Урок 15. Общеупотребительные слова. Диалектизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 15. Общеупотребительные слова. Диалектизмы



Знать: различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной и профессиональной лексики.

Уметь: пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность — неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка (без предварительной записи предложений).

 

1) Даль — автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

2) Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь.

 

— Начертите схемы предложений.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о строении словарной статьи (при работе со словарной статьей необходимо обратить внимание учащихся на пометы уст., книжн. и пр.).

 

2. Чтение словариков («снежных», «полевых» слов и т. д.), составленных учащимися.

 

II I. Знакомство с теоретическим материалом § 14. Учитель сообщает учащимся, что большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы можем понять, чему учили детей в конце ХVIII века.

— Послушайте отрывок из свода правил этикета — «Юности честное зерцало». Какие наставления юным давала эта книга? Почему вам понятен смысл этих высказываний?

 

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать...

…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать...

…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним ото зваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать...

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

 

— Перескажите текст.

 

— Такие слова, как юность, родители, матушка, говорить, вежливо, учтиво, слово, дело, живут века, они понятны всем, говорящим на русском языке.

 

I V. Чтение материала учебника о диалектных словах (§ 16).

Учащимся сообщается, что в словарных статьях диалектные слова имеют особую помету — обл. (областное).

— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.

 

Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие — понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)

 

V. Упр. 73, 74 (но заданию учебника).

— Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению в речи диалектных слов, к их сохранению?

— А вот как считают ученые.

 

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало не нужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксирован их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях[12]. (Г. Мельниченко.)

 

Диалектные слова встречаются в художественной литературе. Прослушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «В хате».

 

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз...

 

…Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко́,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко...

 

— Какие слова стихотворения вам непонятны?

Дается объяснение этих слов: драчёна — кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка — деревянная кадка для теста; паз — узкая щель между кирпичами и досками; махотка — крынка, горшок, кувшин.

Диалектные слова записываются в тетрадь, рядом с ними — их объяснение.

Домашнее задание: упр. 72.

 

УРОК 16. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Знать: о профессиональных словах, сфере их употребления.

Уметь: находить профессиональные слова в толковых словарях; объяснять употребление профессиональных слов в художественных произведениях.

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 72.

 

2. Чтение словариков е «лесных» слов. (Продолжение работы, начатой на предыдущем уроке.)

 

II. Синтаксический разбор предложения Прямой, редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака... (И. Бунин.)

— Что, с вашей точки зрения, помогает нам «увидеть» и «услышать» шум дождя? Попробуйте заменить сказуемое другим глаголом-синонимом. Почему именно этот глагол использует художник слова?

 

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Прочитайте выразительно текст. Определите его основную мысль. Выпишите слова, в которых надо вставить пропущенные буквы. Объясните их написание.

Используя словари, выясните значение и написание выделенных слов.

 

Всем извес(?)но, как трудно читать безгра(м, мм)отное письмо: на каждой ошибке спотыка..шься, а иногда и просто не сразу понима..шь написанное.

Писать безгра(м, мм)отно — значит пос..гать на время людей, к которым мы адресу..мся. (По Л. В. Щербе.)

 

К какому словарю вы обратитесь, чтобы получить информацию о правильном написании выделенных слов? В каком словаре вы выясните их значение?

 

Карточка № 2

Подготовьте рассказ на тему «Что мне поведал толковый словарь учебника о словах роскошь, сугрев».

 

Карточка № 3

Старинный

1. Докажите, что данное слово многозначное.

2. Составьте с данным словом словосочетание или предложение, употребив слово в разных значениях.

3. Подберите ряды синонимов данного слова к словам человек, город.

4. Подберите антоним к данному слову.

При подготовке к ответу обращайтесь к различным словарям.

 

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложения и составляют их схемы.

 

1) Словари — наши друзья и помощники.

2) С их помощью мы познаём мир и расширяем свой кругозор.

 

V. Знакомство с материалом учебника о профессиональных словах (§ 15).

V I. Закрепление материала.

1. В толковом словаре учебника шестиклассники должны найти значение слов пунсон, матрица, литеры.

 

2. Выполнение упр. 67 (устно), 68 (письменно, по вариантам).

