Система заинтересованных сторон в охране окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система заинтересованных сторон в охране окружающей среды



Экологический менеджмент

1. Предпосылки возникновения, понятие и принципы экологического менеджмента как самостоятельного вида деятельности.

Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.

Являясь общеэкономической наукой, экологический менеджмент применяет данные конкретных экономических наук, а также естественных наук — геологии, биологии, почвоведения, лесоведения, метеорологии, демографии и других наук, их выводы и положения, которые необходимы для обоснования наиболее эффективных методов использования условий и ресурсов природы.

Экологический менеджмент имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране в настоящее время экологический менеджмент призван давать конкретные рекомендации по различным путям использования природных ресурсов.

В более широком смысле экологический менеджмент должен способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике концепции экстенсивного экономического роста, лежавшей в основе развития системы мирового хозяйства и базировавшейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.

Экологический менеджмент тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экологического менеджмента способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.

Объективные предпосылки формирования экологического менеджмента в основном ассоциируются с общественно-трудовой и индивидуальной деятельностью, которая является одним из существенных факторов воздействия на окружающую среду, ее изменения в эпоху научно-технического прогресса.

Общественные и индивидуальные формы труда — основа формирования сущности экономики природопользования. В этой связи важно рассматривать специфические природные ресурсы, ландшафты, биогеоценозы и т.п., которые в основе своей не имеют формы товара, что затрудняет развитие хозрасчетных отношений между отраслями народного хозяйства.

Использование природных ресурсов в должно быть в целом таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Надо наиболее эффективно применять имеющиеся виды сырья и энергии. Их изъятие должно быть бережным, чтобы не переступать определенных границ, после которых становится невозможным самовосстановление ресурсов. Для этого необходима всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному, хозяйственному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии 'и сокращения выбросов, а с другой—всемерной очистки от загрязнения, сведения к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.

Общественное производство, да и многие другие виды деятельности людей создают все большую нагрузку на природу. Необходимо ее всемерно ограничить. Это зависит от природоохранной деятельности общества. Современный человек в состоянии распоряжаться природой в интересах общества. Он бессилен только против таких стихийных сил и явлений природы, как землетрясения, извержения, наводнения. Но и тут многое зависит от своевременного учета опасности этих природных явлений и в соответствии с ними принятия особых мер при возведении сооружений, строительстве дамб, защищающих от наводнений, от возможных потоков лавы и т.д.

В Процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению.

Экологический менеджмент должен учитывать эти противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами, т.е. вносить диалектический характер.

 

Система заинтересованных сторон в охране окружающей среды

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ – общественные группы или любые части общества влияющие на предприятие в связи с целями сохранения природной среды.

3 группы заинтересованных сторон:

I. Категория групп имеющих финансовый интерес (акционеры, инвесторы, персонал предприятия, поставщики и потребители)

 

II. Категория групп представляющая интересы устойчивого развития (правительство, контролирующие органы, научно-образовательные организации) внедрение новых технологий, систем оценки.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ СПОСОБСТВУЕТ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

ВСЛЕДСТВИЕ:

1. Ориентация на потребности рынка природопользования

2. Ориентация на запросы общества по качеству О.С.

3. Стремление к увеличению эффективности производства

4. Корректировки целей техногенного развития с учетом технологических интересов

5. Использование современных технологий, методов управления и современной информационной базы.

 

III. Категория групп имеющие финансовые интересы (региональная власть, органы местного самоуправления, СМИ, органы охраны О.С.). Эта категория находится м/у финансовой категорией и категорией устойчивого развития.

 

Экологическая сертификация, ее роль в системе охраны природы в Российской Федерации.

Орган по сертификации

· Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитован­ные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Система сертификации

· Система, имеющая свои правила по процедурам и управлению для прове­дения оценки, результатом которой являются выдача документа о сертифи­кации.

Сертификация

· Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соот­ветствия

объектов требованиям технических регламентов, положениям стан­дартов или

условиям договоров.

Документ о сертификации

· Документ, указывающий, что СЭМ организации соответствует требованиям указанного стандарта СЭМ и любой дополнительной документации, требу­емой в рамках системы.

