Урок 113. Употребление наклонений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 113. Употребление наклонений



Знать: о различных способах выражения в языке просьбы, приказания с помощью разных наклонений глагола.

Уметь: пользоваться в речи этими способами.

 

I. Орфографическая диктовка.

 

Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, не плачьте, обжарьте хлеб, расставьте шахматы, отодвиньтесь от огня, лягте ровно, избавьте от хлопот, увеличьте расстояние, представьте другу.

 

II. Наблюдения на с. 204.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что такая форма, как «Подвинулась бы!», «Передали бы книгу!», считается грубой. Форма «Вы не могли бы пересесть?», «Вы не передадите книгу?» считается вежливой.

— В какой форме употреблен глагол будьте добры...? Какой оттенок заключают эти слова?

 

III. Упр. 503, 509 (устно).

I V. Послушайте советы, как надо себя вести. Эти советы даются в книге «Мир детства». Подготовьтесь к пересказу текста.

 

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословий, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «значит». Не употребляй грубых слов и выражений.

Уважай своего собеседника, смотри на того, с кем говоришь. Недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать свое нетерпение поглядыванием на часы.

Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.

 

По выбору учителя ряд предложений записывается на доске и в тетрадях.

V. Диктант «Проверь себя».

 

Незаметный, но огромный мир копошится вокруг. Муравей тащит хвоинку, и рядом с ним движется угловатая тень. Вот проскакал по траве кузнечик на длинных ногах. А за ним полусонными, но внимательными глазами наблюдает кот. Пробежал ветерок и разнес запах трав, аромат цветов. Истома охватывает тебя, ты дремлешь. Через минуту ты забудешь о неприятностях сегодняшнего дня. (По А. Рыбакову.)

 

Домашнее задание: упр. 505, 506 (по выбору учащихся).

 

УРОК 114. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Знать: о безличных глаголах (на материале безличных предложений) их лексическом значении, форме употребления.

Уметь: отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи.

 

I. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мер выполнения задания).

1) Из предложения Мы любили встречать рассвет на речке взять дополнение (рассвет).

2) Добавить сказуемое из предложения Дождь застал нас врасплох (застал).

3) Существительное, стоящее в именительном падеже в предложении Туристы с трудом преодолели подъем, употребить род. пад. мн. числа (туристов).

4) Из предложения На нашем пути лежало бревно взять обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (на пути).

5) Из предложения Над рекой расстилался туман взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить в дат. пад. ед. числа с предлогом к (к реке).

(Рассвет застал туристов на пути к реке.)

Продолжить предложение, сделав его сложносочиненным.

 

II. Запись в «Словарь корней».

- ста -: ста ть, за ста вать, вос ста ть.

Учащиеся разбирают по составу глагол застал.

 

III. Запись под диктовку.

 

Рассветало. На востоке уже заалело. От реки повеяло прохладой. Мне не спалось.

 

— Определите время, род, число глаголов.

— Подчеркните грамматические основы предложений. (Делается вывод о том, что в этих предложениях нет подлежащих.)

— Можно ли добавить в данные предложения подлежащие? (Нет.)

— Что обозначают глаголы данных предложений? (Явления природы, состояние человека.)

Учитель сообщает учащимся, что эти глаголы не имеют лица.

 

I V. Наблюдения на с. 207 (§ 87).

— Используя материалы § 87 учебника, ответьте на вопросы:

Как изменяются безличные глаголы? (По временам.)

В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? (Только в форме 3-го лица единственного числа.)

В каком роде употребляются, если стоят в прошедшем времени? (Только в среднем роде.)

Учащимся сообщается, что предложения, в которых нет подлежащего, а сказуемое выражено безличным глаголом, называются безличными. В таких предложениях нет и не может быть подлежащего.

 

V. Упр. 511 (выполняется коллективно).

Чтение предложений, нахождение в них грамматических основ; определение того, что́ обозначают безличные глаголы; указание на наклонение безличных глаголов.

 

V I. Запись под диктовку с объяснением знаков препинания, составлением схем сложных предложений.

 

1) Мне снилось, что я иду в темноте. 2) Ему долго не спалось, и он вышел в сад. 3) Темнеет, и к ночи поднимается вьюга... 4) Грибы сошли, но крепко пахнет в овраге сыростью грибной. 5) Рассветало, и с полей уже тянуло теплом. 6) Темнело, и с юга надвигалась туча. 7) Свежеет, и блеск вечера меркнет. 8) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой. (По И. Бунину.)

 

Домашнее задание: упр. 512 (письменно), 517 (устно).

 

УРОК 115. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

(продолжение темы)

 

I. Ответы на вопросы к упр. 517.

 

II. Контрольный словарный диктант по тексту упр. 517.

 

III. Запись под диктовку.

 

С зари кукушка за рекою

Кукует звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет и листвою.

                                 (И. Бунин.)

 

— Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.

 

IV. Анализ предложений, помещенных в учебнике под звездочкой на с. 208.

Сопоставление личных и безличных глаголов. Запись в две колонки:

 

безличные глаголы         |         личные глаголы

 

Учащиеся должны заполнить столбики примерами из упр. 513, для чего определить грамматические основы, указать безличные и личные глаголы, употребленные как безличные.

Дополнить таблицу рекомендуется глаголами из следующих предложений.

 

1) Легким запахом веет полынь. (С. Есенин.) 2) На рассвете в долинах теплом и черемухой веет. (И. Бунин.) 3) Свежим сеном пахнет 4) Свежее сено хорошо пахнет. 5) Свежеют с каждым днем и молодеют сосны. (И. Бунин.) 6) На улице свежеет.

 

V. Запись с объяснением постановки знаков препинания.

1) Быстро смеркается, и от реки веет прохладой. 2) Ожила природ весной, и хочется скорее в лес, к реке. 3) Наступили теплые дни, и легко дышится. 4) Дорогу замело снегом, и движение приостановилось. 5) Уже стемнело, и я иду домой.

 

Домашнее задание: упр. 516.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.009 с.)