Тесты для итогового копьютерного тестирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для итогового копьютерного тестирования



1. Как называется та часть интервью, в которой выясняется история жизни пациента:

-3. 1. Стандартная часть

-3. 2. Исторический раздел

9. 3. Анамнестическая часть

-3.4. Оценка статуса

 

2. В каком типе интервью терапевт использует заранее сформулированные вопросы:

-4. 1. Неструктурированное интервью

9. 2. Психодиагностическое интервью

-5. 3. Семейное интервью

 

3. Как называется интервью, которое состоит в предъявлении серии стандартных вопросов в определенном порядке:

9. 1. Структурированное интервью

-3. 2. Прожективное интервью

-3. 3. Объективное интервью

-3. 4. Психиатрическое интервью

 

4. Какое из приведенных утверждений описывает преимущества структурированного интервью по сравнению с неструктурированным:

-3. 1. Структурированное интервью требует больших навыков проведения

9. 2. Результаты структурированного интервью поддаются статистической

обработке

-3. 3. Проведение структурированного интервью дает более

индивидуализированный материал

-3. 4. Структурированное интервью позволяет сделать общение с пациентом

менее формальным

5. Каков наилучший из перечисляемых путь к пониманию состояния пациента:

-3. 1. Проверить его интеллект

-3. 2. Выслушать его отчет

9. 3. Использовать разные техники исследования

-3. 4. Провести стандартное диагностическое интервью

 

6. Вы беседуете с пациентом и замечаете, что при вопросах на определенную тему он переводит разговор на что-то другое. В каком пункте приводится верная квалификация такого поведения:

-3. 1. Соскальзывания

-3. 2. Негативизм

9. 3. Сопротивление

-3. 4. Вытеснение

7. Оптимальное время первичной беседы с пациентом составляет:

-3. 1. Не более 30 минут

9. 2. Примерно один час

-3. 3. Не менее полутора часов

-3. 4. Около двух-трех часов

 

8. Исследование психического статуса включает в себя все пункты, кроме:

9. I. Анамнез

-3. 2. Состояние интеллекта и его предпосылок

-3. 3. Состояние сознания

-3. 4. Состояние аффективной сферы

 

9. Правильная документальная фиксация психического статуса предполагает:

-3. 1. Максимально полное и развернутое описание поведения пациента и его

реакций

9. 2. Следование стандартной схеме

-3. 3. Свободное изложение терапевтом своих наблюдений

-3. 4. Перечисление нарушений и их примеры

 

10. В каком из приведенных случаев наиболее целесообразны обследования типа компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса:

-3. 1. Монополярная депрессия

-3. 2. Панические атаки

9. 3. Деменции

-3. 4. Бредовые психозы

11. Для больных с поражениями какой из указанных локализаций характерна речевая аспонтанность — отсутствие спонтанных высказываний и пассивно-односложная диалогическая речь:

-3. 1. Височные поражения

9. 2. Лобный синдром

-3. 3. Лимбические расстройства

-3. 4. Дефекты мозолистого тела

12. В каком пункте верно описана цель использования психологического тестирования в клинической работе:

-3. 1. Для выбора вида психотерапии

-3. 2. Для выбора типа лекарственного препарата и его дозы

-3. 3. Для построения прогноза

9. 4. Для диагностических целей

13. На какую локализацию поражения указывают явления амнестической афазии:

-3. 1. Средние отделы левой височной области

-3. 2. Средние отделы правой височной области

9. 3. Теменно-затылочные отделы левого полушария

-3. 4. Теменно-затылочные отделы правого полушария

14. Что из перечисленного НЕ является проявлением нормативности в ситуации психологического тестирования:

-4. 1. Тенденция давать социально желательные ответы

-5. 2. Выполнение заданий в соответствии с собственным представлением о

«норме»

9. 3. Точное следование инструкциям по выполнению теста

 

15. С какой целью, когда для этого есть возможность, пациент может привлекаться к выбору теста:

