Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Президента РФ – совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций.

Поиск

 

 

Общие полномочия Президента РФ – это полномочия, которые не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из статуса главы государства:

- назначение выборов Государственной Думы;

- роспуск в предусмотренных законом случаях Государственной Думы;

- назначение референдума в соответствии с законом;

- право законодательной инициативы;

- подписание федеральных законов;

- обращение к парламенту с ежегодными посланиями;

- осуществление руководства внешней политикой;

- подписание международных договоров и ратификационных грамот;

- принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

- введение в соответствии с Конституцией военного и чрезвычайного положения;

- решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища;

- осуществление помилования;

Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право <<…>> просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы амнистии и помилования может решать только высшая федеральная власть, а именно – Президент.

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывающего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

В вопросе о помиловании осужденных Президент обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента.

 

- награждение государственными наградами РФ, присвоение почётных, высших военных и специальных званий.

До сих пор не приняты законы, регулирующие вопросы учреждения наград и награждения ими, и поэтому эти вопросы регламентируются актами Президента РФ. Таким образом, Президент издаёт указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации Президента Управление по государственным наградам.

Однако государственные награды и почётные звания находятся в ведении РФ и по этим вопросам должны приниматься федеральные законы. Президент только награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

 

Специальные полномочия – это полномочия, которые прямо указаны в Конституции в качестве таковых:

- назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

Согласие Государственной Думы даётся в форме постановления и не связано сроком полномочий Думы и действует до тех пор пока Правительство не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента, либо пока не уйдёт в отставку по решению Президента РФ.

Решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.

- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принятие решения об отставке Правительства РФ;

- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения председателем Центрального банка РФ и представление о его освобождении от должности;

Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ осуществляется ГД РФ.

- назначение на должность по предложению председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, а также их освобождение от должности;

- представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов;

- назначение на должность судей федеральных судов;

- назначение на должность судей федеральных судов;

- формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;

- формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;

- формирование Администрации Президента РФ;

- утверждение военной доктрины;

- назначение и освобождение от должности высшего командования Вооружённых Сил РФ;

- назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

- назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комиссиями парламента РФ дипломатических представителей РФ в международных организациях и иностранных государствах.

Согласно закону РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» указано что в случае если соответствующим судом установлено, что законодательным органом государственной власти субъекта РФ приняты новые конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативные правовой акт, противоречащие Конституции РФ, ФКЗ или ФЗ, а законодательный орган власти субъекта РФ в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исправлению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим ФЗ и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закреплённых Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ.

Если в течение трёх месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу власти указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в ГД ФС РФ проект ФЗ о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ. ГД РФ в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный законопроект.

Действие актов органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ вправе выносить предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в следующих случаях:

1) издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) уклонения высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

 

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности.

Президент в порядке установленном УПК РФ вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Указ Президента об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ, полномочия которого были прекращены указом Президента РФ об отрешении указанного лица от должности, вправе обжаловать данный указ в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования указа.

Верховный Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня её подачи.

Президент РФ может своим указом отрешить от должности главу муниципального образования, а также внести в ГД проект закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

Предложения об отрешении Президентом главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным органом государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ, Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.

 

 

Акты Президента РФ.

 

Виды правовых актов Президента РФ:

1) Ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

Ряд авторов указывают, что послания Президента РФ обладают высшей юридической силой, ибо являются актами по уровню стоящими выше законов.

Большинство подчёркивают, что «Послание не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы, но бесспорно является официальным документом и характеризуется важным социально-политическим звучанием».

2) Указы (ч. 1 ст. 90);

3) Распоряжения (ч. 1 ст. 90);

Указы:

Нормативные – правовые акты, содержащие нормы права и относящиеся к неопределённому кругу лиц, государственных органов, организаций.

 

Ненормативные (правоприменительные) – индивидуальные акты о назначении того или иного лица на определённую должность или о награждении.

 

Распоряжения – акт индивидуального организационного характера.

 

Подписанные указы и распоряжения (если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну) в 10-дневный срок с момента подписания публикуются в «Российской газете» или «Собрании законодательства», «Парламентской газете», «Интернет-портале».

В РФ нормативные указы вступают в силу одним из следующих способов:

- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связано вступление в силу документа («момента подписания», «с момента опубликования» и др.)

- в результате общего правила если указ Президента имеет нормативный характер, то он вступает в силу в течении 7 дней после опубликования.

 

Причины утраты юридической силы указа Президента РФ:

- если указ был издан с определённым сроком действия, то после этого срока он перестаёт действовать;
- если указ был издан на неопределённый срок, то он может прекратить своё действие: а) путём издания нового указа, который признаёт прежний указ утратившим силу; б) вступления в силу нового правового акта (не обязательно указа Президента), устанавливающего иное регулирование общественных отношений; в) в случае исполнения всех предписаний указа.

В случае противоречия указов Президента Конституции РФ они отменяются Конституционным Судом РФ.

Согласно закону «О Президенте РСФСР» 1991 года если указы Президента противоречили Конституции и законам, то Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.008 с.)