Урок 126. Простые и составные числительные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 126. Простые и составные числительные



Знать: об обозначении числительного одним и несколькими словами.

Уметь: различать простые и составные числительные.

 

I. Проверка домашнего задания (упр. 346).

Фронтальная проверка.

— Что называется числительным?

— Какие числительные называются порядковыми? количественными? Приведите примеры.

— Назовите числительные, которые наиболее часто употребляются в речи.

— Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

 

II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

 

ПЕРНАТЫЕ ЧАСЫ

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время. (По М. Деменюк.)

 

— Составьте схему первого предложения (без его предварительной записи).

— Запишите второе и третье предложения, сделайте их синтаксический разбор. Определите разряд числительных.

— В роли каких еще членов предложения может выступать числительное? Приведите примеры.

III. Чтение материала § 60.

 

I V. Закрепление материала.

1. Вопросы классу:

Какие числительные называются простыми? составными?

 

2. Упр. 349.

Словами из упражнения заполняется таблица.

 

Имена числительные

простые           |         составные

 

3. Учащимся сообщаются некоторые сведения из истории числительных, которые помогут избежать орфографических ошибок разобрать числительные по составу.

— Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, то есть один плюс к десяти и пр. Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать, в которых - дцать входит вместе с бывшим предлогом на в суффикс.

Запись на доске и в тетрадях:

 

4. Выборочный диктант.

Учащиеся должны выписать числительные в сочетании с существительными, подчеркнуть составные числительные.

 

Особенно богат растительный и животный мир в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10—15 лет достигают тридцати — сорока метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к ста пятидесяти — двумстам годам. (Из учебника «Естествознание».)

 

V. Запись в «Словарь трудных слов».

Миллион, миллиард.

VI. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, перескажите его.

 

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. МИЛЛИОН

 

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в ХIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча» и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ - (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища. (В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь.)

 

Домашнее задание: § 60; упр. 351.

 

УРОК 127. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ

И В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Знать: соответствующее орфографическое правило.

Уметь: правильно применять его при написании числительных.

 

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, перескажите его.

 

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. (В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь.)

 

(При повторном чтении по отдельным предложениям учащиеся выписывают числительные, определяют их разряд, какие они по составу — простые или составные.)

 

III. Объяснение нового материала.

Работа по таблице.

 

Пиши ь

на конце числительных от 5 до 20 и 30 в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900

 

I V. Закрепление материала.

Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

 

1) В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. 2) Наибольшая глубина Балтийского моря 459 метров, Азовского — 14 метров. 3) Самой длинной рекой мире считается Нил, его длина 6671 километр. 4) Наибольшая глубина Байкала 1637 метров.

 

V. Самостоятельная работа (упр. 354).

 

Домашнее задание: § 61; упр. 353.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.008 с.)