Урок 102. Глаголы переходные и непереходные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 102. Глаголы переходные и непереходные



(продолжение темы)

 

I. Синтаксическая пятиминутка.

 

Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени, они кашляли от едкого дыма, но продвигались к вершине вулкана.

 

— Запишите, объяснив знаки препинания.

— Объясните написание суффиксов прилагательных.

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: .

— Определите вид глаголов.

 

I I. Работа с текстом. Прослушайте текст.

 

По теплому морю проплывает корабль. Вдруг моряки видят впереди странный остров голубовато-зеленого цвета. Этот остров не обозначается на картах! Сразу по радио передается срочное сообщение: «На морском пути заметили айсберг!»

Айсберг — огромная плавучая ледяная гора. Моряки знают с давних пор, что встреча с таким островом может обернуться кораблекрушением. А приплывают эти ледяные острова из Антарктиды. Вот сползает лед с береговых склонов, с грохотом обламывается, поднимает вверх фонтаны брызг, вздымает волны. Это еще один айсберг отправляется в плавание. (Из книги «Почемучка».)

 

— Перескажите текст. Озаглавьте его.

— Назовите средства связи предложений в тексте.

— Какова роль бессоюзия в предпоследнем предложении?

— В каком значении употреблены глаголы в настоящем времени: они обозначают постоянные действия или действия, совершающиеся в момент речи?

— Запишите под диктовку. Объясните постановку знаков препинания.

— Объясните выбор гласной в окончаниях глаголов.

— Определите вид я переходность глаголов.

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:  (например: ).

— Найдите глагол по его морфологическим признакам:

1) несовершенного вида, переходный, II спр., настоящего времени, 3-го лица, мн. числа (видят);

2) совершенного вида, переходный, II спр., прошедшего времени, мн. числа (заметили).

 

Домашнее задание: упр. 481 (письменно), 479 (устно).

 

УРОК 103. НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА.

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Знать: о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь: различать наклонения глагола.

 

I. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

 

Я не то еще пропел бы,

Про себя поберегу,

Я не то еще сыграл бы —

Жаль, что лучше не могу.

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

—- Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

Плясуны на пару пара

С места ринулися вдруг,

Задышал морозным паром,

Разогрелся тесный круг.

 

(Лучше, если текст будет перед глазами учащихся. Выписываются глаголы с частицей бы.)

— При каких условиях и что бы сделал герой поэмы?

— Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста? (Стойте, дайте.)

— В каких глаголах выражено время, которое происходит в настоящий момент?

Учитель сообщает учащимся, что глагол имеет три наклонения.

 

II. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 194 (§ 83).

— Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдет?

— Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?

— Какое наклонение выражает побуждение к действию?

 

I II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, составленный по книге «Почемучка».

 

УМЕЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ РАЗГОВАРИВАТЬ?

 

Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это? Если бы вечером залаяла во дворе собака, вы бы поняли, что идет чужой. Разве собака не говорит об этом на своем собачьем языке? Нет, она лишь подает тревожный сигнал.

Такими сигналами животные могут многое сообщить друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

 

— Прочитайте эту интересную книгу.

(При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, определяют, в каком наклонении они стоят.)

— Выделите в выписанных глаголах морфемы, определите, на что они указывают.

Образец: разговарива — I спр., наст. вр., 3-е л., мн. число.

Вопросы на закрепление материала:

Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявительном наклонении?

Глаголы какого наклонения имеют родовые окончания? личные?

Можно ли по морфеме определить форму глагола? Докажите.

.

 

— Запишите глагол, строение которого соответствует схеме:  (например, прилунилась).

 

Домашнее задание: § 83; упр. 483.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.)