Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Интерсоциальные проблемы↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. Мыслители, оценивая развитие и перспективы экологического кризиса, призывают обратить внимание на его истоки. Выделяют ряд причин экологического кризиса, которые можно объединить в группы. Религиозные причины экологического кризиса. По утверждению Л.Уайта, экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Именно в иудео-христианской религиозной традиции некоторые исследователи увидели истоки современного отношения западного человека к природе. В иудео-христианской традиции существовало противопоставление духа телу. Все материальное, в том числе и природа, находится на низшей ступени иерархии бытия. Бог – царство священного и сакрального – трансцендентен природе. Также в этой традиции сложилось представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землёю и всеми живыми существами, было преодолено языческое обожествление природы. Христианство явилось как бы переходным этапом от древнего обожествления природы к её эксплуатации. Справедливости ради необходимо отметить, что в христианстве сложилось двойственное отношение к природе: одни религиозные мыслители прославляли природу как творение Бога, как отражение его совершенства, а другие считали, что человек как высшее творение Бога может сделать с природой всё, что угодно. В целом, религиозные интересы человека изначально находятся за пределами бренного мира, религия нацелена на трансцендентное. Наиболее развитые формы религиозности предполагают отстраненность от эмпирической, природной жизни и формируют недоверчивое отношение ко всему материальному, временному, земному. Необходимо отметить, что концепции религиозных истоков экологического кризиса преувеличивают значение религиозных и преуменьшают значение других культурных и материальных предпосылок. Не во все страны, в которых было распространено христианство, пришёл экологический кризис, а, прежде всего, в западные. В таком случае возможно обнаружение причин в особенностях западной культуры как таковой. Культурные причины экологического кризиса. Некоторые авторы прямо указывают, что по мере развития культуры, пропасть между человеческим и природным миром возрастает. Дело в том, что человеческие сообщества ведут себя не так прямолинейно как животные. Они выработали культурные регуляторы поведения. Но нарушение баланса между возросшими технологическими возможностями и прежними культурными механизмами способно в корне изменить обстановку. Превосходство инструментального интеллекта над гуманитарным влечет за собой всплеск экологической агрессии. Недостаточность культурных сдержек делает поведение социума, в том числе и по отношению к природе, подобным поведению биологической популяции. Причем к естественным импульсам (размножиться, расширить ареал обитания, прокормиться) добавляется человеческий фактор - возрастание потребностей по мере их удовлетворения. Современную цивилизацию все чаще называют обществом потребления. По отношению к природе это означает приоритет использования над отдачей, над восстановлением, над заботой об окружающей природе. Мыслители видят причины этого в особенностях культуры. Группа исследователей в работе «Пределы роста», сравнила отношение к природе свойственное западным и восточным культурам. Западная концепция, по их мнению, рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого даёт ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Объяснение этому мы можем найти у О. Шпенглера. Он рассматривает цивилизацию с её практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Энергия культурного человека устремлена на внутреннее, а цивилизованного – на внешнее. Поэтому для последнего характерно стремление к расширению, которое принимает демоническую форму. Жизнь для такого человека – борьба за осуществление возможностей, за возможность подчинить себе мир. Эти устремления распространяются и на природу. Но можно утверждать, что западная культура не является единственной причиной экологического кризиса, он пришёл и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы. Cоциально-экономические причины экологического кризиса. Человек оказывал огромное воздействие на природный мир даже при самых примитивных экономических формах. Но первоначально процесс производства осуществлялся в рамках системы «человек-природа». Однако, развивая производство, добиваясь господства над природой, человек все больше разрушал природные циклы и компоненты. Серьезный удар по природе был нанесен в эпоху капитализма. После «промышленной революции» XVIII в. гигантскими темпами возрастает объем материального производства, растут производственные мощности. Стремление к прибавочной стоимости ведет к эксплуатации и людей и природы. Вместе с обострением классовых противоречий, усиливается отчуждение человека от природы. Место естественных производительных сил заняли общественные. При капитализме, по справедливому замечанию К.