Для всех заинтересованных сторон важна результативность деятельности организации в отношении обраще­ния с ресурсами, предотвращения воздействия на окружающую среду, экологи­ческие характеристики продуктов и услуг и т.п. Наличие сертификата соответствия требованиям стандарта ISO 14001 само по себе не является гарантией ни соответствия требованиям природоохранного законодательства, ни активной деятельности по охране окружающей среды, ни безопасности продукции или производства для окружающей среды.

9. Взаимодействие государственных органов и предприятий по снижению воздействия на ОС, пример Томской области.

На пути развития деятельности в области экологического аудита специалисты Томской области фактически прошли все этапы, характерные для многих российских и зарубежных организаций. Отличительной чертой этого процесса стало осознание на самых ранних этапах деятельности того обстоятельства, что наибольшую значимость, эффективность и результативность экологический аудит приобретает именно как инструмент менеджмента, как внутренний инструмент руководства предприятия, позволяющий четко идентифицировать проблемы и возможности, ранжировать их по приоритетам, подготовить рекомендации по развитию деятельности по минимизации воздействия.

При этом в проекты, посвященные развитию экологического менеджмента и аудита, активно вовлечены общественные организации области, среди которых следует отметить Томскую экологическую студенческую инспекцию и НКО «Роза ветров».

Полностью реализовав все представившиеся возможности по подготовке специалистов предприятий, образовательных учреждений, консультационных компаний в области экологического менеджмента и аудита, специалисты государственных органов Томской области дистанцировались от практической деятельности в этой области, ограничив свое влияние информационной и методологической поддержкой, а также разработкой системы мотивации предприятий, основанной на индивидуальном подходе, исходя из уровня экологической деятельности самого предприятия (см. рис.).

Жесткие меры по контролю и частые инспекции составляют основу работы природоохранных органов с теми предприятиями, которые фактически отказываются рассматривать соответствие экологическим нормативам как неотъемлемый аспект своей деятельности (1).

Регулярная работа и периодические инспекции, проводимые по плану, применяются в отношении большинства предприятий, которые стремятся к формальному соответствию основным требованиям, не проявляя какой-либо инициативы (2).

Более открытые предприятия, проявляющие определенную инициативу и интерес к таким подходам, как предотвращение загрязнения, более чистое производство, системы экологического менеджмента (3), пользуются поддержкой природоохранных органов. Предприятия, относящиеся к данной категории, поощряются к проведению внутренних экологических аудитов, определению приоритетных экологических аспектов и воздействий, разработке соответствующих программ, получая при этом методическую поддержку.

Так, при проведении инициативного экологического аудита и предоставлении руководством предприятия специально уполномоченным органам обоснованной программы, направленной на снижение воздействия на окружающую среду, предприятие может воспользоваться следующими льготами:

· исключение хозяйствующего субъекта в текущем году из плана проведения проверок государственной экологической инспекции на срок проведения запланированных мероприятий, но не более года;

· первоочередное рассмотрение заявок хозяйствующего субъекта на финансирование природоохранных мероприятий при их поступлении в экологический фонд Томской области.

Кроме того, проявляющие инициативу компании имеют возможность получить консультации экспертов международного класса, провести предварительную экологическую оценку и подготовить своих специалистов для внедрения систем экологического менеджмента в рамках выполнения различных международных проектов, осуществляющихся на территории области при поддержке Министерства международного развития Великобритании, Агентства США по международному развитию, Министерства международных дел Королевства Нидерландов, Европейского Союза и др. Кроме того, в большинстве случаев предприятия способны получить непосредственный экономический эффект от выполнения экологических программ за счет снижения потерь, более рационального использования ресурсов. Такой подход, основанный на интеграции экологических аспектов с основными производственными приоритетами и целями предприятия, получает все большее распространение в Томской и ряде других областей при участии российских и зарубежных экспертов.

Наконец, предприятия, внедряющие системы экологического менеджмента, осуществляющие программы предотвращения загрязнений, становятся признанными экологическими лидерами (4). Они активно сотрудничают с природоохранными органами и общественными организациями региона, являясь примером, а также площадкой для обучения специалистов других предприятий, как правило, относящихся к предыдущей категории (проявляющих инициативу).