9. 1. Чтобы уменьшить его сопротивление

-3. 2. Подчеркнуть его ответственность

-3. 3. Улучшить интерпретацию результатов

-3. 4. Минимизировать побочные эффекты процедуры тестирования

 

16. Какой из перечисленных аспектов поведения типически представлен в ходе исследования психического статуса:

-3. 1. Рефлекторные реакции

-3. 2. Инстинктивные побуждения

-3. 3. Бессознательные влечения

9. 4. Моторное поведение

 

17. Какой вид обследования наиболее уместен, когда требуется оценить состояние пациента, исследуя его поведение, восприятие, мышление, эмоциональную сферу, интеллект:

-3. 1. Стандартное интервью

-3. 2. Исследование самоотчета

-3. 3. Психофизиологическое обследование

9. 4. Исследование психического статуса

18. Какая из перечисленных характеристик НЕ оценивается при исследовании психического статуса:

-3. 1. Поведение

9. 2. Социоэкономический статус

-3. 3. Мотивация

-3. 4. Эмоциональные реакции

19. А.Р. Лурия приводит пример пациента, рассматривающего изображение очков — он смущен и не понимает, что изображено: «Кружок... и еще кружок... и палка... и перекладина... наверное, это велосипед». Это пример какого из перечисленных нарушений:

9. 1. Растерянности

-3. 2. Зрительной агнозии

-3. 3. Речевой разорванности

-3. 4. Нарушений произвольного припоминания

 

20. Какая из перечисленных нейропсихологических проб НЕ используется для исследования зрительных агнозий:

-3. 1. Перечеркнутые фигуры

-3. 2. Зашумленные фигуры

9. 3. Конструирование фигур из частей

-3. 4. Срисовывание фигур

 

21. Какое из перечисленных нарушений НЕ входит в синдром сенсорной афазии:

-3. 1. Расстройство понимания речи

-3. 2. Расстройство называния предметов

-3. 3. Расстройство экспрессивной речи

9. 4. Грубые расстройства чтения

22. Что одно из приведенного НЕ входит в число приня­тых шести критериев оценки теорий личности:

-3. 1. Верифицируемость

9. 2. Внутренняя согласованность

-3. 3. Эвристическая ценность

-3. 4. Детерминизм

 

23. Интрапунитивность — это:

-3. 1. Синоним интроверсии

-3. 2. Склонность атрибутировать себе ответственность за удачи и неудачи

9. 3. Склонность адресовать себе агрессию и обвине­ния в случае неудач

-3. 4. Внутренний конфликт интровертированной личности

24. Первые психологические лаборатории создавались в конце XIX века (выберете один ответ):

9. 1. На факультетах философии крупных университетов

-3. 2. При крупных психиатрических клиниках

-3. 3. Как самостоятельные учреждения

-3. 4. В структурах военных ведомств

25. Первым представителем российской университетской психиатрии был:

9. 1. И.М. Балинский

-3. 2. И.П. Мержеевский

-3. 3. В.Х. Кандинский

-3. 4. С.С. Корсаков

 

26. В России методику объективно-психологического об­следования душевнобольных разработал:

-3. 1. В.И. Яковенко

-3. 2. Н.И. Баженов

-3. 3. В.М. Бехтерев

9. 4. А.Н. Бернштейн

 

27. Положение о том, что душевная болезнь — это «закономерный биологический процесс, разделяю­щийся на несколько видов, имеющих каждый опре­деленную этиологию, характерные физические и психические признаки, типическое течение, патологоанатомическую основу и тесно связанный с самой сущностью процесса заранее предопределенный ис­ход», сформулировал:

-3. 1. К. Кальбаум

-3. 2. С.С. Корсаков

9. 3. Э. Крепелин

-3. 4. К. Ясперс

28. Ученый, который изучал выделенное Э. Крепелином раннее слабоумие с позиций психоанализа и предложил называть это заболевание шизофренией:

-3. 1. А. Альцгеймер

-3. 2. К. Юнг

-3.3. К. Ясперс

9 4. Е. Блейлер

29. Кто разработал и предложил ассоциативный экспе­римент для изучения неосознаваемых аффективных об­разований:

-3. 1. 3. Фрейд

9. 2. К. Юнг

-3. 3. П. Жане

-3. 4. И. Брейер

 

30. Рассматривать психологию как независимую от фило­софии науку одним из первых предложил:

9. 1. Ст. Милль

-4. 2. И.М. Сеченов

-5. 3. Э. Крепелин

 

31. Кто из перечисленных исследователей является осно­вателем индивидуальной психологии:

-3. 1. Э. Эриксон

-3. 2. Г. Олпорт

-3. 3. А. Адлер

9. 4. В.М. Бехтерев

 

32. Кто является автором психологии личностных конст­руктов:

-3. 1. Г. Айзенк

9. 2. Дж. Келли

-3. 3. Э. Эриксон

-3. 4. Никто из них

 

33. Теорию когнитивного диссонанса разработал:

-3. 1. Р. Кеттелл

-3. 2. А. Маслоу

9. 3. Л. Фестингер

-3. 4. Г. Салливен

 

34. Какое из утверждений верно описывает содержание понятия «диссимуляция»:

-3. 1. Симуляция больным объективно существующе­го у него заболевания

-3. 2. Диссоциированная симуляция двух взаимоис­ключающих симптомов или болезней

-3. 3. Предиспозиция к симулятивному поведению

9. 4. Поведение, определяемое стремлением скрыть или отвергнуть

35. Какое из понятий обозначает возникновение при­влекательности одного человека для другого:

-3. 1. Эмпатия

-3. 2. Инсайт

-3. 3. Контаминация

9. 4. Аттракция

 

36. Какое из четырех утверждений верно передает содер­жание понятия «психологический барьер»:

-3. 1. Внезапная блокада актуальных мотиваций

-3. 2. Невротический комплекс фобии активности

-3. 3. Пассивность в ситуации, требующей моби­лизации сил

9. 4. Психическое состояние, проявляющееся как неадекватная

заторможенность, препятствующая выполнению определенных

действий

 

37. Какой из терминов обозначает взаимное непони­мание людей вследствие того, что одни и те же явле­ния или высказывания имеют для них разный смысл:

-3. 1. Когнитивный диссонанс

9. 2. Смысловой барьер

-3. 3. Экзистенциальный вакуум

-3. 4. Апперцептивная диссоциация

38. Первым, кто признал, что развитие человека продол­жается и во взрослом возрасте, был:

-3. 1. Э. Эриксон

-3. 2. Ж. Пиаже

-3. 3. 3. Фрейд

9. 4. К. Юнг

 

39. Выберите пункт, в котором указаны исследователи, полагавшие, что человеческое поведение мотивируется потребностями:

-3. 1. И.П. Павлов и Б. Скиннер

9. 2. А. Маслоу и Г. Мюррей

-3. 3. Ф. Перлз и К. Роджерс

-3. 4. А. Маслоу и В. Сатир

 

40. Кто из названных ученых сформулировал первую пси­хологическую теорию психических расстройств:

-3. 1. А. Адлер

-3. 2. В.М. Бехтерев

-3. 3. И.М. Сеченов

9. 4. 3. Фрейд

 

41. Кому принадлежит взгляд на эмоции как на способ понимания и «превращения» мира:

-3. 1. 3. Фрейду

-3. 2. У. Джемсу

-3. 3. П. Жане

9. 4. Ж.-П. Сартру

 

42. Понятие «жизненный путь» в отечественную психо­логию введено:

-3. 1. С.Л. Рубинштейном

-3. 2. С.Я. Рубинштейн

-3. 3. А. Р. Лурия

9. 4. А.Н. Леонтьевым

43. Кто из названных ученых был одним из первых, об­ратившихся к изучению подсознательных процессов:

9. 1. У.Джемс

-3. 2. Э. Вебер

-3. 3. А.Н. Бернштейн

-3. 4. 3. Фрейд

 