Маркса, природа становится лишь предметом, полезной вещью. При промышленном производстве отношения кажутся обусловленными обществом, а не природой. Это значит, что производство определяется потребностями рынка, возможностями производителя получить максимальную прибыль. При этом соображения экологической безопасности, сохранение жизнеспособности нашего дома, не учитываются. К. Маркс писал, что при капиталистическом машинном производстве разрывается единство человека с природными условиями. Эта самостоятельная отрасль производства существует вне земледелия. Происходит «ускользание природной почвы из-под всякой отрасли хозяйственной деятельности и перенесение условий ее производства в находящуюся вне этой отрасли всеобщую связь». Классическая политэкономия и политэкономия марксизма заложили в рыночное мировоззрение идеи о том, что, во-первых, природные ресурсы являются неисчерпаемыми и бесплатными, поэтому они не могут быть объектом экономических отношений и, во-вторых, товары рассматриваются как отношения между людьми, а не как вещи, имеющие природную основу. Представление о бесконечности мира переросло в представление о неисчерпаемости ресурсов и возможности функционирования «общества потребления». Причем желание увеличивать богатства рассматривалось как естественное, а изобилие ставилось в зависимость только от трудолюбия людей, поэтому о полезных ископаемых говорили, что они «производятся», а не «извлекаются». Позже это заблуждение распространилось и на электроэнергию. Для оправдания своего аморального отношения к будущим поколениям, которые лишались большей части запасов полезных ископаемых, в политэкономии использовался принцип «эквивалентного обмена»: что сделали будущие поколения для меня, чтобы я что-то сделал для них? Тот же принцип действовал и по отношению к беднейшей части человечества: они не могут удовлетворить свои потребности, потому что им нечем заплатить. Утверждение частнособственнических отношений означало раскол общества на противоположные классы. Главная цель эксплуататорского класса – присвоение прибавочного продукта, получение максимальной прибыли. Превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторвано от общечеловеческих ценностей и целей. Начавшаяся научно-техническая революция обнажила противоречие, которое до этого только создавалось. С одной стороны, человечество обрело невиданные возможности для преобразования природы, а, с другой стороны, стала видна масштабность негативного воздействия на природу. Рыночная экономика унаследовала от предшествующей эпохи традицию хищнического отношения к природе. Она обеспечивает максимальную скорость и эффективность использования природных ресурсов и скорейшее разрушение природной среды. В наиболее экономически развитой стране, США, естественная среда к началу XX в. была уже разрушена. Именно экономически развитые страны потребляют львиную долю ресурсов и производят большую часть загрязнений окружающей среды. С.Кара-Мурза выделяет такие фундаментальные принципы «рыночной цивилизации»: - субъект-объектные отношения человека и природы, десакрализация и дегуманизация мира, механистическое (техноморфное) мировоззрение; - воля к власти (идея свободы) и потребность в непрерывной экспансии (идея прогресса); - индивидуализм – представление человека свободным атомом, находящемся в непрерывном движении (конкуренции) и преследующим эгоистический интерес. Все это говорит о том, что экономика самостоятельно, варясь в собственном соку, не способна помочь выйти из экологического тупика. Соображения выгоды, стремление к прибыли перевешивают страх перед болезнями, загрязнением, исчезновением животных и растений. Не говоря уже о преклонении перед красотой и совершенством природы, которые в расчет не берутся вовсе. Экономика сегодня не может стать основой решения экологических проблем. А что же нам сулит грядущая эпоха информационных технологий? Надежды на то, что в грядущем информационном обществе экологическая проблема будет снята, не оправдались. Идеалистическая картина нарисованная первыми теоретиками постиндустриального общества оказалась далека от реальности. Уже сегодня ясно, что нагрузка на биосферу не уменьшится, а распространение информационных технологий не означает формирования экологического сознания. Рост информационной экономики приведет к увеличению благосостояния граждан, а, значит, и платежеспособного спроса. Поэтому потребление материальных ценностей возрастет, произойдет усиление эксплуатации природных ресурсов. Большие надежды связывают с «дематериализацией», понимаемой как достижение текущих или лучших результатов за счет меньшего потребления материалов посредством конверсии продуктов в услуги, поддержки рационализации «экологичных» производственных процессов, изменения потребностей и т.