Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ближневосточная культурно-цивилизационная модель психологических операций: технологии исламского джихадаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исламский мир, несмотря на его обозначение как единой культурно-цивилизационной общности, на самом деле представляет собой сложную мозаичную картину. Дезинтеграционные процессы в мусульманской общине, исламской умме, начались с момента ее зарождения, когда произошел раскол на две ветви ислама – шиитов и суннитов, которые, в свою очередь, в догматическом плане в VII–X вв. раздробились на 7 религиозно-правовых школ (мазхадов): 4 суннитские (ханафитов, ханбалитов, шафиитов, маликитов) и 3 шиитские (зейдитов, исмаилитов, джафаритов). В последующие столетия в суннитском исламе выделились ваххабиты, близкие к ханбалитскому течению, среди шиитов появились исмаилиты с различными ответвлениями. Процесс деления исламских течений продолжался и в XIX в., появились новые секты, которые уже оказались вне ислама в силу «переосмысления» ими ключевых догматов религии [242, c. 66]. Дезинтеграция ислама на множество религиозно-правовых школ и течений свидетельствует о том, что отличия, специфика каждого направления иногда превалируют над общими принципами и догматами религии. Различия в догматике ислама затрагивают не только основы вероучения, но и сферы социальной, культурной, политической жизни и экономические отношения. Одновременно отмечается наличие двух форм (уровней) ислама: народного и официального. Если официальный ислам выражает догматику правящей элиты, то массовый, народный ислам связан с повседневной жизнью, с бытом простых мусульман. В географическом и геополитическом отношении «мусульманский мир» распадается на центр и периферию, на территории и страны с арабским и неарабским населением, на регионы, где зарождался и развивался ислам, и на пространства «вторичной исламизации». Ислам, проникший, например, в Поволжье из Турции, отличается от среднеазиатского ислама. В ряде новых независимых государств на пространстве СНГ ислам слился с местными традициями, например в Казахстане суннизм ханафитского мазхаба терпим к инакомыслию, не отвергает местного обычая, слился с местными традициями тенгрианства [243, c. 123]. В то же время ханафитский суннизм ваххабитского толка (Саудовская Аравия, Эмираты) призывает к жестокой борьбе за «чистоту ислама», его адепты отличаются фанатизмом и экстремизмом в отстаивании догматов веры, в противоборстве со своими политическими противниками. Практика политической жизни дает множество свидетельств религиозных войн внутри ислама, продолжающихся и в наши дни в виде политического противоборства суннитов и шиитов в Ираке. В этой связи методы, приемы информационно-психологического воздействия на массы верующих сохраняют общие черты преимущественно в межцивилизационном противостоянии, идеологическом противоборстве с иной религией, культурой; в то же время внутри исламской уммы происходит не менее ожесточенная борьба за утверждение господствующего воздействия на сознание той или иной школы, направления. Поэтому целесообразно рассматривать методы информационно-психологического воздействия ислама на трех уровнях: цивилизационном, региональном и национальном, что в определенной степени соответствует уровням существующих международных конфликтов. На цивилизационном, а по существу глобальном уровне ислам выступает как альтернатива западному либерально-демократическому миру. В исламской доктрине существуют свое понимание и трактовка миропорядка, который состоит из трех миров. В «Мир Ислама» (Дар аль Ислам) входят страны с исламской формой правления, родиной каждого мусульманина, независимо от его национальности и места рождения. Защита «Мира Ислама» считается священным долгом каждого мусульманина. В «Мир Войны» (Дар аль Харб) входят государства, воюющие с мусульманами, и территории, откуда исходит угроза мусульманам или ожидаются враждебные действия. Некоторые мусульманские юристы-теологи включают в «Мир Войны» страны, где ущемляются права мусульман. Наконец, «Мир Договора» (Дар аль-Агад) включает территории, над которыми мусульмане еще не установили контроля, но где они за соответствующую плату в виде налогов «покровительствуют» населению этих земель [244, с. 30–31]. Очевидна глобальность исламского взгляда на мир, базирующегося на средневековых феодальных принципах, спроецированных на современность. Отличительной чертой исламского миропорядка является его неравенство в статусе различных