 

VII. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

 

В справочниках девятилетней давности облепиха числится в дикорастущих растениях. Говорится, что человек использует ее для укрепления почвы на оврагах и в декоративных целях — особенно красивы золотисто-желтые «початки» ее зрелых плодов. Но в народе издавна ходили легенды о живительной силе облепиховых кистей. И ученые знали, что ягода богата активными веществами: маслом, каротином, витаминами.

Сегодня это растение по праву называют культурным, его разводят в садах, из него готовят лечебное облепиховое масло. (Из журнала.)

 

— В каком словаре мы могли бы познакомиться с этими сведениями об облепихе?

— К какому стилю речи относится текст? Какие слова текста подсказывают вам этот стиль?

После повторного чтения текста учащиеся по предложениям выписывают биологические термины.

 

Домашнее задание: 1. Упр. 69.

2. Индивидуальная карточка № 1: подготовить рассказ на тему «Что мне поведал школьный толковый словарь о словах октава, олицетворение».

Сильному ученику может быть предложена для работы индивидуальная карточка № 2.

 

Карточка № 2

Подготовьтесь выразительно прочитать текст. Проанализируйте его, доказывая мысль К. Паустовского, что «с русским языком можно творить чудеса». Какие «чудеса» творит писатель?

 

Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. (К. Паустовский.)

 

Выполнить задание вам помогут следующие вопросы.

Найдите метафоры, сравнения в тексте. С какой целью использует эти художественные средства выразительности автор?

Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.) Почему? (Они ярче передают состояние природы.)

Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних двух предложениях глагола спит? Уместно ли это повторение? Нужна ли здесь синонимическая замена?

Подберите синонимы к глаголу загорается. Докажите уместность употребления в тексте именно этого глагола.

Какие «спящие (глухие) звуки передают состояние сна, покоя в природе?

Можно ли этот текст прочитать громко? Почему?

Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

 

УРОК 17. ЖАРГОНИЗМЫ

Знать: о жаргонизмах в русском языке, сфере их употребления.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

I I. Материалы учебника (§ 17) учитель может дополнить сведениями, взятыми из книги Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи».

 

Говоря об истории возникновения жаргонизмов в русском языке, ученый-лингвист Л. И. Скворцов отмечает, что это не особые языки, а особый словарь, который возник в силу разных причин и которым пользуются группы людей, близких по профессии или социальному положению. Нередко такой словарь строится как «тайная», «засекреченная» речь, понятная лишь узкому кругу посвященных. Задача таких арго — скрыть, замаскировать характер замыслов и действий от «непосвященных». Такая речь примыкает к грубо-фамильярному слою обиходной лексики, опошляет нашу речь и не может быть оправдана в общем употреблении. Она говорит о невысокой культуре человека.

Жаргонизмы часто возникают и среди «честных» профессий: спортсменов, охотников, рыболовов, актеров, военных, инженеров, техников и пр., — чтобы назвать «по-своему» предметы и явления, для которых в общей речи нет наименований или они слишком громоздки. Это слова и выражения, понятные в определенной среде. Так, моряки называют свое судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка — каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды — огурцами и т. в.

Среди жаргонизмов выделяется и сленг — речь возрастных групп или групп по интересам. Он не выходит за пределы возрастной сферы употребления и не влияет на литературный язык. Действительно, вряд ли кто за пределами детской, школьной речи употребляет такие слова, как те́лек (телевизор), ве́лик (велосипед), маг (магнитофон) и др.

Среди молодежного сленга последних лет встречаются такие слова, как врубиться — понять, уяснить что-либо; предки — родители; тусовка — компания, встреча: возникать — скандалить; не кисло, не слабо — хорошо, замечательно; прошвырнуться — пройтись, прогуляться; тянуть резину — долго и нудно говорить и пр.

Жаргонизацию нашей речи ученый называет опасной болезнью, так как это прилипчивая манера речи, которая убивает мысль, отучает думать. Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, призывает известный лингвист, должен активно бороться с жаргонизмами, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить. Как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы, так и в языке есть пределы его искажения. Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, когда они становятся опасными для жизни человека.

 

III. Упр. 76, 77, 78 (выборочно).

 

Домашнее задание: § 17; упр. 79, 80.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.03 с.)