Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий основных терминов и понятий

Поиск

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны.

«ДИАЛОГ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ — такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими.

ИНТЕРСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – группа глобальных проблем, связанных с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток — Запад», богатые и бедные страны и др.

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - цивилизация, основанная на использовании машин и индустриальной технологии

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — ограниченность возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера.

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

 

1. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных. Ряд исследователей выделяют (1) интерсоциальные глобальные проблемы, глобальные проблемы в системах (2) «общество – природа» и (3) «индивид – общество». Глобальные проблемы необходимо решать комплексно, их решение невозможно без изменения мировоззрения современных людей.

2. Одной из острейших интерсоциальных проблем является угроза мировой войны. В осмыслении источников войн в настоящее время применяются биологические, психологические, неомальтузианские, технократические и геополитические концепции. Многие авторы указывают на немалую роль и чисто экономических факторов: ВПК развитых стран заинтересован в гонке вооружений как источнике прибыли. Для XX века наиболее остро поставлена проблема угроза ядерной войны, не преодоленная до сих пор. При осмыслении возможности предотвращения ядерной войны возникли следующие концепции всеобщего мира: идея «государственного гигантизма», идея преодоления цивилизационных различий, идея «диалога культур» и идея «ядерного сдерживания». Вместе с тем, нельзя говорить об устранении угрозы войн без изменения мировоззрения человечества. Альтернативой войне как форме насильственного решения проблем является «этика ненасилия».

3. Экологические проблемы – это те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы, связаны с ограниченностью возможностей биосферы выносить нагрузки антропогенного характера. При осмыслении причин экологического кризиса необходимо указать на религиозные причины, особо выделив роль иудео-христианской традиции в европейской культуре (в трактовке Л.Уайта), культурные причины, выразившиеся в предрасположенности западной культуры к эксплуатации природы, и социально-экономические причины. Рассматривая последние нужно отметить трудности преодоления экологического кризиса в условиях господства рыночных отношений, так как «экономикоцентризм», пронизывающий современную цивилизацию заставляет рассматривать все сущее только как источник получения прибыли. Указывая на факторы ухудшения экологической обстановки следует выделить: собственно ухудшение экологической ситуации (сокращение биоразнообразия), демографический кризис и исчерпаемость природных ресурсов. Современные мыслители создали ряд экологических стратегий будущего, к числу наиболее значимых из которых нужно отнести концепцию «коэволюции», концепцию «устойчивого развития» а также идею синтеза западных и восточных представлений об отношении к природе. Вместе с тем, преодоление кризиса возможно только при воспитании «экологического сознания», основной аксиомой которого следует считать признание достоинства и внутренней самоценности природы. Экологическое сознания в Западно-Сибирском регионе имеет свои особенности.

4. Духовная ситуация современности характеризуется многими исследователями как кризисная. К числу наиболее значимых мировоззренческих проблем относят утрату путеводных идей, нигилизм и «экзистенциальный вакуум». Также имеет смысл напонить и об угрозе, идущей от идеологии потребления. Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Более того, глобальные проблемы угрожают не только мировоззрению человека но и его биологической природе (антропологический кризис в области здоровья).

5. Мыслители, ищущие выход из тупика, все больше убеждаются, что решение глобальных проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: а) сформировать новые человеческие качества: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию; б) осуществить критику техногенно-потребительской цивилизации; в) сформировать духовно богатую личность; г) развивать творческий потенциал людей; д) сохранять культурное наследие; е) правильно использовать ресурсы природы; ж) развивать внутренние (интеллектуальных), сенсетивных (чувственных) и соматических (телесных) способности человека; з) получать знания о других культурах и формировать терпимое отношение к ним. Эти задачи наиболее успешно можно решить именно в сфере образования.

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1997.

2. Введение в философию. В 2 ч. М., 1989.

3. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001.

5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов/Дону, 2002.

6. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Под ред. Л.А. Микешиной. М., 1997.

7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1) Философия глобальных проблем // Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века: Курс для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998. С.206-224.

2) Угрозы и надежды наших дней / Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. С.559-563.

3) Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации // Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации / Вопросы философии.— 1992.— № 3.— С. 40-42, 51-52.

4) Печчеи А. Человеческие качества // Печчеи А. Человеческие качества.— М., 1985.— С. 40-43, 83-86,117-181.

5) Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии, 2004. - №3. – С. 19-27.

6) Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии, 1992. - №3.

7) Дергачев В.А. Глобалистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8) Костин А.И. Экополитология и глобалистика – М.: Аспект Пресс, 2005. – 418 с.

9) Мусаелян Л.А. Россия в XXI веке: постиндустриальная цивилизация или эпоха средневековья? //Философия и общество, 2002 - №4

10) Назаретян А.П. Антропогенные кризисы и эволюция ненасилия //Философские науки, 2004. - №7. – С. 5-30.

11) Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки, 2004. - №4 – С. 5-26.

