Урок 88. Развитие речи. Сочинение по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 88. Развитие речи. Сочинение по картине



(упр. 315)

 

УРОК 89. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н

В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Знать: условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Уметь: обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

 

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточка № 1

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

 

В парч..вом наряде, по дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ..вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча.

2. Запишите по два прилагательных с суффиксами -тельн-, -оват- (-еват-), -чив-, -лив-.

 

Карточка № 2

 

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

 

Ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый медвеж..нок.

 

2. Составьте 2—3 предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.

 

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему.

 

На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С. Маслих.)

 

IV. Вопросы классу:

В предложении встретилось сочетание ледяной наст. Из чего этот наст? Какая часть речи ледяной?

Составляется словообразовательная цепочка: .

Учитель сообщает учащимся, что имена прилагательные, обозначающие, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов -ян-, -ан -, в которых пишется одна буква н: .

В этом правиле есть два исключения: слова стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с двумя буквами н.

Но хотя прилагательные клюквенный (сделанный из клюквы), соломенный (из соломы), огненный (из огня) и тыквенный (из тыквы) и обозначают, «из чего сделано», они пишутся с суффиксом - енн -.

 

V. Тренировочные упражнения.

1. Образуйте от выделенных существительных прилагательные, объясните графически выбор суффикса.

 

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук из льна, хлеб из ржи, краски на масле, чашка из глины, склад для дров.

 

2. Запишите, выделите суффиксы.

 

Клюквенный кисель, серебряные часы, кожаные перчатки, стеклянный шар, оловянные солдатики, жестяное ведро, травяной настил, овсяная каша.

 

3. Запись в «Словарь трудных слов».

 

Стеклянный, деревянный, оловянный, клюквенный, тыквенный, огненный, ветреный день, ветряной двигатель.

 

V I. Учитель сообщает учащимся, что прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса -ин -, пишутся с одной буквой н.

Запись с объяснением.

 

Лебединая песня, львиная грива, пчелиный мед, куриное яйцо, муравьиная куча, змеиный яд, звериная тропа, соловьиные трели, мышиная возня, утиный выводок, гусиный шаг.

 

Домашнее задание: упр. 316, 318 — 1-я часть (с обязательным выделением суффиксов прилагательных).

 

УРОК 90. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н

В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания (с помощью графопроектора).

II. Объяснение нового материала (продолжение).

Запись на доске и в тетрадях:

 

III. Тренировочные упражнения.

1. Запись под диктовку с графическим объяснением написанного.

(Необходимо обратить внимание учащихся на то, что при объяснении написания суффикса следует начинать с того, что данные прилагательные образованы от имен существительных. Это поможет избежать впоследствии трудностей в работе с отглагольными прилагательными, когда учащиеся допускают ошибки в написании н и нн в суффиксах -ен-, -енн-. Нужно добиваться следующего объяснения: например, утренний — имя прилагательное, образовано от существительного утро с помощью суффикса - енн -; ледяной — имя прилагательное, обозначает, «из чего сделано», образовано от существительного с помощью суффикса - ян -, в котором пишется одна буква н, и т. д.)

 

Журавлиное крыло, весенняя капель, бесценное произведение, вещь ценна, лимонные конфеты, караванный путь, откровенный разговор, таинственный шорох, длинный путь, былинный герой, совиный крик, куриный бульон, пропасть бездонна.

 

(Довольно часто учащиеся, плохо «видящие» строение слова, от которого образовано прилагательное, допускают ошибки, так как неправильно применяют правило. Это касается таких прилагательных, как старинный (образовано от слова старина, в котором - ин - — суффикс существительного), глубинный, овчинный, былинный и пр. Выделение морфем при графическом объяснении написанного — особенно на первых этапах работы — строго обязательно!)

 

2. Образуйте от данных существительных прилагательные, суффиксы выделите.

 

Сон, длина, хозяйство мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.

 

3. Выборочный диктант.

-н-  | -нн

Конный плуг, подлинное произведение искусства, земляной пол, гора величественна, песчаная отмель, ураганный ветер, дровяной склад, соломенная подстилка, серебряный приз, кожаная куртка, карманные часы, травяной покров, кочанная капуста, дорога опасна, платье длинно, ценные сведения, даль пустынна старинные здания, орлиный крик, журавлиная став, пропасть бездонна, стеклянная трубка, книга интересна, деревянная модель, морковь полезна, картина необыкновенна, картинная галерея, старинные предания.

 

4. Диктант «Проверь себя».

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

 

Нож — самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали делать из железа и стали. Ножи для сервировки стола были серебряными или золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой.

Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство ножей с острым концом. (По С. Поповой.)

 

— Можно ли заменить в данном тексте слово старый на старинный? Почему? Докажите многозначность прилагательного старый.

 

I V. Запись в ученический словарь всех слов-исключений (слова в рамочках на с. 128, 129 учебника).

 

Домашнее задание: упр. 325 (письменно), 324 (пересказать текст). Подготовиться к орфоэпическому диктанту (по разделу «Говори правильно» или по учебнику — слова в рамочках с ударением).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.009 с.)