(При повторном чтении по предложениям выписываются 3—4 синонима.

— Русский язык богат синонимами. Старайтесь взбегать в своей речи (устной или письменной) повторения одного и того же слова.

Помните: следует выбирать такое слово, которое точнее характеризует предмет, явление, действие, подчеркивая нужную вам сторону. Например, слово ошибка означает неправильный поступок или действие. Однако ошибки бывают разные — она может быть незначительной (тогда лучше сказать неточность, погрешность), крайне досадной (тогда говорят ляпсус), случайной (это оплошность, просчет), неумышленной (это промах). Выбирайте такое слово, которое больше всего подходит к стилю вашей речи, выступления.

— Как, например, лучше сказать: поэт хвалит Родину или славит (прославляет)?

 

V. Учащиеся записывают под диктовку слова язык, нежный, речонка, лес, ручонка, беленький и определяют, какие из ни эмоционально окрашены. Затем записывают 3—4 слова с разноi эмоциональной окраской.

VI. Краткое сообщение учителя об образовании слов в русском языке. («Слова в русском языке разнообразны по своей структуре... Обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно видеть». А. Н. Тихонов.)

— Составьте ряды однокоренных слов (по вариантам). Выделите в них морфемы.

— Какими морфемами «обросли» эти корни?

 

V II. Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание: упр. 2, 3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.008 с.)