д. Однако Левин А.И. справедливо считает, что далеко не все предметы потребления могут быть заменены на «виртуальные» подобия. Кроме того, информационное общество несет в себе угрозу экономии материалов и энергии. Для иллюстрации используется пример с цифровой музыкой. «Сегодня миллионы людей пользуются миллионами проигрывателей компакт-дисков, каждый из которых с точки зрения расхода ресурсов, конечно, эффективнее отдельного оркестра. Но грандиозный рост общего количества «съедает» любую экономию ресурсов». Не совсем верно и то, что возможность встречаться виртуально полностью исключит личные встречи. А то, что для осуществления этих встреч придется преодолевать огромные расстояния, повысит количество километров физического перемещения во много раз. Сомнительно так же, что люди утратят тягу к путешествиям, и при наличии соответствующего предложения они будут много перемещаться не по надобности, а по собственному желанию. И, что ударит по природе всего больнее, это непрерывный рост энергопотребления связанный с развитием информационных технологий. Большинство наших приборов уже сегодня не отключаются от сети. В настоящее время только в Германии на поддержание миллионов приборов в состоянии stand-by тратится энергия, вырабатываемая одной атомной электростанцией. Это при той опасности для жизни, которую таит в себе энергия ядерного распада. И тенденция эта, несомненно, будет возрастать. Для современности характерен процесс глобализации. В своем настоящем виде он означает глобализацию экономик в интересах крупнейших ТНК, их базовых государств и некоторых глобальных институтов: МВФ, ВТО, группы Всемирного банка и т.д. Оценивая настоящее и будущее глобализации нельзя не отметить в рамках нашего исследования ряд настораживающих моментов. Панарин А.С. в книге «Искушение глобализмом» отмечает трансформацию на Западе видения глобальных проблем. После «победы» над социализмом буржуазия начала демонтаж социального государства в интересах неолиберальной экономики. Сворачиваются экологические и социальные программы. А потребительское общество делит достижения НТР и ресурсы утративших экономический суверенитет незападных народов. Кроме того, неолиберальная глобализация означает монополию экономической власти олигархов. Это тоталитарная экономическая власть финансовой и другой олигархии, преследующей планетарные амбиции. Природа с их точки зрения это ресурсы и территория, которые необходимо контролировать и использовать. Финансовый капитал все больше отдаляется от производящей экономики. Как когда-то промышленность отдалялась от сельского хозяйства, делая неявной опору на природную основу. Теперь эта связь с «почвой» еще менее очевидна. И далеко не у всех олигархов хватает способностей к абстрактному мышлению, чтобы ее проследить. Экономикоцентризм распространился и на сферу научного знания. Наука превращается в производство знания-товара. Большинство гуманитарных наук, за исключением экономики, юриспруденции и социологии, не имеет коммерческой ценности и обречены на вымирание. Экономикоцентризм означает уверенность в том, что экономическая наука сама по себе способна устраивать социальную жизнь и обеспечивать благосостояние граждан. Забываются уроки истории, что помимо экономики не менее важны в жизни общества и политика, основанная на самоуправлении и исторически сложившаяся культура. Панарин А.С. делает вывод, что великая триада власти – духовная, политическая, экономическая – деградировала в роковую одномерность экономической власти. А это значит, что социально-экономические причины стали важным фактором появления экологических проблем. Более того, развитие западной цивилизации вызвало к жизни ту систему ценностей, которая сегодня активно критикуется и осуждается всеми здравомыслящими людьми. Подробнее речь об этом пойдет дальше. § 3. СОБСТВЕННО ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Можно выделить три фактора ухудшения экологической обстановки: 1. первый связан с собственно экологической ситуацией; 2. второй связан с демографической обстановкой и ее следствиями; 3. третий связан с исчерпаемостью ресурсной базы планеты. Рассмотрим первый фактор. Наиболее прогрессивные люди нашего времени выражают озабоченность утратой того, что не может быть восстановлено - видов живых существ, каждый из которых занимает определенное место в структуре биосферы. Для сохранения видового разнообразия необходимо в первую очередь позаботиться о разнообразии более высокого уровня - экосистемного. При нынешних темпах утраты биоразнообразия каждому пятому виду млекопитающих и каждому восьмому виду птиц угрожает исчезновение. Темпы исчезновения в 100 – 1000 раз выше темпов естественного вымирания. Это несет прямую угрозу для человечества. Например, тропические леса продолжают убывать на 1% в год, при том, что с 1960 г. уже сведена большая их часть. Это только усугубляет загрязнение атмосферы. Исследователи отмечают, что под угрозу поставлено не просто сокращение биоразнообразия: 1) оно играет большую роль в устойчивости основных экосистем, от которых зависит жизнь: сельскохозяйственной, прибрежной, лесной, пресноводной и лугово-пастбищной. Под угрозой оказываются самые основы: от очистки воды до обеспечения кругооборота углерода и азота; 2) оно повышает устойчивость экосистем, то есть их возможность противостоять вредным воздействиям: глобальному потеплению, засухам и т.