Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения фармакологии

Поиск

Руководство

по подготовке к практическим занятиям

и внеаудиторной самостоятельной работе

По фармакологии

 

для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета

(V -VII семестры очного обучения)

 

 

Омск - 2009

 

Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III - IV курсов фармацевтического факультета (V -VII семестры) очного обучения) / Пеньевская Н.А., Скальский С.В., Чернышев Г.П. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2009.- 122с.

 

 

Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии составлено в соответствии с государственным образовательным стандар­том высшего профессионального образования по специальности 060108 - «Фармация» (квалификация - провизор), програм­мой изучения дисциплины, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ, для студентов фармацевтических ВУЗов и факультетов; учебным планом.

В руководстве изложены цели и задачи изучения дисциплины, перечень формируемых профессиональных знаний и умений; темаиический план и порядок проведения практических занятий и система оценки знаний; современные фармакологические и фармакотерапевтические классификации и перечни лекарственных средств; вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работы; экзаменационные вопросы и список препаратов, обязательных для выписывания на экзамене.

 

Библиография: 24 назв.

Рецензенты:

А.В. Гришин - зав. кафедрой фармации ОмГМА, доктор фармацевтических наук, про­фессор.

К.А.Нурмухаметова – зав. кафедрой фармацевтической химии с курсами аналитической и токсикологической химии ОмГМА, кандидат фармацевтических наук, доцент.

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………4

Цели и задачи изучения фармакологии……………………………..4

Тематический план практических занятий……….. …………..……5

Порядок проведения практических занятий.………………………..8

Система оценки знаний студентов…………………………………..9

Критерии «автоматического» получения зачета…………………..10

Критерии «автоматической» экзаменационной оценки………..... 10

Методические разработки к практическим занятиям………….…11

Экзаменационные вопросы………………………………………..107

Список лекарственных препаратов, обязательных

для выписывания накзамене…………………………..…………..115

Рекомендуемая литература……………………………………….119

Введение

Фармакология является фундаментальной наукой фармации и медицины, которая имеет большое значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами.

Цели и задачи изучения фармакологии

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация», квалификационными требованиями к уровню подготовки провизора и рабочей программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов, целью изучения дисциплины является приобретение умений обобщения информации об основных характеристиках, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок, о возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме, а также приобретение навыков доведения этой информации до врачей, аптечных работников и населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:

ü Выработать понимание общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, а также принципов их классификации.

ü Выработать умение оценивать возможность использования ЛС для фармакотерапии на основе знаний об их фармакокинетических и фармакодинамических свойствах.

ü Выработать навыки сравнительной оценки ЛС по их фармакокинетическим и фармакодинамическим свойствам для определения возможности замены одного препарата другим.

ü Выработать навыки работы со справочной литературой по фармакологии, медицинской нозологии и аннотациями к лекарственным препаратам.

ü Выработать навыки исследования врачебного рецепта.

 

Для успешной реализации задач обучения студент должен знать:

· Классификацию лекарственных средств (фармакотерапевтическую, фармакологическую, химическую);

· Международные непатентованные и торговые названия лекарственных средств и их классификационную принадлежность;

· Фармакодинамические и фармакокинетические свойства лекарственных средств;

· Показания к применению лекарственных средств;

· Побочные эффекты ЛС и противопоказания к их применению;

· Формы выпуска и дозировки лекарственных средств.

· Правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей.

 

По окончании курса базовой фармакологии студент должен уметь:

Ø Ориентироваться в номенклатуре ЛС, определять принадлежность препаратов к фармакологической, фармакотерапевтической, химической группам;

Ø Определять по международному названию ЛС их торговые названия (синонимы), аргументировать возможности замены отсутствующего препарата другим с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью;

Ø Контролировать правильность выписывания рецепта;

Ø Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, владеть составлением и передачей фармацевтической информации врачам и населению;

Ø Давать советы населению о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

 

 

Тематический план практических занятий

Общая рецептура

  1. Мягкие лекарственные формы.
  2. Твердые лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы.
  3. Жидкие лекарственные формы (продолжение). Разные лекарственные формы.
  4. Итоговая контрольная работа (исследование врачебного рецепта).

