Урок 21. Исконно русские и заимствованные слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 21. Исконно русские и заимствованные слова



(продолжение темы)

 

I. Опрос.

 

I I. Учитель сообщает учащимся, что заимствованные слова часто имеют свои отличительные признаки. Так, если слово начинается с а, ф, ц, э, или имеет приставку дез -, или оканчивается на - ция, то это слово заимствованное. Сочетания шт, хт говорят о том, что слово пришло к нам из немецкого; кс (пс), мп (вп) — из греческого.

III. Один из учеников читает стихотворение Я. Козловского «Усыновленные слова» (текст стихотворения дается заранее).

 

Был затуманен и зады́млен

Их тайный путь, которым встарь

Они от персов или римлян

Пришли когда-то в наш словарь...

 

Всегда имели в русской речи

Неущемленные права.

 

И, находясь при славном деле,

Перед другими не в тени,

Давным-давно как обрусели,

Усыновленные они.

 

I V. Учащиеся записывают «усыновленные слова» и отмечают, какие признаки указывают на то, что эти слова заимствованные. (Проверить себя они могут по «Школьному словарю иностранных слов».)

 

Штаб (нем.), школа (лат. через греч.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), синтаксис (греч.), олимпиада (греч.), дезинфекция (фр.), энциклопедия (фр.), этикет (фр.), цирк (лат.).

 

V. Учитель сообщает учащимся, что знание этимологии слова помогает не только лучше понять его значение, но и запомнить написание.

(Запись этой части урока рекомендуется делать в разделе ученического словаря — «Словаре корней».)

1) Аква (лат.) — вода.

Акваланг; аквариум; акванавт (кто совершает погружение под воду); акварель; аквамарин (камень цвета морской воды; marin — морской, Марина — морская); маринист (художник, рисующий морские виды).

2) Декор (фр.) — украшение.

Декоративный (служащий для украшения); декорация (изображение места действия на театральной сцене).

3) Вит (лат.) — жизнь.

Витамин; Виталий.

4) Терра (лат.) — земля.

Террариум (место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные); терраса (одно из значений — «летнее открытое помещение в доме»). Но: партер — нижний этаж зрительного зала.

 

V I. Учащиеся подбирают синонимы к заимствованным словам сувенир (подарок), обелиск (памятник), пейзаж (вид). Составляют 2—3 предложения с этими словами.

 

Домашнее задание: упр. 92 (устно), 96 (письменно). Индивидуальные задания: 1) Что тебе рассказал толковый словарь учебника о словах барабан, календарь? 2) Что ты узнал о слове календарь из «Школьного словаря иностранных слов»?

 

УРОК 22. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ [13]

Знать: о фразеологизмах — устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Лексический диктант.

 

1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов (этимология) 2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов (лексикология). 3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология). 4) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (орфография). 5) Описание жизни (биография). 6) Научное описание книг, статей, подборка названий книг, статей (библиография). 7) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные (террариум). 8) Устройство для дыхания человека под водой (акваланг).

 

— Подчеркните иноязычные элементы, входящие в данные слова.

 

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, подчеркивают главные члены, составляют схему предложения.

 

Ночь темна и тепла,

Благодатная мгла

На долины легла.

                  (В. Бенедиктов.)

 

Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.

 

I V. Вопросы классу:

— Что общего между подолом платья и долиной?

— Почему город под Москвой называется Подольск? Как вs думаете, где он располагается?

— В песне поется: «По долу гуляет казак молодой». Где гуляет казак?

— Каких еще исторических родственников с данным корнем слова вы знаете? (Дол, долой, раздольный и т. д.)

— Даль называет родные по корню слова «одного гнезда птенцы». Какие «гнёзда» вашего «Словаря корней» вы помните?

 

V. Наблюдения на с. 44—45.

Чтение § 22.

V I. Закрепление материала.

1. Упр. 97—100 (все устно).

2. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

(Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и т. д.)

 

VII. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С., Ашукина М. Г.— М., 1996). В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

— Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните?

(У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь...; Ларчик просто открывался и т. д.)

 

Домашнее задание: 1. Упр. 105 (устно). 2. По выбору учащихся: а) упр. 102; б) подобрать 2—3 статьи из словаря «Крылатые слова», книги Э. Вартаньяна «Почему мы так говорим?» и др., объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений); сделать свои рисунки к фразеологизмам упр. 99.

 

УРОК 23. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Ответы на вопросы, возникшие при выполнении упр. 105.

III. Контрольный словарный диктант (упр. 105).

I V. Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточка № 1

Выясните в словарях значения выделенных слов и составьте с ними предложения.

Декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиция, орнамент.

 

Карточка № 2

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

 

1) При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды. 6) Народ бежал по направлению к шахте.

 

V. В это время класс работает над лексическим диктантом (записать слово, определив его по лексическому значению).

 

V I. Чтение материала § 23. Упр. 103, 104 (устно).

 

V II. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.[14].)

 

Домашнее задание: упр. 107 (письменно), 109 (устно); вопросы на с. 48; подготовиться к контрольному словарному диктанту (по разделам ученического словаря).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.013 с.)