Большое внимание в Томской области уделяется подготовке специалистов-аудиторов. На сегодня 10 специалистов имеют сертификаты о прохождении обучения на международных курсах по СЭМ в ECUS (Environmental Consultancy University of Sheffield, Великобритания) - организации, аккредитованной EARA как центр обучения аудиторов-экологов. Два аудитора-эколога Томской области внесены в Международный регистр аудиторов-экологов (EARA/IEMA). Это руководители 2-х независимых организаций, получивших лицензию на проведение ЭА: А.Березин (заместитель директора СИБРОП), Н.Лаптев (директор Центра экологической и радиационной безопасности). Благодаря налаженному сотрудничеству с международными организациями в области ЭА и СЭМ подготовлены документы и поданы в международный институт экологического менеджмента IEMA (Великобритания) заявки на регистрацию еще семи аудиторов-экологов, среди которых представители промышленных предприятий, общественных и независимых организаций. Эти специалисты прошли обучение на международных курсах по ЭА и СЭМ и имеют опыт проведения ЭА на промышленных предприятий таких отраслей, как инструментальная, пищевая, машиностроительная, на предприятиях нефтедобывающего комплекса.

Специалисты Томской области приглашаются в качестве консультантов в другие регионы страны. Фактически, Томская область стала полигоном для апробации современных рыночных инструментов экологического регулирования с последующим тиражированием опыта в другие регионы России.

Вопросам согласованного развития систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента и аудита серьезно занимается Томский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации. В Совете качества при губернаторе области активно работает экологическая секция. Такая ситуация является свидетельством того, что системы экологического менеджмента рассматриваются как неотъемлемый компонент менеджмента организаций в целом. В Томской области реализуются зарекомендовавшие себя на международном уровне подходы предотвращения воздействия, его снижения на протяжении всего жизненного цикла продукции, внедрения принципов более чистого производства. От превалировавших в прошлом идей «конца трубы» и «абсолютно эффективных очистных сооружений» мы перешли к интегрированию экологических целей и задач в общую систему приоритетов развития экономики региона.

Как было показано на практике за последние два года, эта деятельность способствует также развитию систем менеджмента качества, улучшению инвестиционного климата в целом.

Так, развивающиеся и наиболее перспективные предприятия Томской области внедрили и сертифицировались на соответствие стандарту менеджмента качества ИСО 9001(2) как российскими, так и зарубежными организациями. В связи с тем, что в международной организации по сертификации (ISO) идет работа по унификации стандартов ИСО 14001 и 9001, несколько Томских предприятий дополнительно заинтересованы в разработке и внедрении СЭМ. В 1999 году ЗАО «Сибкабель», в 2001 году ОАО «ПП Томский инструмент», предприятие нефтедобывающего комплекса НГДУ «Васюганнефть» провели, а ОАО «Томское пиво» готовится к проведению, экологические аудиты по анализу недостатков систем экологического менеджмента, то есть первоначальную экологическую оценку. Силами зарубежных, российских («Эколайн») и томских специалистов эти предприятия начали внедрять элементы СЭМ и добились успехов в процессе снижения воздействия на окружающую среду. Сотрудники этих предприятий приобрели практический опыт в этой области.

ПРОЦЕДУРА ИДЕНТИФИКАЦИИ

1. Изучение деятельности предприятия и характеристики его воздействия на О.С.

ü Стандартизованные анкеты, какое воздействие оказывается на О.С. (изучение и анализ природоохранной документации)

ü Составление и анализ схем технологических процессов и схем расположения подразделений предприятия и оборудование. Важно учитывать расположение объектов на предприятии, т.к. воздействие в одном месте может оказаться более серьезным, в другом менее – гараж, ГСМ, в зависимости от почв, уклона)

ü Составление и анализ схем материального баланса (графическое представление потоков по технологическим объектам предприятия)

ü Визуальное наблюдение за производственными процессами.