территорий, причем значительная часть стран может стать объектом завоевания, если население будет оказывать противодействие распространению ислама. Деление мира по религиозному принципу на сторонников и противников ислама и на территории, население которых следует обратить в «истинную веру», возрождает дух религиозных войн со всеми вытекающими отсюда последствиями. В рамках исламского миропорядка строится и глобальная информационная система, которая в исламском мире построена наподобие фильтра: пропускает внутрь то, что подходит исламской идеологии, а вовне тиражируется апологетика исламских ценностей. Политика в сфере отношений с исламским миром регулируется рядом документов, таких, как «Основы информационной Названные выше и другие документы мусульманских стран и организаций наглядно свидетельствуют об озабоченности исламской духовной и политической элиты наступлением западных либерально-демократических средств психологического воздействия на мусульман, усваивающих западные стандарты жизни и ценности, разрушающие исламское единство, глобальные позиции ислама. Поэтому наиболее радикальные исламисты объявляют «священный джихад» в сфере духовной жизни, возрождение борьбы за защиту и распространение ислама. Джихад включает как мирные средства, так и вооруженную борьбу за общую веру. Концепция джихада наибольшее развитие получила в ваххабизме, возникшем в XVII в. в Саудовской Аравии как идеология объединения арабов против господства Османской империи. Ваххабизм выступал против новшеств, за возрождение «истинного ислама», за взаимную солидарность, единение арабов-мусульман против «чужеземцев» для «очищения от скверны» священных мест. Ваххабизм вылился в религиозный экстремизм, исламизм, во враждебность не только к «неверным», но и к мусульманам, которые не согласны с ваххабитами и не принимают их учения. Современные ваххабиты объявили джихад против мусульман ряда арабских стран – Сирии, Египта, не разделяющих их взглядов. Но главным врагом объявлялись Израиль и США как враги всех мусульман. Информационно-психологическим методом религиозно-правового воздействия на верующих мусульман стали Фатвы («разъяснения») – богословско-правовое заключение, сделанное для практического применения какого-либо предписания шариата или толкования нормы шариатского права. В Фатве известного лидера «Аль-Кайды» Усамы Бен Ладана и его сторонников «Убивайте американцев повсюду!» указывается на 3 «общеизвестных факта»: на оккупацию США исламских стран, на огромный ущерб мусульманским народам и на религиозный характер американских войн. Уничтожение американцев трактуется как «священная обязанность каждого мусульманина» в «любой стране мира» до тех пор, пока они не покинут «страны ислама», т. е. «Мир Ислама» [245, с. 185–186]. Последующие фатвы разъясняли верующим новые задачи, служили средством мобилизации мусульман. Если учесть, что в исламе религия и политика представляют неделимое целое, то политизация ислама происходит в большей степени, чем в других конфессиях, где церковь отделена от государства. Суннитские религиозно-правовые школы (мазхабы) ислама, особенно ханбалиты, в своем учении и практике отражают наиболее консервативные и радикальные взгляды, выдвигают идею «очищения ислама» путем обращения к сунне Пророка как авторитетному источнику вероучения. Сунниты-ханбалиты делают ставку на пропаганду простых истин, доступных восприятию широких масс простых мусульман. Ханбалиты отстаивают идею объединения всей мусульманской уммы. Ваххабиты заимствовали ханбалитскую идеологию, усердно ее проповедуют, причем догматико-правовая школа ханбалитства официально принята в Саудовской Аравии, т. е. имеет государственную поддержку. Созданный в конце 90-х гг. ХХ в. «мировой фронт джихада» во главе с Усамой Бен Ладеном задался целью добиться переустройства существующего миропорядка, причем в 2 этапа. По их планам, переустройство мира должно завершиться к 2100 г. созданием объединенного исламского государства, в которое войдут 48 стран Азии, Африки и Европы, а затем к ним присоединятся страны Северной и Южной Америки. Для реализации этих планов создается глобальная сеть исламских организаций, руководимых из одного центра, имеющих разветвленную информационно-аналитическую систему, охватывающую весь мир. Ваххабитский экстремизм приобрел поистине глобальную значимость, в противодействии этой угрозе необходимы объединенные усилия всего мирового сообщества, причем не только в организационном плане, но и в информационно-пропагандистской