д. В частности, генетическое разнообразие растений, насекомых, животных, микроорганизмов определяет долговременную производительность сельскохозяйственных экосистем, их способность восстанавливаться после потрясений и их способность давать достаточно пищи в будущем; 3) оно имеет решающее значение для поддержания здоровья еще и в том смысле, что десять из двадцати пяти лекарств основаны на природных компонентах. Потребление ресурсов биосферы человеком, прямое и косвенное (в виде загрязнения), уже достигло примерно 40% и продолжает увеличиваться. Поэтому как решительное предостережение звучат слова К.Лоренца: «Слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу, человечество готовит себе экологическую катастрофу. Когда оно почувствует ее экономические последствия – оно, может быть, осознает свои ошибки; но весьма вероятно, что тогда это будет поздно. И меньше всего человечество замечает ущерб, наносимый этим варварством душе. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствлении цивилизованного человека. Откуда возьмется у подрастающего поколения благоговение перед чем бы то нибыло, если все, что он видит вокруг себя, - это дело рук человеческих, и притом весьма убогое безобразное? Горожанин не может даже взглянуть на звездное небо, закрытое многоэтажными домами и химическим загрязнением атмосферы». ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Неконтролируемый рост населения – второй фактор ухудшения экологической ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближая нас к предельно допустимым нагрузкам на биосферу. В июле 1999 г. на Земле родился 6-миллиардный житель. Из всех глобальных проблем демографическая проблемасегодня оказывается основной. Остальные проблемы — состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии — возникают в связи с увеличением числа людей на Земле. Многие исследователи справедливо полагают, что демографический взрыв XX века по своим последствиям, возможно, превосходит такие научные открытия, как ядерная энергия и кибернетика. Динамика роста численности населения: 8 тыс. до н.э.- 5 млн. 8 в. до н.э. -150 млн. 1650 г. -545 млн. 1840 г. -1 млрд. 1930 г. - 2 млрд. 1960 г. - 3 млрд. 1975 г. - 4 млрд. 2005 г. –6,5 млрд. Таким образом, прирост населения составлял: 1 млрд. за 500 тыс. лет + 1 млрд. за 90 лет + 1 млрд. за 30 лет. + 1 млрд. за 15 лет. + 1 млрд. за 12 лет. Демографические процессы современности: · демографический взрыв; · разнонаправленность демографических процессов разных регионов мира; · угроза депопуляции некоторых народов; · старение населения некоторых стран; · увеличивающаяся доля бедного населения. Почти повсеместно зоны высокого демографического давления совпадают с районами низкого экономического роста. За 1975-2000 из 2,2 млрд. прироста населения около 90% или 2 млрд. приходится на развивающиеся страны. Разве подобное положение не чревато всякого рода перекосами, политическим напряжением? Все это, несомненно, может изменить баланс сил между государствами и группами государств. По расчетам ученых, планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду. Тем не менее, ожидаемая демографическая ситуация по данным ООН и Всемирного банка такова: 2025 г. - 8,5 млрд.; 2100 г. – 12 млрд. (11,7 млрд.) С демографической проблемой тесно связаны следующие две: · Продовольственная проблема. Обеспечение продовольствием постоянно растущего населения Земли относится к числу долгосрочных и наиболее сложных проблем мировой экономики и политики. · Проблема загрязнения окружающей среды. Загрязнение можно определить как поступление любого вещества или материала в неположенное место. Будучи полезными в одном месте, они вызывают загрязнение, когда выбрасываются или поступают туда, где они чужды и могут нанести ущерб местным экосистемам или здоровью человека. В результате к 2020 г. от недостатка чистой воды будет страдать каждый третий житель Земли. У же сейчас в развивающихся странах дефицит чистой воды составляет 15-20%. И такие тенденции неизбежно будут нарастать. § 5. ПРОБЛЕМА РЕСУРСОВ. Столь же большое значение для глобалистики приобрел факт обнаружения исчерпаемости природных ресурсов. Третий фактор ухудшения экологической ситуации связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. По