ü Мозговой штурм (когда проект подготовлен, собираются начальники цехов и проверяют правильность составления)

Возможно воздействие на О.С. вследствие аварийных ситуаций и нештатных ситуаций (очистка емкостей, выбросы с выпуском нового оборудования, аспекты связанные с ремонтом оборудования)

16. Методы выявления экологических аспектов и определения их последствий, методика оценки значимости экологических аспектов.

Значимость является относительным понятием, ее невозможно определить в абсолютных величинах. То, что важно для одной организации, может быть несущественным для другой. Оценка значимости требует применения как технического анализа, так и определения отношения организации к конкретному факту. Использование критериев должно помочь организации определить, какие экологические аспекты и связанные с ними воздействия следует считать значимыми. Разработка и применение таких критериев позволит организации обеспечить согласованность и воспроизводимость оценок значимости.

При установлении критериев значимости организации следует рассмотреть следующие вопросы:

a) экологические критерии (такие как масштаб, серьезность (жесткость) и продолжительность воздействия или тип, величина и частота проявления экологического аспекта);

b) применимые законодательные требования (такие как предельно допустимые значения выбросов и сбросов, установленные в разрешениях или регламентах и т.п.);

c) мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон (такие как мнения относительно ценностей организации, имидж в глазах общественности, шум, запахи или видимое ухудшение внешнего облика).

Критерии значимости могут быть применены или к экологическим аспектам организации, или к связанным с ними воздействиям. Экологические критерии значимости могут быть применены для определения как экологических аспектов, так и воздействий на окружающую среду, но в большинстве случаев их применяют для определения воздействий на окружающую среду.

При использовании критериев значимости организация может установить уровни (или значения) значимости, связанные с каждым из критериев, например, беря за основу сочетание реализуемости (вероятности/частоты) происходящего события и его последствия (серьезность/интенсивность). Некоторые виды количественных оценок или ранжирования могут быть использованы при определении значимости, например числовые или качественные оценки уровня риска, такие как высокий, средний, низкий или пренебрежимо малый.

Организация может проводить как раздельную оценку значимости экологических аспектов и связанных с ними воздействий, так и комбинированную оценку результатов по критериям. При этом следует установить, какие экологические аспекты будут значимыми, используя, например, пороговые значения критериев.

Для упрощения планирования организации следует актуализировать соответствующую информацию об идентифицированных экологических аспектах и о тех аспектах, которые являются значимыми. Организации следует использовать эту информацию для выявления потребностей по управлению операциями. Информацию об идентифицированных воздействиях следует также использовать в том случае, когда это необходимо. Такую информацию следует периодически анализировать и актуализировать так, чтобы ее можно было использовать при изменении обстоятельств. Для этого может быть полезно поддерживать эту информацию в виде перечня, реестра, базы данных или в другой форме.

Экологическая задача

· Детализованное требование к результативности, применяемое к организа­ции или ее частям, которое вытекает из экологических целей и которое должно быть поставлено и выполнено для того, чтобы достичь этих целей.

Экологическая программа

· Описание мер (ответственности и средств), принятых или планируемых для достижения экологических целей и задач, и сроки достижения экологичес­ких целей и задач.

Такая программа должна включать:

a) распределение ответственности за достижение целей и задач для каждой
функции и каждого уровня, в рамках орга­низации;

b) средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Если проект связан с новыми разработками и новыми или модифицирован­ными видами деятельности, продукции или услуг, то программа(ы) должна быть изменена там, где это необходимо, чтобы обеспечить применимость системы экологического менеджмента к таким проектам.

 

Коммуникации в СЭМ.

Связи взаимодействия, обмен информации.

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ:

1. Прямые связи

2. Письменные

3. На основе компьютерной системы и автоматизации

ВЫДЕЛЯЮТ:

· Вертикальные

· Горизонтальные

КРИТЕРИИ:

· Доступность

· Открытость для всех подразделений ЕСТЬ:

· Динамичность Формальная коммуникация

· Достоверность Неформальная (неофициальная форма)

· Точность

3 ВИДА КОММУНИКАЦИИ В СЭМ:

1. Административная

2. Финансовые

3. Информационные

АВАРИЙНЫЙ ПЛАН

Цель: Регламентация деятельности руководства и персонала по предотвращению и ликвидации последствий связанных с воздействием на О.С.