деятельности. Несколько с иных позиций выступают шииты, идейно-политический центр которых находится в Иране. Политические и духовные деятели Ирана претендуют на руководство всем «исламским миром», но предлагают иные формы и методы противоборства с засильем западной культуры и цивилизации. Президент Исламской республики Иран Сайед Мохаммад Хатами призывает адептов веры к «новой исламской цивилизации», созданию «исламского гражданского общества», «возвращению в общий исламский дом», «отказу от применения силы и вероломства в отношениях между странами и замене их логикой и принципами взаимного уважения в международных отношениях» [246, с. 29–40]. Лидеры Ирана, духовные и политические лидеры шиитов выступают за «достойное место и влияние» Ирана и мусульманских стран в современном мире, ибо волею колонизаторов и западных стран они оказались на обочине исторического процесса. Ностальгия по старым временам, когда мусульмане и страны Востока были в цивилизационном развитии впереди стран Запада, неизменно присутствует в речах, публикациях видных представителей иранских и других шиитов. Решение спора мусульман Востока и христиан Запада лидеры Ирана видят в диалоге цивилизаций. Шиитские богословы отмечают различия в психологии людей Востока и Запада, но в то же время считают, что «Восток души» и «разум Запада» существуют в человеке независимо от того, где он проживает. Индивидуализм западного человека и коллективизм восточного общества, по их мнению, не являются антагонистическим противоречием, но люди Востока не должны стать предметом, объектом манипуляций и угнетения. Запад должен признать народы Востока в качестве равноправных партнеров. «Для того чтобы действительно состоялся диалог между цивилизациями, – пишет М. Хатами, – совершенно необходимо, чтобы Восток стал подлинным участником обсуждения, а не оставался просто объектом изучения» [246, с. 24]. В этом контексте предлагается уважать самобытность и традиции стран Востока и преодолеть кризис недоверия. В предлагаемом иранским руководством диалоге значительное место уделяется информации и психологическому воздействию не только на поведение, но и на формирование личности. Выдвигается, например, тезис, что информационное воздействие уже «превосходит военную и политическую мощь», ставится задача научиться управлять воздействием информации на массовое сознание, ибо информационные технологии позволяют «господствовать в мире» [246, с. 141]. Информационное превосходство, доминирование западных СМИ в мире вызывает тревогу у лидеров Ирана и других мусульманских стран в силу господства над умами неприемлемой для них идеологии. Констатация превосходства западных либеральных ценностей вызывает резкое возражение, неприятие в мусульманской среде, ибо разрушает традиционные устои и укоренившийся порядок жизни, бытовую основу исламской религии, предлагая чуждые ценности. В шиитской ветви ислама, представленной иранским центром этого течения, отсутствуют призывы к джихаду «против неверных», более того, высказываются предложения о межцивилизационном диалоге, поиске взаимопонимания между Востоком и Западом, между мусульманскими и христианскими странами и народами не путем отрицания их ценностных установок, а заимствования культурных и иных достижений. Таким образом, на цивилизационном уровне под напором глобальных исторических вызовов в современном исламе выделились модернистское (шииты в Иране) и фундаменталистское направления (представленное в основном ханабитским ваххабизмом), как в догматике, так и в идейно-политической практике. Эти 2 течения с их ответвлениями стоят на различных идейно-политических позициях, руководствуются разной стратегией и тактикой, в том числе и в сфере информационно-психологического воздействия на массы мусульман и немусульман. Отмеченные ветви и школы ислама, несмотря на общую принадлежность к одному «исламскому миру», имеют свою географическую привязку, они господствуют в определенных регионах, поэтому региональный аспект ислама, преобладание либо соседство в одном регионе различных направлений ислама имеет немаловажное значение для изучения методов информационно-психологического воздействия на массовое сознание. Кроме того, необходимо различать ислам, который существует, исповедуется в культурно-цивилизационном центре школы или течения, например в Саудовской Аравии, с той же ветвью суннизма на периферии, в зоне распространения «вторичного ислама», где местная специфика накладывает свои особенности на его догматику. Наблюдается историческое стремление