Общая фармакология

  1. Фармакокинетика. Пути введения. Абсорбция и распределение лекарственных веществ в организме.
  2. Фармакокинетика. Биотрансформация и экскреция. Математическое моделирование фармакокинетических процессов.
  3. Фармакодинамика
  4. Фармакотерапия и ее осложнения. Методы создания и оценки лекарств. Номенклатура и классификация лекарств.
  5. Коллоквиум «Общая фармакология».

Частная фармакология

Средства, влияющие на периферическую нервную систему

 

  1. Средства, влияющие на афферентную иннервацию.
  2. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М,N-холиномиметические (антихолинэстеразные) средства.
  3. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. М-холинергические средства
  4. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. N-холинергические средства.
  5. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Адреномиметики.
  6. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Антиадренергические средства.
  7. Коллоквиум «Средства, влияющие на периферическую нервную систему».

Средства, влияющие на ЦНС

  1. Средства, влияющие на ЦНС. Средства для наркоза, этиловый спирт и аналептики.
  2. Заключительное занятие по итогам V семестра.
  3. Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства.
  4. Психотропные средства (занятие 1): седативные, анксиолитики, нейролептики.
  5. Психотропные средства (занятие 2): антидепрессанты, нормотимики, ноотропы, психостимуляторы, общетонизирующие средства.
  6. Наркотические (опиоидные) анальгетики.
  7. Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).
  8. Коллоквиум «Средства, влияющие на ЦНС».

Экзамен

Критерии «автоматической» экзаменационной оценки

 

ОТЛИЧНО»

· итоговый рейтинг не менее 4,5

· не более 3-х оценок «4» за итоговые письменные контрольные работы

· не более 3-х оценок «4» за итоговые тесты

· отсутствие пропусков практических занятий и лекций без уважительной причины

2. «ХОРОШО»*

· итоговый рейтинг не менее 4,0

· не более 2-х оценок «3» за итоговые письменные контрольные работы

· не более 2-х оценок «3» за итоговые тесты

· отсутствие пропусков практических занятий и лекций без уважительной причины.

*Хотите «отлично» - сдавайте экзамен!

 

Задания для внеаудиторной самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Общая рецептура

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Разные лекарственные формы»

По учебному пособию «Общая рецептура»:

1) выучить разделы 4.2. – 4.7. и 5

2) выполнить домашнее задание к занятию №3.

Занятие 4

Итоговая контрольная работа (исследование врачебного рецепта)

1) Повторить разделы: 1-5 из учебного пособия по «Общей рецептуре».

2) Подготовиться к контрольной работе по разделу «Общая рецептура».

 

* * *

 

Общая фармакология

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Тема: «Фармакодинамика»

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Фармакодинамика, определение.

2. Основные механизмы действия лекарств.

3. Локализация действия ЛВ. «Мишени» для ЛВ.

4. Специфические рецепторы и их классификация.

5. Взаимодействие ЛВ с рецепторами. Понятие о лигандах: агонистах и антагонистах, миметиках и блокаторах.

6. Понятие об аффинитете и внутренней активности.

7. Фармакологические эффекты ЛВ, определение. Понятие об основных (желательных) и побочных (нежелательных, неблагоприятных) эффектах ЛВ.

8. Виды действия лекарств (местное, рефлекторное, резорбтивное) и характер действия лекарств (обратимое, необратимое; тонизирующее, возбуждающее, успокаивающее, угнетающее).

8. Факторы, влияющие на характер действия и величину эффекта лекарства:

а) свойства ЛВ (химическое строение, физико-химические свойства, дозы, лекарственная форма и особенности ее получения). Виды доз (терапевтические, токсические, летальные), широта терапевтического действия;

б) свойства организма (пол, возраст, масса тела, генотип, функциональное состояние, патологической состояние, генетические особенности, внушаемость, комплаентность).

в) режим назначения ЛС (время назначения, повторное применение, комбинированное применение ЛС).

9. Взаимодействия лекарств, виды и значение.

II. В тетради выписать значение терминов: аффинитет, лиганд, миметик, блокатор, эффект плацебо, комплаентность, синергизм, антагонизм.