Элементы системы контроля аварийных ситуаций:

1. Информация об опасных материалах, используемых в производстве, их потенциальное воздействие на О.С. и меры по ликвидации воздействия.

2. Организац.меры на случай аварии и перечнь ответственных лиц за их осуществление.

3. Действия, предпринимаемые в случае различных видов аварии

4. Данные об аварийных службах предприятия, населенного пункта и региона

5. Планы передачи внутренних и внешних сообщений

6. Описание алгоритма действий в аварийных ситуациях

7. Описание системы контроля безопасности производства

 

Экологический менеджмент

1. Предпосылки возникновения, понятие и принципы экологического менеджмента как самостоятельного вида деятельности.

Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.

Являясь общеэкономической наукой, экологический менеджмент применяет данные конкретных экономических наук, а также естественных наук — геологии, биологии, почвоведения, лесоведения, метеорологии, демографии и других наук, их выводы и положения, которые необходимы для обоснования наиболее эффективных методов использования условий и ресурсов природы.

Экологический менеджмент имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране в настоящее время экологический менеджмент призван давать конкретные рекомендации по различным путям использования природных ресурсов.

В более широком смысле экологический менеджмент должен способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике концепции экстенсивного экономического роста, лежавшей в основе развития системы мирового хозяйства и базировавшейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.

Экологический менеджмент тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экологического менеджмента способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.

Объективные предпосылки формирования экологического менеджмента в основном ассоциируются с общественно-трудовой и индивидуальной деятельностью, которая является одним из существенных факторов воздействия на окружающую среду, ее изменения в эпоху научно-технического прогресса.

Общественные и индивидуальные формы труда — основа формирования сущности экономики природопользования. В этой связи важно рассматривать специфические природные ресурсы, ландшафты, биогеоценозы и т.п., которые в основе своей не имеют формы товара, что затрудняет развитие хозрасчетных отношений между отраслями народного хозяйства.

Использование природных ресурсов в должно быть в целом таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Надо наиболее эффективно применять имеющиеся виды сырья и энергии. Их изъятие должно быть бережным, чтобы не переступать определенных границ, после которых становится невозможным самовосстановление ресурсов. Для этого необходима всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному, хозяйственному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии 'и сокращения выбросов, а с другой—всемерной очистки от загрязнения, сведения к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.

Общественное производство, да и многие другие виды деятельности людей создают все большую нагрузку на природу. Необходимо ее всемерно ограничить. Это зависит от природоохранной деятельности общества. Современный человек в состоянии распоряжаться природой в интересах общества. Он бессилен только против таких стихийных сил и явлений природы, как землетрясения, извержения, наводнения. Но и тут многое зависит от своевременного учета опасности этих природных явлений и в соответствии с ними принятия особых мер при возведении сооружений, строительстве дамб, защищающих от наводнений, от возможных потоков лавы и т.д.

В Процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению.

Экологический менеджмент должен учитывать эти противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами, т.е. вносить диалектический характер.

 

Система заинтересованных сторон в охране окружающей среды

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ – общественные группы или любые части общества влияющие на предприятие в связи с целями сохранения природной среды.

3 группы заинтересованных сторон:

I. Категория групп имеющих финансовый интерес (акционеры, инвесторы, персонал предприятия, поставщики и потребители)

 

II. Категория групп представляющая интересы устойчивого развития (правительство, контролирующие органы, научно-образовательные организации) внедрение новых технологий, систем оценки.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ СПОСОБСТВУЕТ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

ВСЛЕДСТВИЕ:

1. Ориентация на потребности рынка природопользования

2. Ориентация на запросы общества по качеству О.С.

3. Стремление к увеличению эффективности производства

4. Корректировки целей техногенного развития с учетом технологических интересов

5. Использование современных технологий, методов управления и современной информационной базы.

 

III. Категория групп имеющие финансовые интересы (региональная власть, органы местного самоуправления, СМИ, органы охраны О.С.). Эта категория находится м/у финансовой категорией и категорией устойчивого развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.082 с.)