Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивные и негативные стороны конфликта.

Поиск

Позитивные: разрядка напряженности, выявление разных точек зрения, получение новой информации об оппоненте, стимулирование к изменениям и развитию, сплочение коллектива против внешнего врага.

Негативные: большие эмоциональные и материальные затраты, увлечение процессом в ущерб работе, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата, уменьшение степени сотрудничества, сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).

Рис. 5. Модель конфликта

Стадии регулирования конфликта:

• определение сущности проблемы;

• определение основной причины;

• анализ предшествующих взаимоотношений участников;

• поиск возможных путей разрешения конфликта;

• принятие совместного решения о выходе из конфликта;

• реализация совместно намеченного способа;

• оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта.

Существует несколько методов управления конфликтными ситуациями, которые подразделяются на структурные и межличностные.

Структурные:

1. Разъяснение требований к работе.

2. Установление иерархии полномочий, позволяющее упорядочить взаимодействие людей.

3. Использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон.

4. Установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны.

5. Использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц.

Межличностные:

1. Уклонение - не попадать в конфликтную ситуацию.

2. Сглаживание - руководитель старается избежать конфликта, апеллируя к потребности в солидарности.

3. Принуждение или подавление конфликта силой, используя власть. Недостатками являются: подавление инициативы подчиненных, не будут учтены все важные факторы.

4. Компромисс, т.е. взаимные уступки. Не рекомендуется использовать на ранних стадиях конфликта.

5. Решение проблемы путем переговоров, в т.ч. предполагает использование посредника, которому доверяют обе стороны. Самый эффективный метод.

Стресс (давление, напряжение) – это чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение, постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил. Состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Частота возникновения стрессовых ситуаций в деятельности менеджера составляет 6-7 баллов по 10-ти балльной шкале. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность.

Приемы снятия и управления стрессами:

1. Ставить только реальные цели.

2. Иметь систему приоритетов (что важно, что менее важно).

3. Нужно уметь говорить нет, когда достигается предел возможностей.

4. Не соглашаться с руководителем, когда он выставляет противоречивые требования.

5. Обсуждать с руководителем ситуации, когда неясна ваша роль.

6. Расслабляться: изометрические упражнения - чередование напряжения и расслабления, аутогенная тренировка, медитация.

7. Изменить стиль своей работы, отказаться от практики «делового сумбура».

8. Профилактика радостью.

9. Определение смысла жизни: целей жизни и деятельности.

10. Не заводите дружбы с «трудными» людьми.

11. Физические упражнения.

12. Сосредотачивайте внимание на светлых сторонах жизни (приемы «триумф» и «приятно вспомнить»).

13. Прием «жилетка».

Руководителю следует заботиться о:

· рациональной организации труда подчиненных;

· создании и укреплении социально-психологического климата в коллективе.

Выполните самостоятельно следующие задания:

1. Охарактеризуйте основные причины конфликтов в организации.

2. С помощью периодических изданий найдите пример конфликтов на предприятии. Проанализируйте основные причины этого конфликта.

3. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, которые можно использовать для разрешения конфликта.

4. Раскройте роль руководителя в профилактике стрессов у его подчиненных.

5. Напишите реферат на тему «Методы предупреждения и борьбы со стрессом».

6. С помощью приведенного задания выявите актуальные, активно довлеющие на вас стрессоры. Далее выбранные стрессоры разделите на три группы: а) те, что можно устранить самому; б) те, что можно ослабить самому и в) те, что находятся вне воли данного человека. Определите меры по устранению или ослаблению выявленных стрессоров.

1. Напряженность труда.

2. Нехватка времени.

3. Неблагоприятные гигиенические факторы.

4. Монотонность труда.

5. Отсутствие творчества.

6. Вынужденная бездеятельность.

7. Несогласованность планов.

8. Неудовлетворенность правами и обязанностями.

9. Длительное пребывание на работе.

10. Неудовлетворенность трудом.

11. Ощущение своей бесполезности.

12. Бремя ответственности.

13. Неблагоприятные ситуации на работе.

14. Тревога о должностном продвижении.

15. Конфликты с сотрудниками.

16. Неблагоприятная атмосфера в семье.

