Урок 108. Повелительное наклонение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 108. Повелительное наклонение



(продолжение темы)

Знать: условия употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении.

Уметь: правильно писать глаголы в повелительном наклонении, правильно употреблять формы повелительного наклонения в речи.

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснительный диктант.

 

Прибавьте шаг, отправьте письмо, обрежьте цветы, не измажься масляной краске, обнаружьте ошибку в расчете, мелкая дрожь, привлекательный пейзаж, понаблюдаешь за птицей, ландыш пахуч, беречь природу, возле дач, из-за свинцовых туч, много задач, обеспечьте порядок, подпояшься пояском, юноша широкоплеч, спрячьтесь от дождя, умоляешь с помощи, вставьте знаки препинания, проверьте написанное, оставьте багаж, ознакомься с условиями задачи, исправьте ошибки.

 

III. Запись в словарь «Говори правильно».

Ляг — лягте, клади — кладите, положи — положите, беги — бегите.

 

IV. Упр. 495 (устно).

V. Учащимся сообщается о том, что в форме повелительного наклонения может употребляться частица - ка, которая смягчает форму приказа, а также частицы пусть, пускай, да.

 

Пусть всегда будет солнце!

Расскажи-ка об этом подробнее.

Да здравствует свобода!

 

V I. Запись под диктовку с объяснением написанного.

 

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое — в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта.

V II. Напоминаем учащимся, что часто в побудительных предложениях, где употребляются глаголы в повелительном наклонении, бывают обращения.

Запись предложений с заданием определить их вид по цели высказывания; первые четыре предложения разобрать по членам.

 

1) Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

                                   (Е. Баратынский.)

 

2) Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

                                                      (А. Пушкин.)

 

3) Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (А. Кольцов.) 4) Не пугай меня грозою: весел грохот вешних бурь! (И. Бунин.) 5) Спешите делать добрые дела. (А. Яшин.) 6) Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий.)

 

(Напоминаем: в некоторых предложениях для большей выразительности могут повторяться слова: зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.) Повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.)

 

Домашнее задание: § 85; упр. 494.

 

УРОК 109. РАЗЛИЧЕНИЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

И ФОРМЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Знать: чем различается написание глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.

Уметь: правильно писать глаголы во втором лице множественного числа в изъявительном и повелительном наклонениях.

 

I. Проверка домашнего задания. /

II. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, объясняют постановку знаков препинания, определяют форму глаголов.

 

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь — день радости и счастья.

                                                    (И. Бунин.)

 

II I. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 201, 202.

 

I V. Заполнение таблицы.

 

Глаголы Будущее время Повелительное наклонение
накопить подремать выключить Образец: поплясать      

 

Учащиеся дополняют схему примерами из упр. 497.

V. Запись с объяснением.

 

1) Отыщите значение слова в толковом словаре. 2) Когда вы отыщете, составьте с ним предложение. 3) Напишите отзыв о книге. 4) Если вы напишете его интересно, ребята тоже захотят прочитать эту книгу. 5) Когда вы дышите, легкие очищаются. 6) Во время зарядки дышите ровно. 7) Вычеркните неудачные обороты — и сочинение станет лучше. 8) Когда вычеркнете неудачные обороты — сочинение станет лучше. (Объяснить постановку тире в последних предложениях — действие и его результат.)

 

Домашнее задание: упр. 498.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.005 с.)