Урок 5. Орфограммы в корнях слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 5. Орфограммы в корнях слов



(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

Один ученик выписывает из упражнения слова с орфограммой в корне, второй — в приставке, третий — в окончании.

Дополнительные вопросы отвечающим.

— Приведите примеры слов с корнями -един-, -слад (-слажд-).

— Расскажите о происхождении слова впечатление.

 

I I. Пока учащиеся готовятся к ответу, проводится синтаксическая пятиминутка.

— Составьте и запишите предложение по данной схеме: . Объясните (устно) постановку знаков препинания.

 

I II. Выборочный диктант.

Учащиеся должны выписать только словосочетания с чередующимися гласными в корне, объяснить графически написание гласной в корне.

 

Вырастить на окне теплолюбивое растение, миролюбивые животные, косой дождь, ложное утверждение, расстилаться на лугу, стрелять в тире, постелить постель, блестящая поверхность, терпеливый малыш, растут в лесу, ложиться на спину, роскошный вид, разбираться в технике, располагаться в тени, разложить на кучки, предложить ответ.

 

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: .

 

I V. Запись в «Словарь корней».

- зна -: зна ть (гл.), осо зна вать (гл.), у зна вать (гл.), со зна ние (сущ.), со зна тельный (прил.), по зна вательный (прил.).

— По каким признакам вы определили принадлежность слов к различным частям речи?

 

V. Запись под диктовку.

Каждый из нас познаёт окружающий нас мир, общается с людьми с помощью слов. Об уровне развития человека можно узнать по тому, как он говорит. Правильная, богатая речь собеседника всегда оставляет приятное впечатление.

— Объясните орфограммы-гласные в корнях выделенных слов.

— Найдите орфограммы по их признакам: а) находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится данное слово; б) находится в окончании. Выбор написания зависит от того, к какому спряжению относится слово (общается, оставляет).

— Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: .

 

VI. Упр. 11.

Проверка выполнения задания.

 

Домашнее задание: упр. 13.

 

УРОК 6. ЧАСТИ РЕЧИ

 

I. Проверка домашнего задания.

Вызванный к доске ученик чертит схему первого предложения, объясняет постановку знаков препинания в нем, второй выписывает слова с орфограммой в корне и объясняет графически ее выбор, третий ученик — слова с орфограммой в окончаниях.

В это время учащиеся отвечают на вопросы учебника по содержанию текста.

 

II. Учитель читает текст.

 

Человек нашел слова для всего, что обнаружено во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. (С. Маршак.)

 

— Слова какой части речи обозначают все, что нас окружает: предметы, явления и т. д.? А действие и состояние? свойства и качества? Приведите примеры.

Найдите эти части речи в предложении (оно записывается) Первый снег выпал ночью и до неузнаваемости изменил придорожные кусты, березовую рощицу, извилистую речонку.

— Слова еще каких частей речи встретились в данном предложении? Назовите их.

— Найдите в предложении слова по их морфологическим признакам:

1) обозначает предмет, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, стоит в род. пад. (до неузнаваемости);

2) обозначает признак предмета, стоит в женском роде, ед. числе, вин. пад. (березовую, извилистую).

— Найдите в предложении слова по их структуре:

имя существительное:

имя прилагательное:

глагол:

— Сделайте синтаксический разбор предложения, начертите его схему.

 

II I. Запись в «Словарь корней».

- мен -: с мен а, раз мен, пере мен а, из мен яться, из мен ение и пр.

 

I V. Запись под диктовку.

 

Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Под лучами солнца блестят разноцветные искорки инея. На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

 

(По мере записи выделяются и объясняются окончания во всех самостоятельных частях речи.)

— В каких словах вы не выделили окончания? Почему? Выделенное слово разберите по составу. Подберите 2—3 слова с таким же суффиксом.

— Можно ли гласную в корне глагола блестят проверить словом блеск? Почему?

— Подберите синонимы к глаголу блестеть (искриться, сверкать, сиять, светиться и пр.).

 

Домашнее задание: упр. 18; вопросы на с. 9.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.008 с.)