Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Информационно-политический подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторы, исследующие операции ИПВ (как военные, так и гражданские), занимают несколько иную позицию: большинство из них считает, что сегодня ИПВ ведется постоянно, на всех стадиях развития политических конфликтов, а сами политические конфликты носят характер «информационно-политических» [14]. Таким образом, в развитии современного политического конфликта нет ярко выраженной поворотной точки, которой была бы фаза ИПВ, – психологическая война сопутствует конфликту всегда. С этой точки зрения современный конфликт можно урегулировать, защитив государство и общество от агрессивных наступательных технологий информационно-психологической войны, что можно сделать только с помощью таких же технологий оборонительного и превентивного характера. V. Этнополитический подход. Сторонники этого подхода справедливо указывают на то, что «ни один политический курс не может увенчаться успехом, если он идет вразрез с ментальным сознанием этносов, населяющих государство» [14] (т. н. закон ментальной идентичности). Соответственно, урегулирование этнополитических конфликтов – это обеспечение совместимости вектора политического курса c вектором ментальности населения, что можно осуществить только с помощью информационно-психологического воздействия, причем как на массовое и индивидуальное сознание этносов и этнических групп, так и на подсознательную (ментальную) составляющую человеческой психики, с ее установками и реакциями. В последнее время в конфликтологии родилось целое направление – этнополитическая конфликтология, которая занята изучением как внутриполитических, так и международных аспектов этнополитических конфликтов. В такого рода конфликтах велика ситуативно-поведенческая составляющая, что создает широкое поле для информационно-психологического воздействия. При менеджменте этнополитических конфликтов изучающие их авторы приводят перечень как насильственных, силовых, так и консенсуальных договорных приемов, отдельных фрагментов психологических технологий регулирования и разрешения такого рода конфликтов [54, c. 321–363]. Существование минимум пяти различных подходов к указанной проблеме подчеркивает то, что вопрос о роли и месте информационно-психологических технологий в урегулировании современных конфликтов является достаточно новым и актуальным, оставаясь при этом неразработанным и во многом дискуссионным. Исследования применения современных технологий информационно-психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание в различных, в том числе политических, целях сегодня в научной литературе представлены в основном исследованиями политического воздействия СМИ (медиа-воздействия), участвующих в информационно-психологической обработке населения. Спектр этого воздействия достаточно широк – от политической рекламы и пропаганды до формирования и управления общественным мнением с помощью массированных информационных кампаний, в которых в полной мере используются все психологические особенности человеческого восприятия информации, делающие сознание объектом скрытого управления: эффект новостей, прайминга, фрейминга и др. Эти приемы и технологии медиа-воздействия универсальны, они широко используются как в социальных программах и проектах, так и в операциях информационно-психологической войны. Модели воздействия СМИ, существующие и развивающиеся в рамках комплексных исследований феномена медиа-воздействия, лежат в основе также моделей психологических операций, поскольку СМИ является главным каналом распространения управляющего воздействия на массовое сознание и доведения (транспортировки) целевого психологического воздействия до индивидуального сознания каждого члена общества. Как показала война в Ираке 2003–2004 гг., в операциях информационно-психологической войны нередко сами военные действия строятся в соответствии с форматом вещания телевизионных каналов для того, чтобы стать конвейером производства пиар-новостей, которые затем используются во внешнеполитических кампаниях для получения дивидендов в отношениях как с союзниками, так и противниками проводимого политического курса. Модель автоматической активации [55, с. 75–109] (в рамках которой выстраивается определенная цепочка психологических реакций: сначала в сознание внедряются определенные установки, затем они активизируются, за ними следует соответствующее поведение, абсолютно спонтанное, без серьезных размышлений или причин) напрямую используется в современных технологиях психологической войны. Исследования роли воздействия информационно-психологических технологий в урегулировании современных конфликтов также не могут не опираться на современные модели медиа-воздействия с неизбежными модификациями отдельных деталей. Исследование современных конфликтов и механизмов их политического урегулирования сегодня динамично развивается в рамках положений современной социальной и политической конфликтологии. При этом политическое урегулирование конфликтов справедливо признается одной из самых актуальных проблем: мы видим, что в современном обществе, несмотря на стремительные темпы его индустриального, социального, духовно-нравственного развития, усложнения системы политических отношений и появления новых политических институтов, деятельность которых направлена на сохранение стабильности в международных отношениях, общее количество политических конфликтов продолжает нарастать. Как указывает М. М. Лебедева, «современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности в мире. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к возрастанию, подключению все большего числа участников, что создает угрозу не только тем, кто непосредственно вовлечен в конфликт, но и всем живущим на земле» [3]. При этом появляются новые формы конфликтов – информационно-психологические, в которых выяснение отношений по поводу политической власти и управления происходит в формате операций информационно-психологической войны. Психологические войны не только не ограничивают применение вооруженного насилия, но и способствуют возникновению новых локальных очагов международной напряженности там, где это необходимо для активации в массовом сознании граждан внедренных ранее психологических установок, направленных на изменение их политического поведения. Во внутренних и международных конфликтах особенно актуальным становится этнический фактор, что, конечно же, не случайно: во многих районах совместного проживания различных этносов межэтнические отношения формировались, закладывались и сохранялись в сознании населения веками и проникли настолько глубоко в историческую память, что их политическая активация у населения нередко проявляется в форме неосознанных, ментально-архетипных, неконтролируемых подсознательных действий (таких, как поведение человека, ставшего частью толпы), не поддающихся нормальной человеческой логике, чем и пользуются различные экстремистские элементы. Поэтому стремительно развивающиеся сегодня агрессивные технологии информационно-психологического воздействия прочно вошли в арсенал националистических, сепаратистских, экстремистских организаций, создающих себе политический капитал, играя на межэтнических противоречиях: только технологии информационно-психологического воздействия способны так манипулировать подсознанием, чтобы, определенным образом инициируя в современном культурном образованном и воспитанном в гуманистических традициях человеке казалось бы давно забытые дикие архетипы (такие, например, как межнациональная и религиозная ненависть), отключить при этом в сознании многочисленные защитные механизмы, выработанные природой, культурой, воспитанием и опытом многовекового совместного проживания, как это случилось в Косове и других местах. Управление внутренними и международными конфликтами – это направление, сформировавшееся и стремительно развивающееся на Западе, в основном, в США и странах Британского содружества. Основой для возникновения этого направления стали исследования в сфере межличностной и групповой коммуникации в коммерческих структурах, где соперничество среди сотрудников, находящихся на различных ступенях иерархической лестницы, создает благоприятные условия для возникновения множественных корпоративных конфликтов. Исследования в сфере предот-вращения и урегулирования внутрикорпоративных конфликтов получили название «Crisis Management» – управление кризисами. Это направление, пожалуй, единственное, в котором в качестве основного инструмента управления конфликтами рассматриваются средства и способы психологического воздействия. Конструктивная часть исследований в этой сфере ставит своей целью найти эффективные информационно-психологические технологии урегулирования возникающих конфликтов, включая их предупреждение и регулярную профилактику. Деструктивная или во всяком случае несущая определенную социальную опасность часть исследований кризисного управления основывается на том, что конфликтной средой, в том числе в сфере международных отношений, проще управлять: любая международная подсистема, оказавшаяся в кризисе, становится уязвима для внешнего управляющего воздействия. Как следствие, такая подсистема становится более управляемой, в первую очередь для третьей стороны конфликта. Таким образом, для того чтобы управлять этой подсистемой, необходимо превратить ее в очаг нестабильности, когда прежние механизмы стабилизации перестают действовать и от распада подсистему может спасти только импорт идей, концепций, идеологических установок, которые нередко полностью замещают прежние. Примером такого «кризисного управления» являются так называемые «бархатные революции» на пространстве СНГ, о чем подробнее будет сказано ниже. Применение обеих концепций управления кризисами к политическим процессам и конфликтам, на наш взгляд, стало в западной литературе основой для исследований воздействия информационно-психологических технологий на современные международные конфликты, т. е. качественно изменились масштаб рассматриваемых конфликтов и характер социально-политической коммуникации. В рамках положений теории антикризисного воздействия управление политическими конфликтами пока получило лишь незначительное развитие, в основном на уровне деклараций. В то же время концепция управления кризисами как полем постоянно инициируемых и возобновляемых внутренних и международных конфликтов сегодня активно используется в операциях информационно-психологической войны, проводимых США и их военно-политическими союзниками. В российской научной литературе также начинают появляться работы, посвященные технологиям контроля и управления политическими конфликтами. Так, А. И. Соловьев в своих работах определяет и связывает вместе