44. В отечественной психологии систематическое изуче­ние неосознаваемой установки связано прежде всего с именем:

-4. 1. Ф.В. Бассина

9. 2. Д.Н. Узнадзе

-5. 3. В.М. Бехтерева

 

45. Кто является автором теории функциональных систем:

-3. 1. Н.А. Бернштейн

-3. 2. А.А. Ухтомский

-3. 3. И.М. Сеченов

9. 4. П.К.Анохин

46. Как называется способность и процесс предвидения развития событий, явлений, результатов действий:

-3. 1. Апперцепция

-3. 2. Апрозексия

-3. 3. Пререквизиция

9. 4. Антиципация

 

47. С точки зрения антропоморфизма всему живому при­сущи те же психические способности и свойства, что и человеку, тогда как антропопсихизм:

-4. 1. Предполагает идентичность психических способ­ностей и свойств всего

живого, включая человека

9. 2. Утверждает, что психика — уникальная прерога­тива человека, а

остальные представители жи­вой природы — «животные автоматы»

-5. 3. Допускает, что человека отличает от остальных представителей живой

природы лишь сознание

 

48. Какое из приведенных утверждений является описа­нием понятия «апперцепция»:

-3. 1. Индивидуально-стабильный в течение жизни параметр восприятия

-3. 2. Процесс интеграции воспринимаемых характе­ристик

-3. 3. Восприятие на уровне простых ощущений

9. 4. Свойство восприятия, отражающее зависимость восприятия от

прошлого опыта, общего содер­жания психической деятельности и

индивиду­альных свойств

49. Какой из приведенных терминов обозначает выделе­ние признаков изучаемого объекта с отвлечением от остальных признаков, результатом чего выступает построение умственного продукта (понятия, модели, теории и т. д.):

-3. 1. Анализ

-3. 2. Синтез

9. 3. Абстракция

-3. 4. Интеграция

50. Концепция личности как совокупности субъектив­ных отношений к себе, другим и миру была выдвинута:

9. 1. А.Ф. Лазурским

-3. 2. В.М. Бехтеревым

-3. 3. А.В. Петровским

-3. 4. Э. Кречмером

 

51. Какое из приводимых понятий описывает сущность научного метода:

-3. 1. Субъективность

9. 2. Объективность

-3. 3. Мистицизм

-3. 4. Спецификация

52. Какое из приводимых понятий соответствует «Рsyche» у древних греков:

-3. 1. Нервная система

9. 2. Душа

-3. 3. Психика

-3. 4. Сознание

53.Кто из греческих философов полагал, что разум зави­сит от природы огня в душе:

9. I. Гален

-3. 2. Сократ

-3. 3. Гераклит

-3. 4. Пифагор

54. Какое утверждение верно описывает понятие уста­новки по Д.Н. Узнадзе:

-3. 1. Личностный паттерн, определяющий поведение

-3. 2. Неосознаваемый мотив деятельности

9. 3. Готовность организма или субъекта к соверше­нию определенного действия или реагированию в определенном направлении

-3. 4. Структурный план поведения в заданной ситуации

55. С именем какого французского врача связана «система нестеснения» душевнобольных:

9. 1. Ж. Эскироль

-4. 2. Ф. Пинель

-5. 3. Ж. Итар

 

56. Ученый, который впервые ввел понятия о ремиссиях и интермиссиях:

-3. 1. Ж. Эскироль

9. 2. Ф. Пинель

-3. 3. У. Куллен

-3. 4. Б. Морель

 

57. Различие психопатологии и патопсихологии с выделением патопсихологии как психологической дисциплины произошло:

-3. 1. В середине XIX века

-3. 2. В конце XIX века

9. 3. В начале ХХ века

-3. 4. В 30-40 годах ХХ века

58. Как называется область психологии, исследующая от­ношения между криминальным поведением и психоло­гическими особенностями:

-3. 1. Психопатология

9. 2. Судебная психология

-3. 3. Юридическая психология

-3. 4. Криминология

59. В каком пункте верно определяются элементы кон­цепции личности, в основе которой лежат работы К. Юнга:

