Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система международной защиты прав человека

Поиск
Название м\н организации Год образо­вания Основной правоза­щитный документ Органы, уполномо­ченные рассматри­вать вопро­сы о на­рушении прав чело­века
Организация Объединенных Наций (ООН) 1945 Всеобщая деклара­ция прав человека 1948 г. - Генеральная Ас­самблея ООН. - Третий комитет ООН (готовит про­екты резолюций по гуманитарным вопросам). - Комиссия по пра­вам человека при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС). - Комитет по кон­венциям и рекомен­дациям ЮНЕСКО. - Комитет по пра­вам человека. - Комитет по лик­видации расовой дискриминации. - Комитет против пыток. - Комитет по пра­вам ребенка
Совет Европы 1950 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. — Европей­ский суд по правам чело­века. — Комитет министров Совета Евро­пы. — Комиссар Совета Евро­пы по пра­вам человека
Организация по безопаснос­ти и сотрудни­честву в Евро­пе (ОБСЕ) 1994 (с 1973 г.- Совещание по безопас-ности и со­трудничеству в Европе) Заключи­тельный акт Совещания по безопас­ности и со­трудничест­ву в Европе 1975 г. — Наблюда­тели ОБСЕ

 

Механизмы, используе­мые м\н органами, осуществляющими контроль за со­блюдением прав человека:

1) Рассмотрение жалоб ( представляются комитету или комиссии→контрольный ор­ган выносит решение, ожидая, что соответ­ствующее государство его исполнит, хотя ника­кой правопримени­тельной процедуры для этого не существует)

2) Судебные дела. В мире только три постоянных суда осуществляют контроль над соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Международный уголовный суд (рассматривает преступле­ния против человечества)

3) Процедура представления докладов самими государствами с информацией как права человека соблюдаются на на­циональном уровне →доклады обсуж­даются (в т.ч. неправительственными организациями, которые параллельно состав­ляют свои альтернативные доклады)

 

В Европейский суд по правам человека может обра­титься любой человек гос-ва, являющегося членом Совета Европы (распространяется на граждан РФ с 1998 г.)

Правила обращения в этот суд:

— следует жаловаться лишь на нарушение прав, ох­ваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

— жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратифика­ции его страной документов о вступлении в Совет Европы + все меры и виды внутригосудар­ственной защиты должны быть им исчерпаны и др.

Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.

 

В мирное время Европейский суд по пра­вам человека - основной орган по защите этих прав.

В военное время - Международный суд ООН +возможно создание спецтрибуналов по «проблемным» странам (например, Руан­да, бывшая Югославия), которые совмещают каратель­ную и правозащитную функции.

Ныне- основные нормы м\н гуманитарного права в период вооруженных конфликтов:

ü Лица, вышедшие из строя + гражданское население имеют право на уважение к их жизни +на фи­зическую и психическую неприкосновенность.

ü Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов наси­лия. Стороны в конфликте обязаны прово­дить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

ü Запрещается убивать или наносить увечья про­тивнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

ü Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

ü Каждый имеет право на основные судебные гаран­тии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказа­ниям, жестокому или унизительному обращению.

ü Ограничивается право сторон в конфликте выбирать средства и методы ве­дения войны. Запрещается применять оружие и методы, способные причинить излишние разрушения или чрезмер­ные страдания.

НО…м\н право, даже регулируя воору­женные конфликты, провозглашает принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разре­шать любые разногласия мирными средствами.

 

XX в. – м\н право - особое внима­ние защите прав детей:

1924 г. - Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую муж­чин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития.

1945 г. - Генераль­ная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Тема 23. Правовая культура

Правовая культураособое социальное явле­ние, качественно характеризующее правовое состоя­ние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры включает:

Состояние правосознания в обществе

Действенность функционирования правовых органов и учреждений

Уровень правотворческой деятельности (правотвор­чества)

Состояние законности и прочность пра­вопорядка

Уровня правовой культурыг

Уровень и его сущность Примеры проявления
Правовая культура личности - отражает степень развития личнос­ти, выражает­ся в уровне правомер­ности ее деятельности. Включает: — правосознание чело­века; — привычку к законопос­лушанию; — правовую активность, т. е. уме­ние эффективно ис­пользовать правовые средства для дости­жения целей Знание Конститу­ции, основных прав, свобод и обязаннос­тей человека и граж­данина. Уважительное отно­шение к праву. Стремление строить свое поведение в соот­ветствии с предписа­ниями правовых норм. Готовность остано­вить правонарушение и др.
Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и граж­данской активности. Складывается из право­вой культуры отдель­ных граждан Незыблемость конс­титуц. строя. Признание верховен­ства законов. Уважение к демокра­тич. правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и до­ступность законодательства. Строгое и неуклон­ное соблюдение законности и др.