догматических центров шиизма и суннизма «очистить периферийный ислам» от местных традиций, культурных наслоений, что ведет к миссионерской деятельности, в том числе джихаду – распространению «истинной веры» в новые районы. Но здесь возникает ситуация, когда борьба за веру выливается в политическое противостояние, происходит политизация ислама со всеми вытекающими последствиями, в том числе информационными войнами. При этом предметом противоборства становится политическая и социальная организация общества. В частности, в Центральной Азии после крушения коммунистических режимов образовался своеобразный идеологический и политический вакуум, который решил заполнить ислам, в том числе радикальный. Встал вопрос о создании теократических государств в новых независимых странах Центральной Азии. В этом плане заслуживает внимания послание аятоллы Хомейни тогдашнему руководителю Советского Союза М. С. Горбачеву о готовности оказания духовной поддержки распадающейся стране. Иранский лидер того времени писал, что «его страна как могущественный оплот исламского мира может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества» [247, c. 6]. И это предложение было услышано народом. В Таджикистане, стране с родственной иранцам культурой, жители записывали передачи «Радио Тегерана», выступления имама Хомейни, изучали идеи и практику исламской революции, которые воодушевляли исламистов Таджикистана [248, c. 184]. Такие страны Центральной Азии, как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан, превратились в поле экспансии центров ислама, посылавших в эти государства не только проповедников, но и организовавших широкую информационно-пропагандистскую работу. В основу программ исламских фундаменталистов-ваххабитов был положен тезис о «восстановлении исламской государственности», что связывалось с «золотым веком» стран Центральной Азии, когда там был расцвет науки, культуры, искусств. Не исчезли в памяти этих народов и времена, когда в Центральной Азии существовали могущественные империи Тимуридов. Информационно-пропагандистская работа в странах Центральной Азии осуществлялась путем открытия новых мечетей и медресе, введения религиозного образования в школах, разделения обучения девочек и мальчиков, печатания Корана на местных языках, объявления пятницы нерабочим днем, организации забоя скота по мусульманским законам, возрождение других традиций. Одновременно из повседневной жизни изгонялись чуждые исламу стороны быта: прекращался показ спектаклей, кинофильмов, отменялись светские культурные мероприятия. В основу воздействия на массы была положена идея «исламского возрождения», которое должно было охватить не только быт, но и социальную, политическую жизнь общества. В Центральной Азии в начале 1990-х гг. в Ферганской долине начали появляться ячейки суннитской «Хизб ут Тахрир» («Исламская партия освобождения»), которая выступила с идеей построения в регионе исламского Халифата. В Намангане (Узбекистан) тоже в начале 1990-х гг. сформировалась партия Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которое было тесно связано с афганскими талибами и исламистами Пакистана. Так сформировалась широкая транснациональная сеть исламистов в Центральной Азии, занимавшаяся в начале своей деятельности преимущественно пропагандой ислама, распространением религиозной литературы, внедрением в повседневный быт норм и этики ислама и лишь затем перешедшая к созданию исламистских политических партий и организаций, в том числе боевых, среди радикальных сторонников ваххабизма для завоевания власти и создания теократических государств. В этой связи представляется важным отметить возможность и эффективность информационно-психологического воздействия на изменение ценностных ориентаций мусульманского населения. Подобная ситуация (изменение отношения к джихаду) произошла в среде шиитов-исмаилитов Горно-Бадахшанской области Таджикистана. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. исмаилиты Таджикистана включились в активную борьбу за политическое возрождение ислама, вплоть до участия в гражданской войне, развернувшейся в 1990-е гг. в этой стране. Однако в этом районе Таджикистана начала действовать информационно-пропагандистская сеть Ага-хана IV, который пропаганду о необходимости прекращения войны сочетал с обширной гуманитарной помощью [249, с. 49]. Визиты Ага-хана IV в Таджикистан в 1995 и 1998 гг. оказались весьма значимыми, ибо его обращения совпали с духовными ожиданиями истощенного в войне народа. Ага-хан IV, как заявляют слушавшие его люди, говорил «нет» войне, о «важной роли образования», назвал труд учителя «благороднейшей из профессий», призвал «стремиться к знаниям» [249, с. 50]. Заявления и призывы столь уважаемого исламского деятеля были услышаны и растиражированы, что в немалой степени способствовало политическому урегулированию конфликта в Таджикистане, одним из проблемных районов которого был Горный Бадахшан. Все это еще раз убеждает в важности позитивного, направленного в сторону урегулирования и политической стабилизации информационно-психологического воздействия на конфликтные ситуации в странах даже со смешанным суннитско-шиитским населением. Не менее взрывоопасной конфликтной зоной является Кавказ, где этнические войны соседствуют с религиозным противостоянием исламской и христианской конфессий. На Кавказе, особенно – северном, глубоко укоренилась в сознании верующих мусульман обида и даже ненависть к гонителям веры – большевикам, осуществлявшим репрессии против ряда кавказских народов. Проповедники ислама, даже представители господствующего течения – умеренные салафиты, были вынуждены уйти в подполье, многие из них после распада СССР выступили с требованием о независимости, влились в ряды моджахедов. Гонения на ислам как религию способствовали распространению фундаментализма, в том числе ваххабизма. Произошел процесс «ползучей радикализации ислама», когда наиболее активное нерадикальное крыло кавказского ислама – салафийя – оказалось в числе радикалов, т. к. была проигнорирована грань между экстремистскими, открыто антигосударственными группировками и «вполне лояльными властям религиозными общинами» [250, с. 57–58]. Радикализация ислама в данном случае произошла по политическим причинам, что свидетельствует об отсутствии дифференцированного подхода к различным школам и течениям ислама на Кавказе. Наряду с ваххабитами, радикальным движением, на Кавказе большое влияние имеют умеренные салафиты, с которыми можно вести диалог, находить точки соприкосновения, применять методы информационно-психологического воздействия, убеждения. Перевод соперничества различных течений ислама на Кавказе в русло идейно-богословских диспутов может внести серьезные коррективы в политическую практику. Предметом обсуждения и информационно-просветительской работы на Северном Кавказе призвана стать проблема синтеза норм исламского права с местной спецификой и федеральным законодательством. Другим важным направлением воздействия на состояние умов мусульман Северного Кавказа призвано стать усиление информационно-психологической работы, ибо эта сфера деятельности контролируется зарубежными исламскими центрами. Так, в 1995–1996 гг. группа преподавателей-арабов исламского университета имами Шафини арендовала на лето лагерь «Данко» в Буйнакском районе, где было организовано обучение нормам шариата и исламской этики [251, c. 49]. Немало студентов посылается на учебу в исламские зарубежные университеты в Саудовскую Аравию, Египет, Катар и другие страны. Большую роль в распространении ислама на Кавказе играют официально зарегистрированные благотворительные исламские организации, такие, как МИОС – Международная исламская организация «Спасение», руководимая подданными Саудовской Аравии, а также «Общество возрождения исламского наследия», «Лашкар тайба», «Катар», действовавшие в Дагестане и Чечне, где возникали ваххабитские анклавы и очаги вооруженного столкновения с властями. Такие благотворительные организации, как «Беневоленс интернешнл фаундейшн» (БИФ), имеют связи с пакистанской организацией «Лашкар тайба», которая, по утверждениям западной прессы, имеет контакты с Бен Ладаном [251, c. 50]. Такая информационно-пропагандистская сеть (оказывающая свое влияние через представительства официальных зарубежных благотворительных организаций) весьма эффективна, ибо она действует легально, но занимается нелегальной деятельностью, крайне затрудняя работу российских правоохранительных органов. Социально-экономические программы, осуществляемые в рамках Российской Федерации, безусловно, имеют позитивное значение для стабилизации положения на Северном Кавказе, но они должны быть дополнены информационно-психологическими мероприятиями долговременного плана. В зонах внутренних конфликтов, особенно в затухающей фазе, наблюдающейся сегодня на Северном Кавказе, этап миростроительства предполагает создание политической и информационной инфраструктур, которые призваны цементировать и сплачивать общество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.012 с.) |