-3. 1. Коллективное бессознательное

-3. 2. Индивидуация

-3. 3. Интро-экстраверсия

9. 4. Все перечисленные

 

60. Какой подход характеризует современную тенденцию понимания и лечения психических расстройств:

-3. 1. Личностно-центрированный подход

-3. 2. Психодинамическая теория

-3. 3. Теория объектных отношений

9. 4. Комбинация различных подходов и теорий

61.По мнению К.Ясперса, признаком психогенного заболевания является следующее, кроме:

-3. 1. возникновение расстройства непосредственно после действия психотравмы

-3. 2.отражение психотравмы в клинических проявлениях болезни

-3. 3. выздоровление после разрешения психотравмирующей ситуации

9. 4. кататонический синдром

 

62. Разноплановость мышления и искажение процессов обобщения имеет место при:

-3. 1. эпилепсии

-3. 2. депрессии

9. 3. шизофрении

-3. 4. олигофрении

 

63. Корсаковский синдром преимущественно имеет место при....

-3. 1. Эпилепсии

-3. 2. Неврозах

-3. 3. Депрессиях

9. 4. Алкоголизме

 

64. Какое из утверждений верно описывает назначение теста С. Розенцвейга:

-3. 1. Выявление агрессивных реакций на стресс

-3. 2. Определение уровня стрессоустойчивости

9. 3. Определение типов реагирования на фрустрацию

-3. 4. Диагностика клинических типов агрессивности

 

65. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:

-3. 1. Изучение групповой динамики

9. 2. Изучение взаимоотношений в семье

-3. 3. Изучение ролевых идентификаций личности

-3. 4. Изучение социальной конфликтности

66. Какое из утверждений является определением пато­психологии:

-3. 1. Психология переживания болезни

-3. 2. Раздел общей психологии, изучающий влияние ценностных установок

на совладание с болезнью

-3. 3. Экспериментальная психометрия

9. 4. Раздел медицинской психологии, изучающий за­кономерности распада психической деятельнос­ти и свойств личности в условиях болезни

67. Какая из перечисленных нейропсихологических проб НЕ используется для исследования зрительных агнозий:

-3. 1. Перечеркнутые фигуры

-3. 2. Зашумленные фигуры

9. 3. Конструирование фигур из частей

-3. 4. Срисовывание фигур

 

68. Какое из перечисленных нарушений НЕ входит в синдром сенсорной афазии:

-3. 1. Расстройство понимания речи

-3. 2. Расстройство называния предметов

-3. 3. Расстройство экспрессивной речи

9. 4. Грубые расстройства чтения

 

69. Опытные врачи знают, что лучший способ активи­ровать речевую деятельность у больного с лобным синд­ромом:

-3. 1. Заговорить с ним шепотом

9. 2. Задать вопрос его соседу по палате

-3. 3. Заинтересовать больного темой

-3. 4. Использовать фактор внезапности

 

70. В каком из указанных случаев чаще возникают нару­шения «схемы тела»:

9. 1. Поражение правого полушария

-3. 2. Поражение левого полушария

-3. 3. Одинаково часто при поражениях правого и ле­вого полушарий

-3. 4. При поражении ствола мозга

 

71. Для больных с поражениями какой из указанных локализаций характерна речевая аспонтанность — отсут­ствие спонтанных высказываний и пассивно-однослож­ная диалогическая речь:

-3. 1. Височные поражения

9. 2. Лобный синдром

-3. 3. Лимбические расстройства

-3. 4. Дефекты мозолистого тела

72. Афазия и нарушения выполнения сложных вербаль­ных задач вследствие повреждения левого полушария возникают:

9. 1. Чаще у мужчин, чем у женщин

-4. 2. Чаще у женщин, чем у мужчин

-5. 3. Одинаково часто у мужчин и женщин

73. Какой из перечисленных методов наиболее эффек­тивен для изучения причинно-следственных отношений:

-3. 1. Включенное наблюдение

-3. 2. Корреляционный анализ

-3. 3. Клинический

9. 4. Экспериментальный

 

74. Какое из приведенных заключений является кор­ректным, если результаты исследования показали, что Коэффициент корреляции между курением и раком языка составляет +0,85:

9. 1. Курение вызывает рак языка

-3. 2. Существует достоверная связь между раком язы­ка и курением

-3. 3. Люди с раком языка курят

-3. 4. У тех, кто не курит, не будет рака языка

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-5 КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Оренбург 2009 г.

