Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 154. Указательные местоимения
Знать: об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи. Уметь: находить в тексте указательные местоимения; использовать их как средство связи предложений в тексте.
I. Терминологический диктант (записать известные разряды местоимений). II. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 1. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Подзаголовок книг.., автор повест.., ра..пол..жить на какой (нибудь) страниц.., (не) сколько великолепных произведений, какие (то) книги, (кое) кто из малышей, с кем (нибудь) посовет..ваться.
2. Расскажите о правописании неопределенных местоимений.
Карточка № 2
Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Гл..деть не (на) что, (не) с кого спрашивать, бл..годарить кого (то), бурно разг..реться, (не) разоч..ровался (не) в чем, (не, ни) чего не на ходит, (не, ни) с кем (не) посовет..вался.
Карточка № 3
1. Составьте план ответа о местоимении как части речи. 2. Подготовьте рассказ «Что мне рассказал толковый словарь о слове «колорит»?».
I II. На доске записывается предложение Я люблю этот праздник, полный добрых желаний, искрометных приветов. (А. Чепуров.) — О каком празднике идет речь? Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник? Запись темы урока: «Указательные местоимения». В слове указательные учитель выделяет корень, подбирает и записывает однокоренные слова: указ, указать, указатель (являющийся указателем), указательный, указка. — Как вы думаете, в чем секрет названия этих местоимений? — Определите синтаксическую роль местоимения этот в записанном на доске предложении.
I V. Работа с учебником — с. 177—178. Чтение текста для наблюдения, выполнение заданий учебника, коллективное составление плана рассказа об указательных местоимениях.
ПЛАН РАССКАЗА 1. Значение указательных местоимений: 1) выделение с их помощью какого-либо предмета, признака, количества; 2) составление с их помощью сложных предложений; 3) средство связи предложений в тексте. 2. Грамматические признаки (тот, этот, такой изменяются по родам, числам, падежам таков — по родам и числам; столько — по падежам). 3. Синтаксическая роль в предложении.
V. Объяснительный диктант.
Книги — наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
(По мере записи учащиеся объясняют орфограммы, постановку знаков препинания.). — Что значит облагораживают? — Докажите, что это текст. Какие средства связи предложений использованы в тексте? (Повторы, местоимения.) — Укажите разряды местоимений. — Какова роль в тексте указательных местоимений? (Местоимение эти указывает, что речь идет о книгах, оно служит для связи предложений; местоимение такие соединяет главное и зависимое предложения, указывает, что далее следует предложение, которое конкретизирует данное местоимение.) — Определите синтаксическую роль этих местоимений. V I. Закрепление материала. 1. Упр. 437 (устно). — Докажите, что это текст. Определите его основную мысль. Как связаны предложения в данном тексте? Укажите средства связи. — Какого человека можно назвать настоящим книголюбом? Можно ли по книгам, которые читает человек, судить о самом человеке? Вот что писал об этом известный русский хирург Н. И. Пирогов: «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты». Являются ли синонимами слова книголюб и читатель? Работа с Толковым словарем русского языка С. И. Ожегова. Книголюб — любитель книг. Читатель — 1) тот, кто читает, кто занят чтением каких-нибудь произведений, к кому обращены произведения письменности; 2) посетитель общественной библиотеки. Составление синонимического ряда (записывается в тетради): книголюб (любитель книг), книгочей (человек, любящий книги, увлекающийся чтением), книжник (любитель и знаток книг, библиофил). — Какое из указанных слов является устаревшим?
2. Беседа с классом. — Быть хорошим читателем, умным, глубоким, быть настоящим книжником очень трудно. Послушайте ответ писателя Л. Пантелеева школьнице Марине, которая просила дать совет, как воспитать в себе любовь к книге.
ДОРОГАЯ МАРИНА!
Есть люди, которые не умеют читать. Кто же виноват в том, что у людей нет вкуса к книге? По-моему, очень большой вред приносит неумелое и неумеренное пользование телевизором. Вероятно, ты знаешь немало ребят, которые все свое свободное время просиживают перед голубым экраном. Сколько драгоценных часов и минут это безумное глядение отнимает у книг, у литературы! Я, милая Марина, понимаю, что нельзя в твоем возрасте читать одни сказки, как нельзя, скажем, питаться одним медом или земляникой. Уметь читать — это искусство. И вот тебе мой совет, юная читательница! Продолжай читать сказки, затем бери в библиотеке такие книги, как «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, «Каштанка» Чехова. А дальше, я уверен, ты сама уже будешь ориентироваться в том огромном, безбрежном океане, который называется Мировая Литература.
— Какова основная мысль высказывания? Запишите ее, объяснить постановку знаков препинания. (Уметь читать — это искусство. В данном предложении это не указательное местоимение, а частица, связывающая главные члены предложения.)
3. По Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова выясняется значение слова иллюстрация. Запись словосочетаний: о той иллюстрации, об этой иллюстрации. Делается вывод: указательные местоимения этот, тот, помимо указания на близость-дальность, выражают и указание на определенный предмет. Они различаются и по направлению указания: этот указывает на уже названный предмет (лицо), тот — на предмет, называемый впоследствии. Местоимение этот употребляется с предлогом об, тот — с предлогом с.
Домашнее задание: упр. 437 (письменно), 443 (устно). Индивидуальное задание: составить рассказ «Что поведал мне о слове орнамент Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова?».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.) |