Анализ внутренней среды (управленческое обследование). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ внутренней среды (управленческое обследование).



Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть источником проблем и гибели организации. Если не обеспечивает необходимого функционирования организации. К факторам внутренней среды относятся:

1. Маркетинг.

2. Финансы.

3. Производство.

4. Использование человеческих ресурсов.

5. Культура и имидж фирмы.

Внутренние факторы (фирмы) Сильные стороны фирмы (способствующие достижению цели) Слабые стороны фирмы (затрудняющие достижение цели)
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.
Внешние факторы Возможности (способствующие достижению цели) Угрозы (затрудняющие достижение цели)
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.

Рис. 2. Анализ факторов внешней и внутренней среды

Выполните самостоятельно следующие задания:

1. Проанализируйте, как меняется роль и содержание функции планирования в условиях перехода отечественных организаций к рыночным отношениям.

2. Раскройте сущность принципов планирования.

3. Изучите, в каких формах осуществляется текущее планирование на предприятии, на уровне линейных руководителей. Приведите примеры.

4. Используя различные источники (деловую литературу, журналы, материалы других периодических изданий, Интернет) приведите примеры миссий нескольких предприятий. Выясните у родителей, есть ли миссия у предприятий, на которых они работают. Если нет, попробуйте вместе с ними ее сформулировать.

5. Поясните, почему необходим анализ и оценка факторов внешней среды в процессе стратегического планирования. На конкретных примерах поясните их влияние на деятельность организации.

6. Напишите реферат на тему «Отличие стратегического планирования от планирования от достигнутого».

7. Проведите управленческое обследование (анализ сильных и слабых сторон) любого предприятия (где вы работаете, работали сами или где работают ваши знакомые, родители).

8. Проанализируйте возможности и угрозы внешней среды того же предприятия (организации).

 

Литература: 1, 3, 5, 6, 10, 18.

Тема 6. Организационные структуры менеджмента

1. Функция организации, содержание и значение.

Принципы организации управления.

Делегирование полномочий.

Организационные структуры построения аппарата управления.

Организация понимается двояко:

- организация предпринимательской деятельности, бизнеса;

- организация управления в предпринимательской фирме.

Организация - процесс создания структуры предприятия, посредством определения видов деятельности, необходимых для достижения целей предприятия, группирования этих видов деятельности, закрепления получившихся групп за определенными управляющими, делегирование полномочий для выполнения соответствующих видов деятельности, а также обеспечение координации полномочий и информационных связей по горизонтали и вертикали в организационной структуре.

Принципы организации управления:

1. Разделения и кооперации труда – специализация работ для эффективного использования рабочей силы.

2. Сочетания централизации и децентрализации – в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций.

3. Сочетания горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей.

4. Делегирования полномочий.

5. Соответствия полномочий и ответственности – каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работ.

6. Абсолютной ответственности.

7. Единоначалия – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

8. Диапазона управления.

9. Уровня полномочий.

10. Скалярный принцип – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.

Делегирование – это передача части задач и прав на принятие решений лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование расширяет возможности менеджмента, повышает его эффективность, позволяет руководителю сосредоточиться на важнейших вопросах, а для подчиненных - способствует развитию их способностей, профессиональному росту и продвижению по службе.

Организационная структура управления – это состав звеньев и уровней управления, их соподчиненность и взаимосвязь.

Звено управления - структурное подразделение или отдельный работник, выполняющий соответствующие функции управления.

Уровень управления - совокупность звеньев управления с однотипным правовым статусом.

Различают вертикальные (связи подчинения и руководства) и горизонтальные (связи кооперации равноправных звеньев управления) структуры управления.

Вертикальные связи могут быть:

· линейными (обязательное подчинение по всем вопросам);

· функциональными (подчинение по определенной группе проблем).

Выполните самостоятельно следующие задания:

1. Проанализируйте сущность организации как функции менеджмента.

2. Раскройте принципы организации.

3. Охарактеризуйте требования и принципы, положенные в основу проектирования организационные структур. Составьте организационную структуру РУК.

4. Назовите и опишите типы организационных структур управления, которые наиболее распространены в рыночной экономике.

5. Изучив различные источники, опишите типы организационных структур, используемых в крупных международных корпорациях.

6. Объясните значение делегирования полномочий для менеджера и его подчиненных. В чем мотивационный эффект для работников?

7. Подготовьте реферат на тему «Современные тенденции в развитии организаций: многомерная, предпринимательская, ориентированная на рынок…»

8. Составьте перечень факторов, мешающих руководителям делегировать часть своих полномочий подчиненным. Проанализируйте, почему подчиненные не стремятся принимать на себя дополнительные полномочия и ответственность.

Литература: 1, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 21.

 

Тема 7. Мотивация в менеджменте

 

Понятие, значение и классификация теорий мотивации

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Принципы эффективной мотивации

5. Стимулирование труда

Зарубежный и отечественный опыт стимулирования труда

Мотивация побуждение себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Мотивация – это основания, средства, источники и стимулы развития людей.

Мотивы – это движущие силы в поведении людей.

Значение мотивации:

· повышение эффективности деятельности,

· обеспечение развития личности.

 

Менеджеры работают с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации.

Теории мотивации

Содержательные. Основаны на потребностях человека, которые побуждают его действовать в определенном направлении. Потребность – это ощущение недостатка чего-либо. К ним относятся теории МакКлелланда, Герцберга, Маслоу.

Процессуальные. Основаны на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Эти теории анализируют, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает тип поведения в процессе их реализации. Различают три теории: теория ожиданий, теория справедливости и теория Портера-Лоуера.

Методы управленческой мотивации:

· экономическая мотивация (зарплата, премии, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата …);

· социальная мотивация (общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение…);

· психологическая мотивация (ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность…);

· властная мотивация (повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий);

· социально-психологическая (повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика …);

· моральная мотивация ( личное или публичное признание, похвала и критика);

· метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод).

Стимулирование - создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности, процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.012 с.)