Автор:Антохин Е.Ю., к.м.н., асс..

Общая редакция заведующего кафедрой психиатрии, нарологии, психотерапии и клинической психологии ФППС д.м.н., проф. В.А. Деречи.

 

В руководстве изложен алгоритм действий студентов во время самостоятельной подготовки к практическому занятию и его выполнению. Особое внимание уделяется решению практической задачи – обследованию и описанию больных, освоению основных этапов экспериментально-психологического исследования (ЭПИ), овладению навыком самостоятельного составления заключения по данным ЭПИ.

Предназначено для студентов 4-5 курсов факультета клинической психологии.

 

 

Рецензенты:

Т.В.Соколовская к.п.н., доцент кафедры медицинской психологии ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава

Л.Т. Баранская к.п.н., доцент, зав.кафедрой клинической психологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им.А.М.Горького»

 

 

Утверждено на заседании Центральным координационным учебно-методическим советом ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее руководство имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при самостоятельной подготовке по предмету.

Один из важнейших принципов современной дидактики состоит в том, что порядок и способы познавательных действий должны быть хорошо известны самому учащемуся. Он должен знать:

  1. какие навыки и знания, на каких этапах и в каком объеме он должен приобретать;
  2. каков должен быть конечный результат обучения на каждом этапе и в конце обучения;
  3. каков характер его активной деятельности;
  4. какие источники информации, инструкции, какое оборудование нужны для выполнения практической задачи;
  5. в чем состоит контроль и самоконтроль над его действиями и знаниями.

Главное — руководство должно определить, в чем состоит практическая задача, как студент должен ее выполнить, предоставить ему подробные планы и инструкции к обследованию и описанию больных, методике составления заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

В руководстве определены конкретные действия, позволяющие контролировать выполнение заданий, усвоение материала занятия: овладение методиками патопсихологической диагностики, составление заключения по данным ЭПИ с выделением патопсихологического симптомокомлекса. Практическая задача — главное в побуждении учащегося к собственной активности в мотивационной стороне занятия, от которой в большей мере зависит его обучающий потенциал.

В соответствии с требованиями современной вузовской педагогики выделены учебные элементы для лучшего усвоения информации при подготовке к занятию и во время него. Они могут использоваться для контроля и самоконтроля. Также для этого и для «тренировки» служат тестовые («программированные») задания разных уровней и диагностические задачи — образцы заключений по данным ЭПИ, по которым нужно сделать выводы. Эти заключения могут помочь студентам (как образец) в описании больных.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

 

Лекция № 1 Предмет специализации по патопсихологии, его связь с психологическими и медицинскими дисциплинами. Современное состояние мировой и отечественной патопсихологии. Понятие об экспериментально-психологическом исследовании.

Определение предмета патопсихологии. Психологические основы психической деятельности. Исследования нарушений психики в современной отечественной и зарубежной психологии. Основные тенденции. Деонтологический аспект деятельности патопсихолога. Экспериментально-психологическое исследование: формулировка цели и задач, основные этапы. Понятие о психологическом анамнезе, его сходство и отличие с медицинским анамнезом.

 

 

Лекция № 2 Уровнииерархии мозговых процессов.Патопсихологические симптомокомплексы.

Понятие симптома, синдрома, нозологической единицы в клинике. Уровни иерархии мозговых процессов. (патобиологический, физиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический). Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами. Понятие о регистр-синдромах – патопсихологических симптомокомплексах (шизофренический, аффективно-эндогенный, олигофренический, экзогенно-органический, эндогенно-органический, личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический).