Занятие 8

Занятие 9

Частная фармакология

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

I. Адреноблокаторы

1. Альфа-адреноблокаторы:

· α1α2-адреноблокаторы (неселективные) – фентоламин, дигидроэрготамин, ницерголин;

· α1-адреноблокаторы («селективные») - празозин, тамсулозин и др.

2. Бета-адреноблокаторы:

· β1β2- адреноблокаторы (неселективные) – пропранолол, тимолол и др.

· β1- адреноблокаторы («кардиоселективные») - метопролол, атенолол и др.

3. Альфа, бета-адреноблокаторы: карведилол.

II. Симпатолитики: резерпин.

 

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Классификация адренорецепторов

2. Локализация и эффекты блокады альфа-адренорецепторов.

3. Локализация и эффекты блокады бета-адренорецепторов.

4. Понятие об антиадренергических средствах, их классификация и основные препараты этой группы.

5. Механизм действия адреноблокаторов.

6. Фентоламин, механизм действия, влияние на сосуды, показания к применению, побочные эффекты.

7. «Селективные» a1 - адреноблокаторы: празозин, тамсулозин (омник); особенности действия и применения.

8. Пропранолол. Механизм действия, фармакологические эффекты. Основные механизмы развития антигипертензивного, антиангинального и антиаритмического эффектов. Показания к применению, побочные эффекты.

9. Бета-блокаторы, применяемые при глаукоме: тимолол. Механизм снижения внутриглазного давления. Побочные эффекты.

10. «Кардиоселективные» b1 - адреноблокаторы: метопролол, атенолол и др. Фармакологические преимущества по сравнению с пропранололом. Показания к применению.

11. Карведилол. Механизм действия, показания к применению.

12. Симпатолитики:резерпин. Механизм и особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.

 

II. Выписать рецепты, указать классификационную принадлежность, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, несколько торговых названий ЛС:

Propranololum - 0,04 в табл.

 

Занятие 16

Средства, влияющие на ЦНС

Занятие 17

Средства для наркоза

Этиловый алкоголь

Снотворные средства

Анальгетики

Аналептики

Психотропные средства.

Средства для наркоза

1. Классификация средств, влияющих на ЦНС.

2. Наркоз (общая анестезия), определение, основные виды, отличие от местной анестезии.

3. Основные требования, предъявляемые к средствам для наркоза.

4. Классификация средств для наркоза и основные препараты этой группы.

5. Особенность угнетающего действия на ЦНС, последовательность действия на ЦНС, стадии наркоза (на примере диэтилового эфира).

6. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза (эфир диэтиловый, галотан, изофлуран, динитрогена оксид); достоинства и недостатки; применение.

7. Сравнительная характеристика средств для неингаляционного наркоза (тиопентал-натрий, кетамин, пропофол, натрия оксибат); особенности действия и применения, побочные эффекты.

8. Понятие об основных этапах проведения общей анестезии.

9. Премедикация, определение, основные средства для премедикации.

10. Помощь при передозировке средств для наркоза.

11. Особенности отпуска средств для наркоза из аптечного учреждения/организации.

Алкоголи

1. Этанол, местное и резорбтивное действие, медицинское применение, острое отравление, меры помощи.

2. Взаимодействие этанола с лекарственными средствами, примеры).

3. Средства для лечения больных алкоголизмом: дисульфирам. Социальные и медицинские аспекты борьбыс алкоголизмом.

4. Метанол, острое отравление, меры помощи.

5. Особенности отпуска этилового и метилового алкоголей из аптечного учреждения/организации.

Аналептики

1. Сульфокамфокаин, никетамид, бемегрид. Механизмы действия, применение, побочные эффекты, противопоказания.

 

II. Выписать рецепты, указать классификационную принадлежность, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, несколько торговых названий ЛС:

1. Halothanum* во флаконах по 50 мл

2. Ketamini hydrochloridum* 5% раствор в ампулах по 10 мл

3. Atropini sulfas как средство премедикации

4. Spiritus aethylicus* концентрацию и количество

выбрать самостоятельно в зависимости от цели применения

* оформить как требование на получение ЛС от лечебно-профилактического учреждения в аптечное учреждение.

