Тема 1. Сущность менеджмента, его место и роль в развитии рыночной экономики и деятельности предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность менеджмента, его место и роль в развитии рыночной экономики и деятельности предприятий



Менеджмент, его сущность, условия возникновения.

Роль менеджмента в развитии экономики и деятельности предприятий.

Научные и методологические основы менеджмента.

Современные концепции менеджмента.

В специальной литературе существует множество определений менеджмента.

Менеджмент - многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах: менеджмент – это искусство, наука, функция, процесс, категория людей и отношения объекта и субъекта.

Менеджмент - особый тип управления предпринимательской фирмой в условиях рыночных отношений, деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы.

Целью менеджмента, как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления. В то же время целью менеджмента, как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса.

Условия возникновения менеджмента:

· отделение капитала-собственности от капитала-функции;

· возрастание масштабов производства;

· возрастание требований к управлению;

· возникновение большого количества субъектов рынка, усложнение связей;

· развитие конкуренции и неустойчивость рыночной экономики;

· появление крупных корпораций, где менеджмент отделяется от самоуправления собственника и предпринимателя;

· рассредоточение собственности между акционерами - появление новой функции управления акционерным капиталом;

· успехи ученых управленцев.

Установки менеджмента:

· формирование среднего класса;

· конкуренция свойственна человеку;

· необходимость права частной собственности;

· компромисс между партнерами;

· индивидуализм;

· прагматизм;

· высококвалифицированная рабочая сила;

· верность слову, честность, пунктуальность.

 

Выполните самостоятельно следующие задания:

1. Сформулируйте свое определение менеджмента (конкретно, сжато).

2. Напишите реферат на тему «Подходы к менеджменту»

3. Обосновано и аргументировано ответьте на следующий вопрос: Почему необходимо управление?

4. Как Вы понимаете и относитесь к позиции «управлять – это делать что-либо руками других»?

5. Как Вы относитесь к позиции «управлять – это значит побуждать, а не заставлять?». Всегда ли необходимо придерживаться этой позиции? Как легче (тяжелее) управлять и почему? Что выгодно менеджеру «принуждение» или «побуждение»?

6. Составьте информационное сообщение на тему «Кто такие менеджеры и что они делают?»

7. Проанализируйте основные положения школ менеджмента. Укажите, какие положения школ могут быть полезны для повышения отдачи работников современных организаций.

8. Напишите реферат на тему «Зарубежные модели менеджмента».

 

Литература: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11 12, 24, 25.

 

Тема 2. Организация управления экономикой в России и необходимость его совершенствования

1. Вклад российских ученых и государственных деятелей в развитие управления.

Особенности современного Российского менеджмента.

Опыт менеджмента за рубежом и пути его использования в отечественной практике управления.

Вклад ученых и государственных деятелей в развитие управления

•Петр 1 в начале 18 века вывел Россию по военно-политической мощи на одно из первых мест в мире. Создана промышленность европейского типа.

•Александр II в 1861 г. отменил крепостное право, после чего наступила эпоха капитализма в России.

•Витте С.Ю., будучи министром финансов, провел в России финансовую реформу; рубль стал одной из самых устойчивых валют в Европе; насаждал госкапитализм и протекционизм; введена государственная винная монополия; построена транссибирская дорога.

•Столыпин П.А. - аграрная реформа, продажа выкупленных помещичьих земель в кредит крестьянам в частную собственность. Интенсификация сельского хозяйства и перераспределение рабочей силы в промышленность.

•Гастев в 1920 г. создал Центральный институт труда. Выдел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при «сохранении здоровья человека». Концепция трудовых установок, концепция «узкого места», с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.

Новый этап реформирования

С 1985г.; перестройка, начатая Горбачевым М.С.; к 1989 г. сложилась предкризисная ситуация.

Положительные результаты реформирования управления экономикой:

•разгосударствление собственности;

•переход на коммерческие принципы деятельности предприятий;

•свобода предпринимательской деятельности;

•насыщение рынка товарами;

•большие возможности для населения в реализации своих способностей и увеличении доходов;

•освобождение государства от патерналистских функций.

Вместе с тем следует отметить, что все проводимые в России реформы проводились по модели догоняющей модернизации, которая является одновременно запаздывающей.

Особенности современного российского менеджмента:

•Общие черты менеджмента: принципы, методы, организационные формы и технологии - не меняются.

•Национальные особенности - менталитет - образ жизни, психология, обычаи, привычки: (плюсы: образование, выносливость, долготерпение, стойкость; минусы: не умение ставить высокие цели, равнение на других).

•Исторические особенности (негативное отношение к предпринимательству и уравнительное распределение; коллективистская идеология).

Опыт менеджмента за рубежом и пути его использования в отечественной практике управления.

Прямое заимствование чужого для страны менеджмента неэффективно.

Вследствие особых исторических и географических условий развития России даже при переходе к рыночному управлению управленческое регулирование со стороны государства должно быть в России относительно сильнее, чем в других странах.

Выполните самостоятельно следующие задания:

1. Выясните, какие российские ученые и специалисты менеджмента внесли свой вклад в развитие менеджмента как науки и как практики. Найденный Вами материал представьте в виде реферата.

2. Опишите сильные стороны Российской экономики.

3. Подберите материал, характеризующий особенности современного российского менеджмента. Найденную информацию представьте в виде доклада.

4. Проанализируйте особенности японской модели менеджмента.

5. Проанализируйте особенности американской модели менеджмента.

6. Проанализируйте особенности немецкой модели менеджмента.

7. Подготовьте информационное сообщение на тему «Какие инструменты менеджмента, используемые в других странах, можно использовать в России».

8. Подготовьте реферат на тему «Современные инструменты менеджмента».

 

Литература: 2, 10, 16, 18, 21, 24, 25.

Тема 3. Цели и стратегии развития фирм

Фирма как организационная система.

Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Характеристика целей, их свойства, значение, классификация.

Фирма - общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, организации. Различают торговые, производственные, инвестиционные, консалтинговые и т.п.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.

Жизненный цикл:

•рождение организации;

•детство и юность;

•зрелость;

•старение организации;

•возрождение или исчезновение.

Внутренняя и внешняя среда предприятия

Функционирование и развитие каждой организации осуществляется в среде (внутренней и внешней).

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. При этом организация в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду.

Организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой.

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Современная организация должна быть в состоянии эффективно реагировать, приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Для этого необходима политика взаимодействия фирмы с окружающей средой, нужно развивать адаптивность ее к изменениям внешней среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.012 с.)