Тема 9. Банковские системы и центральные банки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Банковские системы и центральные банки



Банковская система – это определенный законодательством порядок осуществления банковской деятельности в государстве. В современном законодательстве большинства стран организация банковских систем осуществляется на двух уровнях – обеспечивающем и функциональном. Обеспечивающий уровень представлен деятельностью центрального банка, который является институтом, наделенным полномочиями по регулированию банковской деятельности и проведению денежно-кредитной политики, целью которой является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. Помимо центральных банков в ряде стран к обеспечивающему уровню относятся ведомства, наделенные контрольными функциями в отношении деятельности банковских систем. В США имеется Федеральная корпорация страхования кредитов, в Германии Федеральное ведомство по контролю над банками, во Франции – Национальный кредитный комитет, в Италии – Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям. В России эту функцию выполняет Национальный банковский совет, в который входят председатель Центрального банка РФ, министры финансов и экономического развития и торговли, представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Обеспечивающий уровень законодательно определен Конституцией РФ (ст. 75) и Федеральным Законом о Центральном банке РФ (Банке России). Функциональный уровень представлен деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций. Данный уровень определен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в РФ». В некоторых странах (например, Франция, Германия) функциональный уровень разделен на два вида – банковские институты и парабанковские институты. Последние представлены ссудосберегательными ассоциациями и кредитными союзами, осуществляющими отдельные виды банковской деятельности только для своих членов.

Принципами эффективного функционирования банковских систем являются:

(1) принцип управляемости: банковская система не может развиваться стихийно, она должна соответствовать интересам общества, способствовать реализации концепций развития государства, планам, координирующим деятельность банков в достижении стратегических и тактических целей общества;

(2) принцип эволюционности: банковская система должна развиваться поэтапно в соответствии с объективными условиями хозяйственно-финансовой деятельности государства и общества;

(3) принцип адекватности: кредитные институты должны соответствовать уровню менеджмента и технического оснащения, обеспечивающему выполнение функций по обеспечению финансово-кредитной деятельности;

(4) принцип функциональной полноты: банковские продукты, операции и качество услуг, предоставляемых банковской системой, должны отвечать спросу со стороны агентов финансово-кредитной системы;

(5) принцип саморазвития: банковская система должна обладать механизмами, обеспечивающими устойчивое развитие и экономическую безопасность;

(6) принцип открытости: банковская деятельность должна быть прозрачной, контролируемой и конкурентной;

(7) принцип эффективности: банковская система должна содействовать росту богатства в обществе, прибыльности и рентабельности бизнеса;

(8) принцип адекватного правового сопровождения: законодательство в области банковской деятельности должно соответствовать уровню развития банковского дела и степени зрелости банковской системы.

Реализация принципов эффективного функционирования банковской системы возлагается на центральный банк. Центральный банк – во всех странах это институт, имеющий особый конституционно-правовой статус. Ключевым элементом правового статуса центрального банка является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Одновременно, центральный банк выполняет обычные для банковской деятельности кредитно-финансовые операции. При этом организационно-правовая форма центральных банков различных стран выбирается в соответствии со сложившимися принципами взаимодействия государственного и частного сектора. Существуют центральные банки, действующие как акционерные общества с различными долями участия государства, так и центральные банки, основанные на государственном капитале. Регулирующим деятельность центрального банка правовым актом является закон о центральном банке, в котором определяется его статус, полномочия, процедура назначения высших должностных лиц, взаимоотношение с правительством и регулятивные функции в отношении банковской системы. Под функциями центральных банков понимаются цели деятельности и роль в государственном управлении. Поэтому различаются целевые и ролевые функции. Целевыми функциями являются две: (1)обеспечение покупательной способности национальной денежной единицы внутри страна и на мировом рынке, (2) минимизация инфляции и создание условий для экономического роста. Основными ролевыми функциями центрального банка являются три: (1)эмиссионный центр страны, (2)банк банков, (3) банк правительства. Центральный банк осуществляет следующие виды деятельности: (1)эмиссионную, (2) кредитн0-финансовую, (3) регулирующую и (4)контрольную. Эмиссионная деятельность заключается в том, что центральный банк обладая монопольным правом на выпуск в обращение неличных денег - банкнот и монет, определяет порядок выпуска денег в обращение, их внешний вид и способы защиты. Финансово-кредитная деятельность заключается в выполнении функций кредитного и расчетного центра банковской системы, а также в обслуживании государственного долга и кассового исполнения бюджета. Регулирующая деятельность заключается в разработке нормативных актов и проведении политики денежно-кредитного регулирования, обеспечивающих устойчивость денежного обращения и банковской системы, устойчивом функционировании национальной денежной единицы в международной валютно-финансовой системе и создании благоприятного инвестиционного климата. Контрольная деятельность заключается в проведении банковского надзора на основе установления обязательных нормативов для банков (пруденциальный надзор) и административного контроля над исполнением банками законодательства и правил ведения банковской деятельности. В теории банковских систем различаются три модели взаимодействия центрального банка и правительства: процедурная (США), инструментальная (Великобритания и скандинавские страны) и нормативная (Германия). Процедурная модель основана на публичном обсуждении политики Федеральной резервной системы США в СМИ с участием представителей различных ветвей власти. Благодаря этому формируется доверие к политике ФРС, что является основанием для взаимодействия центрального банка с Конгрессом США и Администрацией Президента США. ФРС независимо определяет цели и инструменты денежно- кредитной политики, несет ответственность за достижение её целей. В отношениях с законодательной и исполнительной властями используется принцип сотрудничества. Благодаря СМИ формируется общественное мнение, которое также оказывает влияние на политику ФРС. Инструментальная модель основывается на полном подчинении центрального банка политике, разрабатываемой правительством. Центральный банк определяет лишь средства реализации этой политики и способы достижения поставленных целей. Нормативная модель предполагает, что центральный банк является частью исторически сложившейся системы регулирования экономики. Он выступает как денежно-кредитный институт проведения политики социально-ориентированного рыночного хозяйства. Задача центрального банка заключается в обеспечении стабильности национальной денежной единицы. Классификация моделей является некоторым упрощение реально сложившихся отношений между властью и центральными банками различных стран. Реальная степень независимости центрального банка зависит от следующих факторов: (1) участия государства в капитале центрального банка и распределении его прибыли; (2) степени детализации целей и задач центрального банка в законодательстве; (3) процедуры назначения руководства центрального банка; (4) форм и методов контроля над деятельностью центрального банка со стороны государства и общества; (5) наличия у правительства законодательных полномочий по вмешательству в политику центрального банка; (6) наличия у центрального банка прав и обязанностей по формированию финансовой политики государства.

Контроль над деятельностью центральных банков в современных условиях осуществляется в следующих формах: (1) законодательно определяется, что центральный банк действует только в рамках закона в интересах общества и государства; (2) устанавливается законодательная норма, что центральный банк должен информировать общество о своем финансовом положении, состоянии денежной системы, кредита, курса валют, позициях иностранного капитала в национальной экономике, разрабатывать прогнозы социально-экономического развития; (3) предъявляются высокие профессиональные требования к квалификации руководящих лиц и персонала центрального банка; (4) устанавливается норма, что центральный банк должен отчитываться перед законодательным органом власти о своей деятельности, которому предоставляется право утверждать руководителя центрального банка и его первых заместителей; (5) центральный банк должен проходить официальный аудит внутренней деятельности, результаты которого докладываются законодательному органу власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.007 с.)