Занятие 18

Занятие 19

Противоэпилептические

Противопаркинсонические

3. Для купирования симптоматических судорог (в т.ч. эпилептического статуса).

 

Классификации противоэпилептических средств:

А) По механизму действия

1. Средства усиливающие тормозные процессы в ЦНС (повышают ГАМК-ергическую активность): фенобарбитал, клоназепам, вальпроевая кислота и др.

2. Средства угнетающие процессы возбуждения в ЦНС:

а) блокаторы натриевых каналов: карбамазепин, фенитоин, ламотриджин

б) блокаторы кальциевых каналов Т-типа: этосуксимид

в) блокаторы натриевых и кальциевых каналов Т - типа: вальпроевая кислота

Б) По эффективности при разных формах эпилепсии

1. Для предупреждения парциальных (фокальных) припадков: карбамазепин, фенитоин, вальпроевая кислота, ламотриджин

2. Для предупреждения генерализованных припадков:

а) абсансов – этосуксимид, вальпроевая кислота, ламотриджин

б) миоклонических - вальпроевая кислота, клоназепам, ламотриджин

в) тонико-клонических - карбамазепин, фенитоин, вальпроевая кислота, ламотриджин, фенобарбитал

3. Для купирования эпилептического статуса: диазепам, клоназепам, натрия вальпроат, средства для наркоза, миорелаксанты.

 

Классификация противопаркинсонических средств:

Занятие 20

Классификация анксиолитиков

I. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов:

1) с выраженным седативным и снотворным действием: диазепам, феназепам;

2) с минимальным седативным и снотворным действием («дневные» анксиолитики): медазепам, алпразолам, оксазепам и др.

II. Агонисты серотониновых рецепторов: буспирон.

III. Антагонист центральных М-холино- и H1-гистаминовых рецепторов: гидроксизин.

Классификация нейролептиков

I. «Типичные» нейролептики

1. Производные фенотиазина: хлорпромазин, трифлуоперазин и др.

2. Производные бутирофенона: галоперидол, дроперидол.

3. Производные тиоксантена: хлорпротиксен.

II. «Атипичные» нейролептики:

1. Производные дибензодиазепина: клозапин, оланзапин.

2. Замещенные бензамиды: сульпирид.

3. Производные бензизоксазола: рисперидон.

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Понятие о нейромедиаторах, участвующих в синаптической передаче в ЦНС (моноамины, ацетилхолин, аминокислоты, пептиды).

2. Определение и классификация психотропных средств.

3. Определение, классификация и основные представители седативных средств.

4. Механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению и побочные эффекты седативных средств.

5. Определение, классификация и основные представители анксиолитических средств (транквилизаторов).

6. Различие в понятиях «анксиолитическое действие» и «седативное действие».

7. Диазепам, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости.

8. Фармакодинамические отличия медазепама, буспирона и гидроксизина от диазепама.

9. Острое отравление производными бензодиазепина, меры помощи. Антагонист бензодиазепиновых рецепторов: флумазенил.

10. Определение, классификация по характеру действия и химической структуре, основные представители антипсихотических средств (нейролептиков).

11. Различие в понятиях «антипсихотический эффект» и «анксиолитический эффект».

12. Хлорпромазин и галоперидол, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, отличительные особенности.

13. Особенности действия и применения трифлуоперазина и дроперидола.

14. Фармакодинамические особенности «атипичных» нейролептиков.

15. Клозапин, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.

 

II. Выписать рецепты, указать классификационную принадлежность, механизм действия, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, несколько торговых названий ЛС:

Tinct. Valerianae 30 мл во флак.

Diazepamum 0,005 в табл.,

0,5% р-р в амп. по 2 мл

Chlorpromazini hydrochloridum 2,5% р-р в амп. по 1 мл

Занятие 21

Тема: «Пcихотропные средства (антидепрессанты, нормотимики, ноотропы, психостимуляторы, общетонизирующие средства)»

Занятие 22

Тема: «Наркотические (опиоидные) анальгетики»

Занятие 23

В отношении различных изоформ циклооксигеназы (ЦОГ)

(Drugs Therapy Perspectives, 2000)

1. Выраженная селективность в отношении ЦОГ-1: ацетилсалициловая кислота, индометацин, кетопрофен, пироксикам, сулиндак

2. Умеренная селективность в отношении ЦОГ-1: диклофенак, ибупрофен, напроксен и др.

