Урок 67. Гласные в суффиксах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 67. Гласные в суффиксах



СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЕК И - ИК

Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов – ек и -ик, о способе действия при выборе данных суффиксов.

Уметь: владеть способом действия при выборе суффиксов -ек и -ик.

 

I. Контрольный словарный диктант.

 

      I вариант                                    II вариант

 

1. профессия                                            копировать

2. насмехаться                                         трибуна

3. сессия                                                   ровесник

4. сверстник                                             впечатление

5. печать                                                   печаль

6. сознавать                                              раздаваться

7. изменяться                                           благоухать

8. добавление                                           приближаться

9. благоухание                                         сознательность

10. казаться                                              прибавление

11. раздаваться                                        проясниться

12. пахучий                                              пожалеть

13. подлинная правда                             раздражаться

 

II. Чтение § 45.

 

I II. Закрепление материала.

1. Упр. 251 (устно — выполняется коллективно).

 

2. Запись под диктовку.

 

Маленький грибочек, тонкий карандашик, небольшой кусточек, кирпичик, орешек, неглубокий овражек, ненастный денечек, разноцветного мячика.

 

Учащиеся устно объясняют выбор орфограмм.

I V. Предупредительный диктант

 

1) В саду зацвел душистый горошек. 2) Бежала коза через мосточек, ухватила кленовый листочек. 3) Через овражек перекинут мостик. 4) Летчик готовился к очередному полету. 5) Гонщики должны были пройти на байдарках до острова. 6) Дом бакенщика стоял на самом берегу реки. 7) Он был неутомимый спорщик. 8) В дверь позвонил разносчик телеграмм.

 

Домашнее задание: упр. 252.

УРОК 68. ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ

В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов -ок, -ек, -онок и др. и условиях выбора в них гласных о — е после шипящих под ударением.

Уметь: применять правило при выборе о — е в суффиксе существительного после шипящих.

I. Проверка домашнего задания (через графопроектор).

II. Учащиеся заполняют таблицу примерами.

 

Части слова О Е
   
   

 

Чертежом, пальцем, шелк, шепот, огурцов, черствый, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, полотнищем, желудь.

 

Делается вывод о написании о — е в корне и окончаниях существительных после шипящих.

 

I II. Объяснение нового материала — § 46.

I V. Закрепление материала.

Упр. 253 (устно — выполняется коллективно).

 

V. Учащиеся заполняют таблицу примерами.

 

Части слова О Е
корень    
суффикс    
окончание    

 

Сучок, черствый, кружок, дешевый, шепот, грушевый, свинцовый, овражек, ситцевый, ручонка, медвежонок, зайчонок, снежок, кусочек, старичок, шалашом, тучей, шорох, шов, врачом, карандашом.

 

Делается вывод о написании о — е в корне, суффиксе, окончании существительных и прилагательных после шипящих.

 

Домашнее задание: упр. 255.

 

УРОКИ 69—70. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

В СОЧИНЕНИИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

УРОК 71. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

 

I. Проверка домашнего задания (упр. 255).

 

II. Работа с перфокартой.

О — е после шипящих и ц

1. каланчой                           пальцев                                  огурцом

2. речонкой                           тучей                                      лапшой

3. чижом                               лисицей                                  сторожем

4. полотенцем                      перцем                                    борщом

5. невежей                            шалашом                                 плющом

6. овражек                             зайчонок                                медвежонок

7. дружок                              пастушок                                горошек

8. мышонок                          человечек                               собачонка

9. шелковый                          кумачовый                            свинцовый

 

III. Упр. 263.

(В это время учитель проверяет перфокарты.)

 

I V. Работа над ошибками перфокарты.

 

V. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

 

Невежа — невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, то есть знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски — невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда — тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа — это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда. (Ш. Журжина, Н. Костромина.)

 

— Перескажите содержание текста. Подберите 4—5 однокоренных слов к слову ведать.

IV. Самостоятельная работа (упр. 266).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.011 с.)