Урок 120. Систематизация и обобщение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 120. Систематизация и обобщение



ИЗУЧЕННОГО О ГЛАГОЛЕ

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

 

I I. Работа с перфокартой (повторение).

Приставки пре - и при-

 

1. приютить                                 прехороший                                      приучить

2. приняться                                прикупить                                         прекрасный

3. прибавлять                              премудрый                                        престранный

4. пристроить                              пригородный                                     присесть

5. претихий                                  прервать                                            привязать

6. предобрый                               прилечь                                             причудливый

7. пригладить                               пристроить                                       присвоить

8. прибрежный                            приклеить                                         пренеприятный

9. преодолеть                               пригодный                                        преобразовать

 

I II. Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточка № 1

 

Спишите, расставляя знаки препинания; составьте схемы предложений, подчеркните основу предложений.

 

Светает и пробуждается природа. Просыпаются птицы и распевают на все лады. Хочется вдохнуть свежести и ты выходишь из дома. Еще прохладно но ты с наслаждением идешь босиком по сырой траве.

 

Карточка № 2

 

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

 

(Не) забудь об экскурс.., (не) посовет..вался с другом, (не) терп..т (не) правды, посе..л (бы) рож.., (не) преслед..вал (не) приятеля, (не) настная погода.

2. Подберите и запишите глагол следующей структуры:

 

Карточка № 3

 

1. Вставьте пропущенные буквы.

 

Попроб..вал испеч.., чу..ству..шь пр..сутствие друга, разл..вается зап..х, честв..вать победителя. команд..вал ротой, рассматр..вал картинки.

2. Разберите по составу глагол издавать.

 

I V. Запись по 4—5 слов разных частей речи с корнями -един-, -краш- (-крас-), -мен-, -тяж- (-тяг-).

(В это время учитель проверяет перфокарты.)

 

V. Работа над ошибками, допущенными в перфокартах.

 

VI. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, затем запишите его.

 

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глядишь из окошка — что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. Пожалеешь, что не прихватил вторых рукавиц.

Вьется через поле синяя тропка. Идешь по ней — ногу ставишь осторожно. Чуть неверный шаг — по колено, а то и по пояс проваливаешься в сыпучее снежное болото... (По С. Иванову.)

 

— Определите тип и стиль текста. Какие средства выразительности использованы в нем? Как это связано с особенностями стиля?

— В каком времени употреблены в тексте глаголы? А о каком времени — настоящем, прошедшем или будущем — идет речь? Объясните это явление.

— Прочитайте предложения с обобщенным значением. В какой форме употреблены в них глаголы?

 

Домашнее задание: подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 212—213); упр. 532.

 

 

УРОК 121. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ

ИЗУЧЕННОГО О ГЛАГОЛЕ

(продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

 

I I. Работа с перфокартой (повторение).

 

Чередование гласных е — и в корне

 

1. отбирать                                забирать                              запереть

2. замирать                                заблестеть                           заберу

3. расстелить                             протирать                            выдеру

4. блестеть                                 стирать                                блеснуть

5. собираю                                 пробираться                        выдирать

6. опираться                               взбираться                          удирать

7. замереть                                 заблистать                          выбирать

8. протереть                               отпирать                             замерли

9. растирать                               запираться                           опереться

 

I II. Упр. 529.

(В это время учитель проверяет перфокарты.)

 

I V. Работа над ошибками, допущенными в перфокарте.

V. Контрольные вопросы учебника (с. 212—213).

 

V I. Прослушайте текст.

 

ДЕЛЬФИНЬЯ ДРУЖБА

 

По неизвестным причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди.

Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. Но самое тяжелое препятствие для спасения дельфина — это дельфинья дружба. Если вы станете относить их в воду по одному, то у вас ничего не выйдет. Дельфин вернется и снова выбросится на мель, если услышит крики своих товарищей. Он беззаветно бросится к ним на помощь. Товарища в беде дельфин никогда не оставит. (По Н. Сладкову.)

 

— Определите тему текста.

(По мере записи текста учащиеся объясняют выбор орфограмм, постановку знаков препинания.)

— Укажите средства связи предложений в тексте.

— Найдите в тексте предложение, в котором главные члены выражены именами существительными.

— Найдите грамматическую основу первого предложения второго абзаца, дайте его характеристику.

— Приведите примеры сложноподчиненных предложений.

— Найдите части речи по их структуре, например:

имя существительное —  (крики)

имя прилагательное — (неизвестным)

глагол —  (увлекаются)

— Найдите слова различных частей речи по их морфологическим признакам:

1) обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное, 1-го скл., стоит во мн. числе, дат. пад. (по причинам);

2) обозначает признак предмета, притяжательное, согласуется с существительным в им. пад., ед. числа (дельфинья);

3) обозначает действие предмета, непереходный, несовершенного вида, I спряжения, стоит в наст. времени, мн. числе, 3-м л. (выбрасываются).

— Укажите формы глаголов.

Домашнее задание: упр. 533.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)