мере развития экономической деятельности все большее число природных ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Выяснилось, что для запасов отдельных элементов, минералов, горных пород существует свой предел истощения. По некоторым оценкам за последние 40 лет в мире было потреблено минерального сырья столько же, сколько за всю предшествующую историю человечества. Каждые несколько лет выработка электроэнергии удваивается. Ограниченность ресурсов природы проявляется и в том, что почвы, пригодные для земледелия, составляют относительно небольшую часть в общей площади земель. По подсчетам специалистов человечество реально может использовать для сельского хозяйства только 13% суши и в интересах выживания должно беречь землю, предохранять ее от истощения и деградации. Тем самым, глобальный характер проблемы обеспечения человечества минеральными ресурсами предопределяет необходимость развития здесь широкого международного сотрудничества. В перспективе, когда ядерные источники энергии будут играть более заметную роль, чем в настоящее время, следует ожидать стабилизации или даже снижения стоимости электроэнергии. Одной из первоочередных задач в стратегии развития энергетики должен стать немедленный переход к новым источникам энергии. Этика ненасилия. Литература по теме: 2.1. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии, 1992. - №3. 2.2. Назаретян А.П. Антропогенные кризисы и эволюция ненасилия //Философские науки, 2004. - №7. – С. 5-30. 2.3. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки, 2004. - №4 – С. 5-26.
Демографический кризис. Литература по теме: 3.1. Макарян А.С. Современные демографические тенденции как фактор глобализации экономической жизни // Социально-гуманитарные знания, 2004. - №5. – С.207-228.
КОНТРОЛЬНЫЕ АТТЕСТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
1. Основные процессы современного мира: глобализация. 2. Процесс глобализации и проблема сохранения многообразия культур. 3. Движение антиглобалистов. 4. Группы глобальных проблем и их характеристика. 5. Причины и сущность глобальных проблем. 6. Глобальные проблемы как выражение основных противоречий современного мира. 7. Мировая экономики и экономическое неравенство. 8. Взаимоотношения человека и природы: противостояние. 9. Классификация экологических проблем. 10. Пути решения экологических проблем. 11. Современные экологические решения. 12. Государственная экологическая политика. 13. Попытки решения глобальных проблем: Римский клуб. 14. Концепция «новых человеческих качеств» А.Печчеи. 15. Решение глобальных проблем и приоритеты в сфере образования. 16. Пути выхода из кризиса и будущее человечества.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Глава 2. ИНТЕРСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Напомним, что эту группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между государствами и группами государств. § 1. УГРОЗА МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Важным фактом теории глобальных проблем явилось осознание реальной возможности самоуничтожения человечества. Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия. Во всем мире на вооружение и содержание армии расходуется три миллиарда долларов в день – три миллиарда, которые можно было бы потратить на борьбу с голодом, просвещение, защиту окружающей среды и т.д. В этих условиях особенно важно правильное понимание источников войн, того, откуда исходит угроза войны. Широкое распространение в литературе получили следующие концепции о неизбежности войн: · биологические, связывающие их возникновение с «агрессивной природой человека»; · психологические, видящие источник их возникновения в «склонности» народных масс к насилию и фанатизму или во враждебности рас; · неомальтузианские, объявляющие причиной войн перенаселенность Земли, «демографический взрыв»; · геополитические, усматривающие в нехватке «жизненного пространства», территорий, ресурсов главную опасность войны; · технократические, указывающие на неконтролируемость технического прогресса в военной сфере как на важнейший источник войн, и др. Длительное время в научных исследованиях на Западе считалось, что двигателем милитаризма, гонки вооружений является соперничество сверхдержав. Однако такая аргументация стала бессмысленной. Подобный аргумент плохо работал и в предшествующие периоды. Значительная доля ответственности за развязывание гонки вооружений лежит на военно- промышленных комплексах ведущих держав. Как правило, в их состав включают: крупнейшие монополии, фирмы, корпорации, связанные с военным производством; высшие военные структуры и генералитет; государственную бюрократию, связанную с военными аспектами деятельности; милитаризированную науку, в которой заняты высококвалифицированные исследователи, составляющие чуть ли не пятую часть всех ученых в