 

Лекция № 3 Патоформирующие и патопротекторные факторы развития психических расстройств.

Определение патоформирующих и патопротекторных факторов. Этиопатогенетические механизмы психических расстройств. Основные зарубежные и отечественные представления о механизмах психологической защиты и копинг-поведении (З.Фройд, А.Фройд, Р. Лазарус, Е.Хэйм, Г. Келлерман, Р.Плутчик, Ф.В.Бассин, Д.Н. Узнадзе). Методы диагностики механизмов психологической защиты и копинг-поведения.

 

Лекция № 4 Шизофренический симптомокомплекс.

Определение шизофрении, основные клинические проявления, классификация. Понятие шизофренического симптомокомлекса: нарушения мнестико-интеллектуальной деятельности, продуктивные и негативные симптомы, понятие о нейрокогнитивном дефиците. Первый психотический эпизод: особенности тактики диагностики. Патопсихологические методы диагностики нарушений шизофренического спектра.

 

Лекция № 5 Аффективно-эндогенный симптомокомплекс.

Развитие представлений об аффективных расстройствах, современные данные о механизмах развития аффективных расстройств (патобиологические, физиологические, пато- и нейропсихологические, психопатологические). Понятие аффективно-эндогенного симптомокомп-лекса. Патопсихологические методы диагностики аффективно-эндогенного симптомокомплекса.

 

Лекция № 6 Олигофренический, экзогенно-органический, эндогенно-органический симптомокомплексы.

Понятие слабоумия, психоорганического синдрома. Врождённое и приобретённое слабоумие. Степени олигофрении их патопсихологическая оценка. Понятие «зоны потенциального развития». Глобарная и лакунарная деменция. Сходство и дифференциация органических симптомокомплексов. Методы патопсихологической диагностики органических симптомокомплексов.

 

Лекция № 7 Личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический симптомокомлексы.

Определение личности. Роль личности в развитии патологии. Основные данные о психопатологии с ведущей ролью личности (психопатии, невротические расстройства, реактивные психозы). Методы исследования личности. Особенности анализа полученных данных исследования личности в процессе экспериментально-психологического исследования при личностно-аномальном, психогенных симптомокомплексах.

Лекция № 8 Клинический психолог в реабилитационном процессе.

Понятие реабилитации. Принципы и этапы реабилитации. Психосоциальная реабилитация и психосоциальная терапия. Групповая работа с психически больными. Психообразование. Тренинги когнитивных и социальных навыков. Семейная терапия. Понятие о стигматизации и самостигматизации. Полипрофессиональная бригада, роль клинического психолога. Методы психологической оценки реабилитационного потенциала, эффективности терапии.

 

Указания студентам о работе с больными в психиатрической больнице

(К 1 и всем другим занятиям)

1. При работе с детьми проявлять максимальную приветливость, стараясь расположить к себе ребенка. Если разговор с ребенком не удается, нельзя считать, что его исследование невозможно; необходимо наблюдать за его поведением, справиться о его поведении у персонала.

2. Необходимо быть вежливым с больными, независимо от их поведения, ко всем взрослым больным следует обращаться на «Вы», называя их по имени и отчеству.

3. Беседовать с больными в серьезном, неторопливым тоне. Не вышучивать высказывания больных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.

4. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы с ним, если больной отвлекается, следует (не допуская резкости) направлять разговор в нужную сторону.

5. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, касающиеся их болезни, режима, выписки, отношений с родственниками и другими людьми. При необходимости адресовать его к лечащему врачу.

6. Не вести в присутствии больного разговоров на медицинские темы, особенно относящиеся к его болезни.

7. Не обманывать больных. Воздерживаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыполнимых обещаний.

8. Следить, чтобы больной после обследований не остался без надзора. Побеседовав с ним, передавать его дежурному санитару. Не уводить больных из отделения без ведома персонала. Не оставлять открытыми двери отделения.