3. Равноценное ингибирование ЦОГ-1 и ЦОГ-2: лорноксикам

4. Умеренная селективность в отношении ЦОГ-2: мелоксикам, нимесулид, этодолак и др.

5. Выраженная селективность в отношении ЦОГ-2: целекоксиб, рофекоксиб.

Занятие 24

Занятие 25

Занятие 26

Занятие 27

Занятие 28

Иммунодепрессанты

· цитостатики (метотрексат и др.),

· глюкокортикоиды (преднизолон и др.),

· циклоспорин,

· препараты антител (антитимоцитарный иммуноглобулин, инфликсимаб, базиликсимаб и др.)

· аминохинолины: гидроксихлорохин, хлорохин.

Занятие 29

Занятие 30

Рвотные и противорвотные.

Гепатотропные средства.

Занятие 31

I. Желчегонные средства

1. ЛС, стимулирующие образование желчи (холеретики):

а) ЛС, содержащие желчные кислоты: лиобил, таблетки «Аллохол» и др.

б) Холеретики растительного происхождения: препараты из цветков бессмертника, кукурузных рылец, шиповника (холосас), чеснока и крапивы («Аллохол»), Лив-52 и др.

в) Синтетические холеретики:осалмид (оксафенамид) и

др.

2. ЛС, улучшающие отток желчи:

а) холеспазмолитики (снижают повышенный тонус желчевыводящих путей): атропин, папаверин, дротаверин, гимекромон (одестон), олиметин.

б) холекинетики (повышают тонус желчного пузыря, снижа­я тонус желчевыводящих путей): магния сульфат, ксилит, сорбит, карловарская соль, берберин, цветки пижмы, растительные масла (подсолнеч­ное, оливковое, облепиховое).

II. Гепатопроктекторы: эссенциале, препараты расторопши пятнистой и др.

III. Холелитолитические средства: хенодезоксихолевая и урсодезоксихолевая кислоты.

Занятие 32

Занятие 33

Занятие 34

Холестирамин.

Кислота никотиновая.

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Последствия нарушения коронарного кровообращения, понятие об ишемической болезни сердца и ее формах. Понятие об этиопатогенезе и видах стенокардии.

Занятие 35

Занятие 36

Классификация диуретиков

1. Салуретики:

а) мощные (петлевые): фуросемид и др.

б) средней силы (тиазидные и тиазидоподобные): гидрохлортиазид, индапамид.

в) слабые (ингибиторы карбоангидразы): ацетазоламид.

2. Калийсберегающие:

а) антагонисты альдостерона: спиронолактон.

б) триамтерен.

3. Осмотические: маннитол.

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Факторы, влияющие на уровень АД. Регуляция АД в норме. Физиологическое значение РААС. Физиологические эффекты ангиотензина II.

2. Понятие об этиопатогенезе гипертонической болезни, значение РААС в развитии стойкой артериальной гипертензии. Принципы фармакологического влияния на системное АД.

Занятие 37

Занятие 38

Коллоквиум по разделу

«Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему,

Гемостаз и кроветворение»

Задание для самоподготовки

1. Повторить вопросы по темам занятий 33, 34, 36, 37.

2. Подготовиться к тестовому контролю и письменной работе.

* * *

Средства, действующие на возбудителей заболеваний:

1. Противомикробные ЛС

- противобактериальные

- противомикозные

- противовирусные

- противопротозойные

2. Противогельминтные ЛС

Занятие 39

Профилактическое применение

● Гигиеническая и хирургическая обработка рук

● Обработка кожи и слизистых оболочек перед манипуляциями (инъекции, пункции, биопсии,транс­фузии, интубации)

● Обработка операционного поля

● Обработка свежих ран и ожогов

● Обработка пупочной раны, глаз, кожи новорожденных детей

● Обработка кожи больных сахарным диабетом, онкологической и гемато­логической патологией

2. Лечебное применение (антисептикотерапия)

● Обработка послеоперационных, пост­травматических и послеожоговых ран

● Местное лечение первичных инфекций кожи, слизистых оболочек, мягких тканей, костей

● Лечение инфекций мочевыводящих путей с помощью уроантисептиков

● Деконтаминация кишечника у больных, находящихся в отделениях интенсивной терапии и хирургических стационарах (используют кишечные антисептики)

 

Занятие 40

Антибактериальные ХТС

1) антибио­тики

ü природные (биосинтетические), продуцируемые микроорганизмами и низшими грибами;

ü полусинтетические, получаемые в результате модификации структуры природных антибиотиков.

