Урок 83. Притяжательные прилагательные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 83. Притяжательные прилагательные



(продолжение темы)

 

I. Выборочный диктант.

Учащиеся распределяют прилагательные по разрядам:

качественные | относительные | притяжательные

(Работа проводится по рядам.)

 

Раскидистый дуб, душистый цветок, ужасный вид, причудливый рисунок, папин нос, олений рог, местный говор, лесной массив, верблюжий горб.

 

II. От слов первого ряда учащиеся образуют притяжательные прилагательные, согласуя их с существительными второго ряда.

 

ворона — крыло

собака — ухо

гусь — лапы

 

III. Задание учащимся: дописать предложения так, чтобы первое предложение стало сложным, второе — с однородными членами, третье — с прямой речью.

 

1) Когда в бараньем тулупе и в сапогах из бычьей кожи на крыльцо вышел охотник...

2) На свежем снегу хорошо были видны следы.

3) Подъехал наездник в большой волчьей папахе и спросил:...

 

— В каком значении употреблены притяжательные прилагательные?

 

I V. Объяснительный диктант.

Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник — прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

 

(По мере записи объясняется правописание падежных окончании прилагательных, написание приставок, гласных в корнях слов, постановка тире в простом предложении.)

 

Домашнее задание: § 52; упр. 298.

 

УРОК 84. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Знать: как морфологически разбирается имя прилагательное.

Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного.

 

I. Проверка домашнего задания.

I I. Тренировочные упражнения.

1. Выпишите в столбик имена прилагательные.

 

Шумели на ветру раскидистые ивы, и в глазах рябило от серебристого блеска их листьев. Ослепительные облака были похожи то на ветки с яблоневым цветом, то на овечьи фигурки.

 

Разберите выписанные прилагательные по составу, определите их разряд, образуйте возможные формы сравнительной и превосходной степени. Какие прилагательные являются эпитетами?

 

2. Подберите 2—3 прилагательных с суффиксами:

-тельн-               -н-

-чив-                  -оват- (-еват-)

-лив-                       -еньк- (-оньк-)

 

III. Чтение § 53.

 

I V. Упр. 303.

— Почему автор несколько раз употребил слово белый? Нужно ли его заменять другим? (У Н. Сладкова полное название зарисовки — «Январь. Белые фигурки».)

— Найдите качественные прилагательные; сделайте морфологический разбор одного качественного, одного относительного прилагательного.

 

V. Контрольный словарный диктант.

 

      I вариант                             II вариант

1. причудливый                       расположиться

2. преодолеть                           препятствие

3. собираться                           замирать

4. прекратить                           превратиться

5. располагаться                      расстилаться

6. выложить                             разбирать

7. росток                                   причудливый

8. присмотреться                     выросли

9. преобразиться                      приглянуться

10. предложить                        прилечь

11. раскидистый                       предлагать

12. набирать                              развесистый

13. постелить                            ослепительный

14. блистательный                    прекратить

15. восхитительный                  удивительный

Домашнее задание: упр. 304.

 

УРОК 85. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Знать: условия выбора написания не с именами прилагательными.

Уметь: правильно применять правило для написания не с именами прилагательными.

 

I. Синтаксическая пятиминутка.

Запись под диктовку с заданием подчеркнуть основы предложений, определить, чем они выражены; объяснить постановку знаков препинания.

 

Январь месяц ярких звезд, ясного неба, белых троп, синих льдов, темная зорька года. Январь — коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен. (В. Миронов.)

 

— Объясните выбор орфограмм в окончаниях прилагательных.

— Укажите выразительные средства языка, которые использует автор, давая краткую, яркую характеристику январю.

 

II. Орфографическая диктовка.

 

Нехватка времени, не был на олимпиаде по математике, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося; не друг, а просто товарищ; не правда, а ложь.

 

III. Чтение материала § 54.

(Следует напомнить учащимся, что при изучении темы «Не с именами существительными» мы касались вопроса написания не с прилагательными.)

— Что нового о написании не с прилагательными вы узнали из этого параграфа учебника? (Не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.)

 

I V. Отработка способа рассуждения при выборе слитного или раздельного написания не с прилагательными — с. 123.

 

V. Закрепление материала.

1. Упр. 305 (выполняется коллективно).

 

2. Подбор к существительным имен прилагательных с не.

 

Препятствие (непреодолимое), богатства (несметные), воля (непреклонная).

 

3. Замена прилагательных синонимами с не.

 

Рассеянный ученик (невнимательный), молчаливый юноша (неразговорчивый), плохая погода (ненастная).

 

Домашнее задание: § 54; упр. 306, 307.

 

УРОК 86. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Из упр. 307 один ученик выписывает прилагательные, в которых не — частица, второй — где не- является приставкой.

 

2. Упр. 306 (проверяется «по цепочке»).