12) Феофанов К.А. Цивилизационые истоки международного терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2004. - №5.

13) Айпин Е.Д. В тени старого кедра. Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1981.

14) Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006.

15) Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности – М: Прогресс, 1990. – 495с.- С.308-328.

16) Крылова И.А. Современные угрозы и безопасность России // Философия и общество, 2004. - №4.

17) Левин А.И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы, противоречия// Философские науки, 2004. - №9. – С.12.

18) Макарян А.С. Современные демографические тенденции как фактор глобализации экономической жизни //Социально-гуманитарные знания, 2004. - №5. – С.207-228.

19) Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

20) Ришар Ж-Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение – М.: Ладомир, 2006. – 240 с.

21) Ромбандеева Е.И. О сказочном фольклоре манси // Космос Севера. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2000. – Вып 2.

22) Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии, 2006 - №12. С.16-26.

23) Уайт Л., мл. Исторические корни нашего экологического кризиса / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности – М: Прогресс, 1990. – 495с.- С.188-202.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ТЕМЕ

1. Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые – 60-ые гг.) / http://www.krotov.info/library/n/nen/asilie_02.htm

2. Клеман К., Шеин О. Антиглобалисткое движение и его перспективы в России // http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1065356400

3. Ланцов С.А. Проблема терроризма в международных отношениях // anthropology.ru/ru/texts/lantzov/terror.html

4. Мировой терроризм сегодня // История России / www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapt

5. Сериков А.Е. Ненасильственные методы в экологическом движении (на примере деятельности Гринпис) / http://www.krotov.info/library/n/nen/asilie_02.htm

6. Социально- экономические диспропорции как глобальная проблема / www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=social4

7. Глобальные проблемы современности / http://alligater.h12.ru/dop/globalprob.html

8. Кара-Мурза С. Eco-economy http://www.kara-murza.ru/books/ecec/ecec9.html

Кустурица Э. Я – ископаемое http://www.aif.ru/online/aif/1231/21_01?print

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Какие проблемы являются глобальными? Дайте их классификацию.

2. В чем заключались задачи деятельности Римского клуба?

3. Что такое «интерсоциальные проблемы»?

4. Какие объяснения источников войн вы знаете?

5. Что такое «этика ненасилия»?

6. Дайте определение экологических проблем. В чем их причина?

7. В чем Л.Уайт видит влияние иудео-христианской культурной традиции на возникновение экологического кризиса?

8. Каково влияние социально-экономических факторов на экологическую ситуацию? Что такое «экономикоцентризм»?

9. Чем для человечества опасно сокращение биоразноразнообразия Земли?

10. в чем суть демографического кризиса?

11. В чем отличие западной и восточной стратегий взаимодействия с природой?

12. Что такое «коэволюция»?

13. Дайте определение стратегии «устойчивого развития».

14. Назовите основные аксиомы экологического сознания.

15. В чем следует видеть особенности экологического мировоззрения народов ханты и манси? В чем их отличие от экономикоцентричных представлений человека европейской культуры?

16. В чем смысл термина «антропологическая катастрофа»?

17. Что такое «пост-культура»?

18. Назовите «восемь смертных грехов человечества» (по К.Лоренцу)?

19. Как можно охарактеризовать современное положение в области здоровья? Какие факторы угрожают сохранению человеческого биологического типа?

20. Какие задачи необходимо решить для преодоления кризисных явлений?

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФОРУМА

 

Почему невозможно разрешить весь комплекс глобальных проблем, стоящих перед человечеством, без обращения к теме «общечеловеческих ценностей»?

Ответ: несмотря на то, что сохранение экологического баланса на планете и сохранение мира отвечает общечеловеческим интересам, люди, организации и общественные институты действуют во имя своих интересов. Воспитание у человечества чувства и понимания необходимости действовать во имя интересов всеобщих возможно лишь тогда, когда «общечеловеческие ценности» в обществе превалирует над узкогрупповыми. Этого можно достигнуть лишь через аппеляцию ко всеобщему.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧАТА

 

1. Что такое экологическое мировоззрение?

Ответ:Экологическое мировоззрение – это форма духовно-практического освоения мира, взятого в аспекте всеобщности экологических отношений любого объекта со своим близким и дальним окружением. Оно предстает как единство экологического сознания, экологической деятельности и соответствующих навыков рационального природопользования. Экологическое мировоззрение включает в себя: 1) систему представлений о природе и взаимоотношениях общества и природы; 2) обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей; 3) идеалы; 4) принципы понимания реальности; 5) систему ценностных ориентацийэ

 

2. Какие основные постулаты западной культуры по отношению к восприятию природы вы знаете?

Ответ: Основные положения западной цивилизации по отношению к природе таковы: человек – это деятельное существо, которое противостоит природе и должно преобразовывать природу и подчинять ее своей власти; природа – неорганический мир, упорядоченное поле объектов, выступающих как ресурсы человеческой жизнедеятельности.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Темы рефератов с рекомендованной литературой)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.007 с.)