 

Правосознание (правовое сознание)совокуп­ность идей, представлений, чувств, выражающих от­ношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни и виды право­сознания.

Уровни Виды
Обыденное (эмпирическое): уровень обычного человека, который не обладает особыми позна­ниями в праве Индивидуальное: форми­руется у конкретного ин­дивида
Профессиональное: правосозна­ние юристов, которые обладают глубокими знаниями в юриспру­денции Групповое: формируется в отдельных соц. группах (например, у бю­рократов)
Научное (теоретическое): у ученых-юристов, которые на глубоком теоретиче­ском уровне анализируют право Общественное  

Позитивное правосознание формируется в том слу­чае, когда человек:

признает необходимость права;

соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

уважительно относится к правам других.

 

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, это лишь часть общественного созна­ния.

 

Правовая культура включает в себя как духовные характеристики (правосознание), так и материальные составляющие пра­ва — юридические учреждения, их организацию, от­ношения.

 

Уровень развития право­творчества и состояние законности и правопорядка - два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во мно­гом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятель­ность)специальный вид деятельности компетент­ных органов государства, в ходе которой они устанав­ливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

Виды правотворчества в зависимости от субъектов
Непосредственное правотворчество народа (референдум) Правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительст­ва и др.) Правотворчество отдельных должностных лиц (Президен­та, губерна­тора и др.) Правотворчество организаций, учреждений, предприятий

Законотворческая деятельность (законотворче­ство)правотворческая деятельность высших представительных органовпарламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юриди­ческой силызаконы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

Законностьнеукоснительное исполнение за­конов и соответствующих им других правовых актов органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения этого принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

v соблюдение и уважение права;

v понимание его культурной и духовной ценности.

→ законность - важная политико-правовая ха­рактеристика общества + уровень ее показывает, на­сколько законы соответствуют правовым представлени­ям населения на данном историческом этапе + на­сколько они отвечают потребностям общества и способст­вуют его развитию.

 

Реализация принципа законности способствует ут­верждению в обществе правопорядка.

Правопорядокустановленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Критерии правопорядка:

высокий уровень соблюдения законов;

обеспечение и реализация субъективных прав;

исполнение юридич. обязанностей всеми гражданами, организациями, государств. органами.

Функции правовой культуры:

1) Познавательно-преобразовательная - теоретическое осоз­нание и обоснование необходимых меро­приятий по формиро­ванию правового го­сударства, организа­ция их проведения (например, инициативы органов гос. влас­ти или общественных организаций о внесе­нии поправок, допол­нений или изменений в зако­ны, выявление проти­воречий в системе за­конодательства)

2) Праворегулятивная - обеспечение устойчи­вого и эффективного функ­ционирования элементов правовой системы и общества в целом (например, четкие представле­ния граждан о необхо­димости соблюдения законности, о недопусти­мости нарушать свои­ми действиями права других людей)

3) Ценностно-нормативная - оценочное отноше­ние личности к цели и результатам право­вой деятельности, изучение этого отно­шения (например, реакция граждан на принятый закон, де­ятельность органов прокуратуры или ми­лиции +изуче­ние закономерностей данной реакции)

4) Правосоциализаторская - формирование право­вых качеств личности (через организацию правового просвеще­ния, правовой помо­щи, самовоспитание) – например, уроки правоведения и обществознания в школе, работа юри­дических консульта­ций, самостоятельное изучение граждана­ми правовых проб­лем, знакомство с новыми законами и т. п.

5) Коммуника­тивная - регулирование обще­ния граждан в право­вой сфере (например, наличие у граждан представления о необ­ходимости юридич. оформления сде­лок, поступления на работу и т.п.)

6) Прогностиче­ская - анализ тенденций, характерных для пра­вовой системы обще­ства (например, использование эле­ментов научного про­гнозирования и плано­мерности в законода­т. деятельности)

 

Значение правовой культуры:

Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей

Накапливает юридич. знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и регулировать отечественные и иностранные источники право­вого прогресса

Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы

ВЫВОД: правовая культура — необходимое условие созна­тельного осуществления гражданином своего долга пе­ред обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотв­ращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и пра­вопорядка, без чего невозможно построить демократиче­ское государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.007 с.)