2) синтетические антибактериальные средства.

 

Пенициллины

Цефалоспорины

3. Монобактамы (азтреонам)

4. Карбапенемы (имипенем, меропенем, эртапенем)

5. Ингибиторы бета-лактамаз (клавулановая кислота, сульбактам, тазобактам).

 

Классификация пенициллинов

I. Природные пенициллины:

1) короткого действия: бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин;

2) продленного действия: прокаина бензилпенициллин, бензатина бензилпенициллин (бициллины).

II. Полусинтетические пенициллины:

1) антистафилококковые (устойчивые к пенициллиназе): оксациллини др.

2) широкого спектра:

а) без антипсевдомонадной активности: ампициллин, амоксициллин

б) антипсевдомонадные: азлоциллин, пиперациллин, карбенициллин.

III. Ингибиторзащищенные пенициллины: амоксиклав(амоксициллин + клавулановая кислота) и др.

IV. Комбинированные пенициллины: ампиокс (ампициллин + оксациллин).

 

Занятие 41

Линкозамиды

I поколение: линкомицин

II поколение: клиндамицин

Аминогликозиды

I поколение: стрептомицин, канамицин

II поколение: гентамицин

III поколение: амикацин

Тетрациклины

I поколение: тетрациклин

II поколение: доксициклин

Хлорамфеникол.

Резервные антибактериальные средства, применяемые при инфекции, вызванной MRSA:

Гликопептиды: ванкомицин, тейкопланин

Антибиотики разных групп: рифампицин, фузидовая кислота.

Синтетическое антибактериальное средство: линезолид

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Эритромицин, классификационная принадлежность, механизм действия, особенности спектра действия и применения в сравнении с БП, побочные эффекты.

2. Азитромицин, классификационная принадлежность, механизм действия, особенности спектра действия и применения в сравнении с БП и эритромицином, побочные эффекты.

3. Линкозамиды: линкомицин, клиндамицин. Механизм действия, спектр действия, особенности фармакокинетки, показания к применению, побочные эффекты.

4. Аминогликозиды, классификация, основные препараты, механизм и спектр действия, побочное действие.

5. Сравнительная характеристика спектра действия аминогликозидов I-III поколений.

6. Особенности применения аминогликозидов I поколения (стрептомицина и канамицина).

7. Амикацин, классификационная принадлежность, механизм действия, особенности спектра действия и применения в сравнении с БП и другими аминогликозидами, побочные эффекты.

8. Тетрациклины (тетрациклин, доксициклин), механизм действия, спектр действия, особенности фармакокинетки, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. Отличительные особенности доксициклина по сравнению с тетрациклином.

9. Хлорамфеникол, механизм действия, спектр действия, особенности фармакокинетки, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

10. Ванкомицин, классификационная принадлежность, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочные эффекты.

11. Рифампицин, классификационная принадлежность, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочные эффекты.

12. Фузидовая кислота, спектр действия, показания к применению, побочные эффекты.

 

II. Выписать рецепты, указать классификационную принадлежность, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочные эффекты, несколько торговых названий ЛС:

1. Erythromycinum - 0,25 в табл.; глазная мазь.

2. Azithromycinum - 0,25 в капс.

3. Amicacini sulfas - 0,5 во флак.

4. Doxycyclini hydrochloridum - 0,1 в капс.

 

Занятие 42

Занятие 43

По клиническому применению

1. При системных и глубоких микозах: амфотерицин В, флуконазол, итраконазол, вориконазол

2. При дерматомикозах (поверхностных микозах): гризеофульвин, тербинафин, клотримазол, флуконазол, итраконазол, миконазол, бифоназол, эконазол, кетоконазол*, производные ундециленовой кислоты, аморолфин, циклопирокс.