 

II. Объяснительный диктант.

 

Невежливый, неподкупный, нездоровый, невеселый, невзрачный, не дружелюбный, невнимательный, неглупый, несносный, небрежный, нерадивый, нехороший, невеселое настроение, неизвестная величина, неправда, ничуть не легкая ноша, неразлучные друзья, очень небольшая поляна, ненастный день, незамысловатый сюжет рассказа; неширокая, но красивая речонка; небольшая, а интересная книга.

II I. Предупредительный диктант (предложения по выбору учителя).

 

1) Он был не красив и не дурен, не высок и не низок ростом. (А. Гончаров.) 2) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость. (И. Тургенев.) 3) Луна не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. (А. Гончаров.) 4) Дни и ночи рыскал несильный, но неотвязный ветер. (М. Горький.) 5) Теперь перед нами были не высокие неприступные горы, а небольшие холмы с неприметной невзрачной растительностью. 6) Далекие и непонятные звезды тихо застыли в необъятной выси и с завистью смотрят на неугомонную жизнь на Земле. 7) Солотча — неглубокая извилистая речонка. 8) Незримый жаворонок поет гимн весне. 9) В нашем озере рыба водится не крупная, а мелкая. 10) Тянулась осень, уже не сырая и дождливая, а сухая и морозная. 11) На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. 12) Его рассказ был нисколько не интересным.

 

I V. Диктант «Проверь себя».

 

Приморская тайга — удивительный нерукотворный сад. Весной он поражает необыкновенной красотой.

Небольшие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью ничуть не приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их некрупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят невзрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М. Деменюк.)

 

Домашнее задание: упр. 308, 310 (устно); 311, 312 (письменно).

 

УРОК 87. БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Знать: об условиях выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц.

Уметь: сопоставлять правило правописания букв о и е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных.

 

I. Запись под диктовку предложения В высоком небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый голубоватый отблеск освещал легкую пелену тумана.

Учащиеся выделяют грамматические основы, составляют схему предложения.

— Объясните написание окончаний в прилагательных; подберите слова для проверки написания гласных в корнях глаголов.

— Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме: . Запишите 2 прилагательных такой же структуры.

— Найдите прилагательное, обозначающее оттенок цвета. Разберите его по составу. Подберите 2 прилагательных с суффиксами, имеющими значение оттенка цвета.

 

II. В это время два ученика выполняют индивидуальную работу по карточкам.

 

Карточка № 1

1. Вставьте пропущенные буквы.

 

С домашн..ми птицами, в дальн..м лесу, в син.. косынке, р..стительность мира, на бирюзов..м фоне, на утренн..м морозе, летн..м вечером.

2. Придумайте и запишите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным.

 

Карточка № 2

1. Выпишите прилагательные в два столбика.

 

качественные | относительные

 

Поздний, бриллиантовый, любимая, крупные, душистые, извилистые, изумрудный, безбрежный, придорожный, свинцовый, дорогой.

2. Укажите прилагательное, строение которого соответствует схеме: .

 

I II. Предлагается вспомнить правило написании о и е после шипящих и ц в корнях, приставках, суффиксах.

 

I V. Работа с перфокартой.

Гласные о и е после шипящих и ц

1. тучей                          книжонка                         ручонка

2. пирожок                     речонка                            овражек

3. желтый                      шорох                               птицей

4. шепот                         крыжовник                      ландышем

5. большой                     хорошее                           старшему

6. горячему                    в колючем                        в чужом

7. в дремучем                улицей                              шел

8. в свежем                    черствый                          чертежом

9. могучего                    огурцов                             ключом

 

V. Учащиеся самостоятельно знакомятся с § 55.

(В это время учитель проверяет перфокарты.)

 

VI. Работа над ошибками, допущенными в перфокарте.

Учитель обращает внимание учащихся на необходимость при объяснении написания о — е выяснять, в какой части слова находится орфограмма, ибо это определяет выбор о — е.

 

VII. Закрепление материала.

1. Запись с объяснением.

 

Речевой аппарат, вещевой мешок, изразцовая печь, моржовый клык, холщовый мешок, свинцовые тучи, ситцевый фартук.

 

2. Подбор к данным прилагательным имен существительных. Запись с объяснением выбора гласной в суффиксе прилагательного.

 

Глянцевый, образцовый, парчовый, бежевый, камышовый, грушевый, грошовый, оранжевый, кумачовый, плюшевый.

 

3. Выборочный диктант. Распределите слова в колонки таблицы.

 

Гласные о — е после шипящих и ц

Корень Суффикс Окончание
     

 

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, прическа, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, желтый.

 

— Подберите к прилагательному желтый синонимы, запишите с ними словосочетания «прилаг. + сущ.».

 

Домашняя работа: § 55; упр. 313, 314.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.052 с.)