17. Волнение в связи с перемещениями.

18. Неприятности с родственниками.

19. Неудовлетворенность должностью.

20. Трудности взаимоотношений с руководством.

21. Раздвоенность между работой и личной жизнью.

22. Плохое самочувствие.

 

7. Ответьте на вопросы теста с целью определения вашего типа поведения в конфликте. После чтения каждого из пунктов, решите, свойственно ли вам то или иное поведения. Опишите отрицательные аспекты выявленных стилей поведения в конфликтах.

Возможны следующие варианты ответов:

n редко.

n от случая к случаю;

n часто;

Итак, как часто вы ведете себя в конфликтной ситуации подобным образом:

1. Угрожаю или применяю физические методы (дерусь).

2. Стараюсь принять точку зрения противника.

3. Ищу компромисс.

4. Допускаю, что не прав сам, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. (Это может сузить площадь конфликта).

8. Иду на компромисс.

9. «Сдаюсь».

10. Меняю тему.

11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

 

Теперь проставьте количество заработанных вами баллов:

n за ответ «часто» на любой пункт - 3 балла;

n за ответ «от случая к случаю» - 2 балла;

n за ответ «редко» - 1 балл.

Внесите выставленные вами баллы в таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса:

  А В С Д Е
           
           
           
Сумма          

 

 

Сложите баллы в каждой колонке. Каждая колонка отражает свой стиль решения конфликта. В какой колонке у вас максимальная сумма? Это и будет ваш тип решения конфликта.

Многим из нас свойственны разные стили поведения в конфликтной ситуации. В конфликте с начальником мы «уходим»; решая домашнюю проблему, стоим на своем до конца... Любой из 5 типов приемлем при определенных обстоятельствах, у каждого есть свои плюсы и минусы.

А - «жесткий» тип:

Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Во что бы то ни стало вы стараетесь выиграть. Тип человека, который «всегда прав».

«Жесткий» хорош, когда необходимо немедленное действие, когда вы уверены, что правы, а на доказательство правоты нет времени.

В - «примиренческий» стиль

Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Две головы лучше, чем одна. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативы, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«Примиренческий» стиль поможет в решении, выгодном для обеих сторон, и сохранит нормальные отношения между спорящими.

С - «компромиссный» стиль

С самого начала вы согласны на компромисс. Этот стиль может выручить при столкновении двух равных сил, если разногласия невелики и, соглашаясь с мнением противника, вы не особенно проигрываете.

Д - «мягкий» стиль

Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Представители этого стиля считают, что лучше согласиться в этом пункте - тогда может быть будет легче отстоять свои интересы в том, что для вас более важно.

Е - «уходящий» стиль

Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

«Уходящий» стиль может предотвратить открытую ссору, прямое столкновение, если вы его опасаетесь или избегаете.

 

8. Разберите представленную ситуацию.

Ситуация.

В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел успешно справлялся с порученными заданиями.

В связи с переводом на другую работу старого начальника отдела на его должность был назначен молодой ученый, известный своими новаторскими разработками. Свою деятельность новый руководитель начал с укрепления трудовой дисциплины: была установлена регистрация времени прихода на работу и ухода с работы, внутренних командировок, установлено время приемов по личным вопросам. Он значительно расширил тематику научных исследований отдела, заключив договоры с производственными организациями в соответствии со своей научной специализацией. Задания подчиненным старался давать как можно более подробно, считая, что сотрудники недостаточно компетентны в данных вопросах и что они строго должны придерживаться инструкций.

Через некоторое время заказчики отметили ухудшение качества научных разработок отдела. В коллективе ухудшились взаимоотношения, повысилась раздражительность, начались конфликты.

Решив, что нужно оздоровить коллектив, начальник отдела предложил уйти на пенсию нескольким сотрудникам, взяв на их место молодых специалистов. Однако положение не улучшилось.

Ваше мнение относительно возникшей ситуации и направлений ее исправления?

Определите:

1. тип конфликта;

2. состав конфликтующих сторон;

3. поводы и истинные причины возникновения конфликтной ситуации;

4. методы и конкретные пути разрешения конфликта.

 

Литература: 1, 3, 4, 7, 9, 10.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.25.104 (0.008 с.)