3. При кандидамикозах: нистатин, амфотерицин В, флуконазол, клотримазол, натамицин, каспофунгин**, леворин.

 

* кетоконазол в настоящее время не применяется при системных микозах в связи с высокой токсичностью.

** каспофунгин применяется при инвазивном кандидозе и аспергиллезе.

Задание для самоподготовки

I. Выучить содержание основных вопросов темы:

1. Особенности противотуберкулезной терапии на современном этапе.

2. Классификация противотуберкулезных средств по химической структуре, основные представители каждой подгруппы.

3. Производные ГИНК:изониазид и др. Механизм и спектр действия, фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и меры их предупреждения.

4. Рифампицин, классификационная принадлежность, спектр действия, фармакокинетка, показания к применению, тактика применения, побочное действие.

5. Стрептомицин и другие противотуберкулезные антибиотики, их место среди противотуберкулезных средств.

6. Производные ПАСК, особенности противотуберкулезного действия и применения.

7. Этамбутол, пиразинамид, фторхинолоны и другие синтетические противотуберкулезные средства, их место среди других противотуберкулезных средств.

8. Примеры комбинированных противотуберкулезных средств, цели составления комбинаций.

9. Классификация противомикозных средств по химической структуре, основные представители каждой подгруппы.

10. Амфотерицин В, классификационная принадлежность, происхождение, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочное действие.

11. Нистатин, классификационная принадлежность, происхождение, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочное действие.

12. Флуконазол, классификационная принадлежность, происхождение, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочное действие.

13. Тербинафин, классификационная принадлежность, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочное действие.

14. Примеры комбинированных противомикозных средств, цели составления комбинаций.

II. Выписать рецепты, указать классификационную принадлежность, механизм действия, спектр действия, показания к применению, побочные эффекты, несколько торговых названий ЛС:

1. Nystatinum 500 000 ЕД в вагинальных

суппозиториях

2. Fluconazolum 0,15 в табл

3. Isoniazidum 0,3 в табл.

4. Rifampicinum 0,15 в капс.

 

Занятие 44

Препараты иммуноглобулинов.

6. Микробные: ИPC-19, рибомунил и др.

7. Другие: а) растительные адаптогены (препараты эхинацеи, элеутерококка, жень-шеня, родиолы розовой и др.); б) витамины (С, А, Е, Д, группа В и др.)

Занятие 45

Коллоквиум по разделу

«Средства, влияющие на возбудителей заболеваний»

Задание для самоподготовки

1. Повторить вопросы по темам занятий 39-44.

2. Подготовиться к тестовому контролю и письменной работе.

Занятие 46

Занятие 47

Занятие 49

Тема: «Средства для лечения злокачественных новообразований»

Алкилирующие соединения

а) хлорэтиламины: циклофосфамид

б) этиленимины: тиофосфамид

в) производные метансульфоновой кислоты: бусульфан

г) производные нитрозомочевины: кармустин, ломустин

д) соединения платины: цисплатин, карбоплатин, оксалиплатин

е) производные триазена и гидразина: прокарбазин, дакарбазин

Антиметаболиты

а) антагонисты фолиевой кислоты: метотрексат и др.

б) антагонисты пуринов: меркаптопурин и др.

в) антагонисты пиримидинов: фторурацил, цитарабин.

3. Противоопухолевые антибиотики:

а) актиномицины: дактиномицин, митомицин и др.

б) антрациклины: доксорубицин, рубомицин и др.

в) флеомицины: блеомицин

V. Радиоактивные изотопы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

по фармакологии для студентов фармацевтического факультета

1. Фармакология, её место среди других медицинских и фармацевтических наук. Заслуги Н.П. Кравкова, И.П. Павлова, Н.В. Вершинина в развитии отечественной фармакологии.

2. Основные понятия о лекарственных средствах. Рецепт, его структура, правила оформления, формы рецептурных бланков, виды рецептурных прописей. Примеры.

3. Правила выписывания наркотических и психотропных лекарственных средств. Лекарственная за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.012 с.)