Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 12. Повторение изученного
ПО ЛЕКСИКЕ В V КЛАССЕ Цель урока: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; понятия лексического о грамматического значений слов; однозначные и многозначные слова; переносное значение слова; синонимы и антонимы.
I. Запись под диктовку.
Посвятить стихотворение, посидеть у говорливого ручья, разрядить обстановку, разредил морковь, дремлет камыш, горячий ключ, яркой колорит, хороший товарищ, плохая погода, верного друга.
— Найдите слова, для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение. — Подберите синонимы к прилагательным. — Запишите антонимы к словам горячий, яркий. — Найдите слова, употребленные в переносном значении. Составьте словосочетания, в которых они имели бы прямое значение. — Найдите слово, значение которого можно определить только в словосочетании или предложении. Как называются такие слова? — Используя толковый словарь учебника, определите, однозначное или многозначное слово горячий; значение слова колорит.
II. Беседа с классом. Чтение стихотворений.
1. Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
2. Если б дали березке расческу, Изменила б березка прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. (И. Токмакова.)
— Вспомните, как называется прием, который использует поэт, чтобы образнее, ярче представить картину природы, явление. (Напоминаем: метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору следует отличать от слов с переносным значением, не обладающих эстетическим воздействием: пришла весна, встает солнце, идет дождь и пр. В них утрачена эстетическая функция.) — Выпишите из первого отрывка синонимы к слову мерзнуть. Какова их роль в тексте? (Глаголы-синонимы мерзнуть, зябнуть, дрожать, стыть выступают не только в роли однородных членов, благодаря которым достигается особая выразительность текста, но они употреблены в переносном (метафорическом) значении.) — Найдите во втором отрывке глаголы, которые употреблены в переносном значении. Выпишите их, объясните графически написание гласной в корне этих слов.
— Подберите и запишите синонимы к глаголу глядеть. — Всегда ли возможна синонимическая замена? Например: глядеть или смотреть фильм? — Составьте с 3—4 синонимами словосочетания, запишите их. (Учитель может дать задание самостоятельно подобрать стихотворения, в которых встречаются метафоры.)
III. Определить слова по лексическому значению и записать их. 1) Все слова языка (лексика). 2) Словарный запас одного человека (лексикон). 3) Раздел лингвистики изучающий лексику (лексикология). 4) Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные) 5) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 6) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 7) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы)
I V. Упр. 58, 60 (устно). Обращение к учащимся. Ребята, если вы хотите узнать: — как путешествуют слова из языка в язык, какие при этом с ними происходят приключения; — как рождаются слова и как они умирают; — существует ли всеобщий язык землян; — почему, например, тетеря совсем не глухая, и многое другое интересное из жизни русского языка, познакомьтесь с книгами: Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987. Вартаньян Э. А. Из Жизни слов. — М., 1973. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987. Кобяков Д. Ю. Приключения слов. — М., 1976. Успенский Э. Н. По дорогам и тропам языка. — М., 1980. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа.— М., 1993.
Домашнее задание: упр. 56 (устно), 57. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об одной из словарных статей «Детской энциклопедии».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.) |