Урок 63. Развитие речи. Сочинение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 63. Развитие речи. Сочинение



(упр. 236)

УРОК 64. НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Знать: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными.

Уметь: различать не — приставку, частицу, часть корня.

 

I. Синтаксическая пятиминутка.

Запись предложений с заданием подчеркнуть их грамматические основы, составить схему последнего предложения.

 

Сентябрь — капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

 

II. Работа с перфокартой.

 

Чередование е — и в корнях слов

1. соберу                            натереть                               забираю

2. постелить                      вытер                                    заберу

3. растереть                       запираю                                подбираю

4. натираю                         задирает                                блестящий

5. сдеру                              разбираю                               блистающий

6. блестеть                         расстилаю                             умирать

7. заблистать                     выдеру                                   замереть

8. уберу                              избирать                                собиратель

9. выбираю                        приберет                                 вытирать

 

III. Знакомство с материалом § 43.

Вопрос классу: что является условием слитного написания не с существительными? А раздельного?

 

I V. Закрепление материала.

1. Определите по лексическому значению слово и запишите его.

 

1) Грубый, невоспитанный человек (невежа). 2) Человек, которому не сидится на месте (непоседа). 3) Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка). 4) Неуклюжий, неловкий человек (недотепа).

 

— Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода.)

— Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа.)

— Почему все эти слова пишутся с не слитно?

 

2. Запись под диктовку.

 

Невежа — враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе.

 

— Итак, почему все эти слова пишутся с не слитно? (Они без не не употребляются.)

 

3. Прослушайте стихотворение о таких словах. Обратите внимание, что в стихотворении допущена одна неточность. Постарайтесь ее найти.

 

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с

                     доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на врачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого

                                    страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

и

Н навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

                               (По Б. Заходеру.)

 

При повторном чтении учащиеся выписывают все слова с не, определяют, чем не является — только ли частицей, как утверждается в стихотворении. (Не может быть и частью корня, и приставкой.) При разборе выписанных слов выясняется, что среди этих слов есть не только имена существительные, но и прилагательные. Учитель сообщает учащимся, что написание не с именами прилагательными подчиняется одному правилу.

 

4. Тренировочное упражнение.

Запись под диктовку с объяснением написания не.

 

Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

 

Домашнее задание: упр. 238, 239.

 

УРОК 65. НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

(продолжение темы)

 

I. Взаимопроверка домашнего задания в классе (с обязательным объяснением написания каждого отдельного случая).

В каждом случае определяется часть речи, выясняется, чем является не — приставкой, частицей, частью корня.

 

II. Подбор синонимов с не к данным словам.

 

Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.

 

Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, не уверенность, нелепость.

 

I II. Запись предложений с объяснением написания слов с не.

 

1) Ученье — красота, а неученье — слепота. 2) Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. 3) От работы руки не отнимутся. 4) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 

I V. Объяснительная диктовка.

 

Не был в школе, ненастье, незадачливый ученик, нелепо так думать, незабудка, неприязненный взгляд; пруд неширокий; пруд не широкий, а узкий; пруд неширокий, а рыбный; говорить неправду; книга небольшая; книга не большая, а маленькая; книга небольшая, а интересная; неприятный человек; не внимание, а рассеянность.

 

V. Самостоятельная работа. Упр. 242.

 

Домашнее задание: упр. 243.

 

УРОК 66. БУКВЫ Ч И Щ В СУФФИКСАХ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК И -ЩИК

Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик и -щик.

Уметь: применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик и - щик.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Повторение (работа с перфокартой).

 

Приставки пре- — при-

1. презабавный                        привокзальный                            пригнуть

2. приуныть                             придержать                                  пришкольный

3. прельстить                           привязать                                     прилечь

4. престарый                            президиум                                    премилый

5. причудливый                       прикрикнуть                                приземлиться

6. приласкать                           предобрый                                   прервать

7. приспособиться                   приоткрыть                                 прекратить

8. преодолеть                           преобразовать                             преспокойно

9. приклеить                             придвинуть                                 притихнуть

 

III. Объяснение нового материала — § 44.

I V. Закрепление материала.

1. Упр. 244 (устно — выполняется коллективно).

 

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают в два столбика слова.

-чик         |         -щик

 

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, смазчик летчик, точильщик, каменщик.

 

3. Упр. 250.

 

4. Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточка № 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

 

Камен.., водопровод.., барабан.., стеколь.., полиров.., сбор.., развед.., перебеж.., газет.., бетон.., рассказ...

2. Составьте предложение по схеме: .

 

Карточка № 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

 

Развед.., буриль.., табун.., разнос.., зачин.., перевод.., пулемет.., уголь.., забастов...

2. Составьте предложение по схеме:

 

V. Объяснительный диктант.

 

Часто говорят: «Я прочитал книгу от доски до доски». От этого выражения веет глубокой древностью.

В старину над книгой работали переписчики, художники и переплетчики. В основу переплета в древности клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшались жемчугом, серебром, золотом.

Тот, кому интересна книга, прочитает ее от доски до доски, то есть от начала до конца.

 

— Найдите средства связи предложений в тексте.

— Найдите синоним к слову в старину.

 

Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту по словам ученического словаря; выписать в ученический словарь слова из рамочек на с. 98, 99; упр. 249.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.038 с.)