категорию управления конфликтами – «управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта», – и понятие технологий управления политическими конфликтами, определяя их как «совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» [56, с. 468]. В той же работе он указывает, что урегулирование конфликта является одной из главных задач применения технологий политического управления. При этом, по мнению автора, значительное внимание должно уделяться информационным технологиям, особенно в условиях управления кризисами и политическими рисками. Что касается научной разработанности самой информационно-психологической войны, то сегодня накоплен достаточно большой объем научной и общественно-публицистической литературы, в которой это явление либо исследуется, либо конкретизируется, либо просто упоминается [5–7, 57]. Сам термин, безусловно, пока еще остается чисто публицистическим, и о его научном содержании мы будем говорить в соответствующем разделе работы. Несмотря на значительные расхождения в мнениях различных авторов относительно того, чем же все-таки является современная ИПВ, важно, что сегодня в политической науке это явление исследуется как вполне самостоятельное направление. Основная трудность изучения информационно-психологической войны состоит в том, что основные процессы конфликтного взаимодействия сторон протекают скрыто от внешних наблюдателей, а результаты информационно-психологических операций становятся известны только тогда, когда операция уже завершилась. Поэтому замысел операции информационно-психологической войны и последовательность этапов ее реализации нередко можно восстановить лишь с помощью методов аналитической реконструкции, входными данными для которых становятся внешние признаки и проявления психологических операций. Давая характеристику современным операциям информационно-психологической войны уже с позиций политической науки, многие авторы упоминают о технологиях тайного информационно-психологического воздействия [39], однако дальше описательных определений этих технологий как совокупности тех или иных приемов и способов психологического воздействия дело пока не идет. Вероятно, интуитивно это и так понятно; однако представляется, что если такие технологии существуют, то их технологическую цепочку можно расписать, анализируя современные военно-политические кампании США (как ведущего производителя таких технологий): Ирак, Югославию, Афганистан, взаимоотношения США и Ирана и др. К сожалению, это пока в научной литературе практически никак не отражено. Интересной иллюстрацией европейского подхода к разработке и реализации политических технологий информационно-психологического воздействия является прием заимствования из сферы пиар-коммуникации маркетинговых технологий по созданию политической марки (бренда) вокруг личности политика (или любой медиа-персоны) и продвижение этой политической марки уже известными маркетинговыми методами, «продажа» сформированного образа политического деятеля населению за определенную назначенную цену, с последующей чисто рыночной игрой на повышение или понижение цены. Этот пример всесторонне исследован в работе Т. Ю. Лебедевой [58]. Эта идеология лежит в основе психологических операций, проводимых ведущими странами Евросоюза: Францией, Германией. Будучи не в состоянии конкурировать с крупнейшими лидерами в области разработок и испытаний технологий информационно-психологической войны, к которым сегодня относятся США и Китай, европейские страны используют для достижения политических целей более мягкие и тонкие психологические приемы, делая акцент именно на технологичной постановке процесса и универсальности применения разработанных технологических цепочек информационно-психологического воздействия на международные отношения в целом и современные политические конфликты в частности. В целом технологии, методы и приемы информационно-психологического воздействия получили широкое распространение в США, Западной Европе, Канаде и в странах Восточной Азии, где они успешно применяются для достижения поставленных политических целей. В конфликтных ситуациях, будь то территориальные споры, подготовка силовых акций и их осуществление, а также постконфликтное миростроительство, международные отношения не обходятся без мощного информационно-психологического обеспечения. К сожалению, в российской практике фактору информационно-психологического воздействия в конфликтных ситуациях, будь то Чечня, «замороженные конфликты» в Южной Осетии и Абхазии, Приднестровье и Нагорном Карабахе, и не только на постсоветском пространстве, но и в других районах мира, уделяется не так много внимания, как следовало бы. Зачастую в информационном противоборстве Россия выглядит проигравшей стороной, особенно в избирательных кампаниях в странах СНГ, поддержке соотечественников в странах Балтии и т. д. Оставшееся от прошлого предпочтение общим направлениям в проведении политического курса при игнорировании его технологического обеспечения не всегда дает положительный эффект и ожидаемые результаты. Остановимся более подробно на некоторых особенностях научной разработанности роли современных информационно-психологических технологий в разрешении конфликтов в системах знаний и представлений медиа-коммуникативного, системно-функционального и информационно-политического подходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.013 с.) |