мире; идеологический и информационно-пропагандистский аппарат, воспроизводящий потребности в воен ных заказах. Военные ведомства в разных странах нередко обладают разветвленной системой СМИ. Военный бизнес приносит значительно большую прибыль, чем любой другой. Во времена Наполеона французские производители оружия и амуниции «зарабатывали» на каждом убитом солдате 45 франков. В последующем эта цифра быстро росла: в Первой мировой войне она составляла почти 1 тыс., а во второй — 3 тыс. долларов. На протяжении более чем полувека самым опасным оружием считалось ядерное. К концу XX в. разрушительная мощь мирового ядерного арсенала достигла примерно 600 тыс. Мт, т.e. возросла более чем в 100 тыс. раз. Атомные бомбы были впервые применены США во время Второй мировой войны и направлены против гражданского населения. Урановая бомба в 14 Кт была сброшена 7 августа 1945 г. на Хиросиму, а плутониевая бомба в 20 Кт — 9 августа 1945 г. на Нагасаки, уничтожив от 50 до 100 тыс. человек и развязав гонку ядерных вооружений. Угроза всеобщей ядерной катастрофы в современных условиях, не смотря на прилагаемые усилия, не исключена. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп. Кроме того, необходимо иметь в виду разрушительные и смертоносные возможности современного биохимического, лазерного и других видов оружия массового поражения. Опасность катастрофических последствий ядерной войны заставила наиболее дальновидных ученых еще в условиях «холодной войны» усилить внимание к проблемам сохранения мира. Для их исследования на Западе было создано около двухсот институтов, объединенных в международную ассоциацию, стало издаваться около полутора сотен журналов. Большое значение в публикациях придается разработке так называемых проектов мира: 1. Идея «государственного гигантизма». Полномочия распоряжаться вооруженными силами и ядерным оружием были бы переданы «мировому правительству». 2. Другие исходят из того, что всеобщий мир станет результатом изменений, ведущих в конечном счете к преодолению разделения мира на разделяющие его цивилизации и социальные системы. 3. Третья группа исследователей решающей предпосылкой сохранения мира считает идеологическое и культурное сосуществование. Они уповают на примирение культур, идеологий. Для мирного сосуществования различных культур, возможно, более продуктивна идея синтеза культур, поскольку национальные культуры несовершенны и ограничены и могут развиваться лишь взаимодействуя с другими. Возможность межкультурной коммуникации давно и глубоко проанализирована мыслителями в понятии диалога культур. Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. 4. Концепция «ядерного сдерживания войны». Соединение в рамках теории «сдерживания» двух принципиально различных основополагающих требований (доядерного периода — императив готовности к войне и угрозы силой, ядерного — неприемлемость войны) приводит к неразрешимым противоречиям. Державам, обладающим ядерным оружием, рекомендуется его постоянно совершенствовать, чтобы уменьшить вероятность его использования. Предлагается быть готовым к применению ядерного оружия для того, чтобы страх уничтожения имел реальные основания, но тут же следует предостережение, что это чревато катастрофой. Для снижения остроты ядерной угрозы необходимо осуществить ряд превентивных мер: · ограничить продолжавшееся в 1990-е годы распространение ядерного оружия и соответствующего сырья в малые страны; · договориться об ограничении вооружений и отказаться от политики «силового глобализма»; · с целью уменьшения политической напряженности важно содействовать экономическому развитию менее развитых стран. Понижение уровня ядерного сдерживания на началах взаимной безопасности и равенства укрепит стратегическую стабильность. Ликвидация угрозы планетарной военной катастрофы является необходимым условием решения глобальных проблем современности. В политическом плане важность выполнения этого условия характеризуется тем, что объединение усилий всех стран в деле решения глобальных проблем возможно лишь в условиях военной разрядки и сокращения (желательно — прекращения) гонки всех видов вооружений. Экономический аспект задачи ликвидации угрозы планетарной военной катастрофы заключается в ее ресурсном потенциале, т.е. в необходимости выделения ресурсов для: создания новой технической базы мирового хозяйства; снятия остроты экологической проблемы; ликвидации дефицита продовольствия и устранения голода; преодоления отсталости различных регионов мира и устранения нищеты. В научно-техническом плане важность ликвидации военной угрозы заключается в том, что поворот главного направления НТП с военного на мирный является существенной предпосылкой снижения остроты глобальных противоречий и предотвращения кризисных ситуаций в будущем. § 2. ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ. Война и терроризм являются самыми крайними формами проявления человеческого насилия, которое имеет самые разнообразные формы. Вся известная нам до сих пор история человечества во многом выглядит как летопись насилия. Однако постепенно в сознании людей стало укрепляться уверенность в том, что насилие нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воззрения, авторы которых видели свою цель в том, чтобы прервать цепь насилия. Разумеется, эти взгляды не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумывало указанную идею. В Индии существовал принцип ненасилия (ахимса), который распространялся на все живое. Иудеи следовали принципу толиона – «Зуб за зуб, око за око», который ограничивал ответное насилие. Демонстрацией эффективности политики ненасилия оказалась в ХХ столетии позиция видного политического деятеля ИндииМахатмы Ганди (1869—1948). Он возглавил движение за независимость своей страны от иноземных колонизаторов. Однако он призывал не к революции, не к войне. Ганди заложил основы политики ненасилия, продемонстрировал ее огромные возможности на опыте борьбы за независимость Индии от колониального господства англичан. Британская корона была вынуждена по достоинству оценить такую последовательно проведенную позицию и предоставить Индии свободу. Она признается наиболее жизнеспособной как в современных условиях, так и в перспективе. Также ненасильственные методы используют в своих акциях представители Гринпис. Они допускают те действия, которые не связаны с угрозой для чужого здоровья или жизни. Физическое разрушение чужой собственности также по возможности избегается, за исключением тех случаев, когда сама эта собственность угрожает чьей-либо жизни. При этом используются методы: · свидетельствование – это попытка не дать совершить неблаговидный поступок втайне, без свидетелей. Присутствовать при совершении поступка и привлекать к нему внимание; · гражданское неповиновение (акция по спасению из рыбацких сетей дельфинов). От простого хулиганства отличается тем, что нарушение закона оправдывается, исходя из определенных моральных принципов; тем, что это открытый акт, к которому стремятся привлечь внимание; тем, что не прибегают к насилию; · прямые акции – это действия, направленные на непосредственное предотвращение экологического преступления и происходящие в том самом месте, где оно совершается. Современные науки выработали немало рекомендаций как следует применять методы ненасилия для решения социальных проблем, а исторический опыт неоднократно доказал, что ненасилие – единственный путь к мирному сосуществованию. Помимо описанной в разделе проблемы мировой войны к интерсоциальным проблемам относиться проблема терроризма и проблема установления справедливого экономического порядка.
Глава 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. Экологические проблемы – это те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы, связаны с ограниченностью возможностей биосферы выносить нагрузки антропогенного характера. Экологическая проблематика связана с поиском оптимальной альтернативы во взаимоотношении общества и природы в условиях научно-технической революции. Суть экологической проблемы в противоречии между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы. Кризисные явления в отношениях между природой и человеком имели место и раньше. Однако современный экологический кризис имеет целый ряд особенностей: · он носит глобальный характер, т. е. охватывает всю планету; · изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека, коснулись базисных систем жизнеобеспечения. Симптомами этого служат угрозы изменения климата, сокращения видового многообразия планеты, демографического взрыва, широкомасштабного загрязнения окружающей среды; · скорость негативных изменений, происходящих в окружающей среде, беспрецедентно велика. Никогда прежде изменения не происходили столь стремительно, на протяжении жизни всего одного поколения; · современный экологический кризис может обрести необратимый характер и перерасти в экологическую катастрофу, а значит, он таит в себе угрозу существованию не только человечества, но и вообще всей жизни на Земле; · он создается людьми, а, следовательно, побуждает к активному действию. ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. Мыслители, оценивая развитие и перспективы экологического кризиса, призывают обратить внимание на его истоки. Выделяют ряд причин экологического кризиса, которые можно объединить в группы. Религиозные причины экологического кризиса. По утверждению Л.Уайта, экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Именно в иудео-христианской религиозной традиции некоторые исследователи увидели истоки современного отношения западного человека к природе. В иудео-христианской традиции существовало противоп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.135 (0.016 с.) |