9. Не выполнять без ведома врача просьб больного: не передавать письма, вещи, не сообщать посетителям каких-либо сведений.

10. Не оставлять ничего в отделении, в частности, лезвий от бритв, булавок и т.п.

11. В тех случаях, когда предоставляется возможность беседы с родственниками, не следует им сообщать медицинские данные и свои суждения о болезни.

 

Порядок работы на практических занятиях и подготовки к ним

Для специализации по патопсихологии учебным планом предусмотрено часа практических занятий и часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. На каждое занятие при цикловой системе отведено по 4 часа, всего их 31. Предварительная подготовка к занятиям должна обеспечить знания, необходимые для работы с больными. Если в процессе контроля (дооперационного) будет обнаружена неподготовленность студента к работе с больным, он не допускается к занятию и может выполнить практическую задачу (после предварительного опроса дежурным ассистентом), работая с больным индивидуальным порядком в вечерние часы.

Объем нужной информации определен в инструкции к каждому занятию. Там указаны страницы учебников и пособий, где сообщаются основные сведения, которые нужно приобрести до занятия, набор вопросов для подготовки к занятиям.

Каждое занятие начинается с контроля исходной информации в течение 15‑20 минут. Устным опросом выясняется знание учебных вопросов (по выбору преподавателя, главным образом, новых понятий). На первом занятии в дооперационный контроль (исходной информации) входят также проверка осведомленности студентов о порядке работы на занятиях и подготовки к ним, т.е. знания основных сведений, изложенных в настоящем разделе инструкции.

Операционная часть каждого практического занятия занимает 40-50 минут и состоит в обследовании больного. Студенту надлежит описать состояние больного, сосредоточившись на тех проявлениях, которые относятся к расстройствам, выявляемых методиками, изучаемыми на данном занятии.

Студент, который допущен после дооперационного контроля к выполнению практической задачи, на каждом из занятий обследует нового больного. На двух студентов обычно дается один больной – один из кураторов ведет расспрос, а другой — делает записи; на следующем занятии они меняются ролями. Описание данных полученных в исследовании — основной способ отчета в выполнении практической задачи по данным приводимых заключений; преподаватель должен сделать заключение о нем после демонстрации больного.

В ходе обследования больных осуществляются контроль: а) пооперационный, дающий необходимую информацию студентам о правильности их действий путем непосредственного наблюдения преподавателя за их работой; б) взаимный контроль работающих вдвоем студентов; в) взаимоконтроль и контроль преподавателя в ходе коллективного обсуждения записей исследования и демонстрации больных.

Демонстрация курируемых больных, обсуждение выявленных при ней данных и описание исследования, занимает большую часть второй половины каждого занятия. Данные исследования зачитывается вслух одним из кураторов, другой демонстрирует больного всей группе. Остальные студенты под руководством преподавателя устанавливают правильность описания, его полноту, соответствие заключения о симптомах и синдроме состояния больного. На занятии разбираются 2 больных. Недостаток «типичных» больных для курации (в связи с малым количеством их в стационаре и других учреждениях) на отдельных занятиях приходится возмещать работой с «моделями» - видеофильмами и магнитофонными записями речи больных, историями болезни в типовых задачах по заключениям к каждому занятию.

На работу с «моделями» отводятся те же 30-40 минут, что и с больными. Отчет состоит в письменной характеристике особенностей патопсихологического статуса больного, определении симптомов и синдрома у больного по видеофильму, а при решении текстуальных задач — в подробных ответах на все вопросы к задаче. Так же во второй половине занятия проводится обсуждение выполненных на «моделях» заданий (наряду с демонстрацией исследованных обычным порядком больных).

Практические занятия предусматривают изучение не всей программы. Ряд вопросов ее осваивается при самостоятельном чтении литературы, работы в процессе подготовки реферативных сообщений (темы для внеаудиторной самостоятельной работы студента). В пособии приведена также литература для более углубленного изучения патопсихологии.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.224 с.)