Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вечная религия и мирская деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Однажды после полудня, почтив прасад, вайшнавы Шри Годрумы собрались в отдаленной роще на северо‑восточном берегу озера Шри Гауры. Лахири Махашая спел собравшимся песню, пробудившую в них экстатическую любовь Враджи. В этой песне были такие слова:
О, сколько игр явил здесь Господь Чайтанья, наслаждаясь обществом Адвайты и других замечательных преданных! Здесь он возносил хвалу именам Господа Кришны и танцевал. Как Господь Кришна спас змея Калию, так наш Господь спас здесь крокодила.
Когда песня была спета, вайшнавы стали обсуждать сходство между играми Господа Кришны и играми Господа Чайтаньи. Пока шло обсуждение, к преданным присоединились четверо вайшнавов из Барагачи. Они принесли свои поклоны озеру Гаура, а затем собравшимся вайшнавам. Местные вайшнавы выразили им почтение и предложили сесть. В этой отдаленной роще росло очень старое дерево баньян. Вокруг его корней вайшнавы выстроили каменный помост. Они сообщили гостям из Барагачи, что дерево почтительно называют Нитай‑бата (баньяном Господа Нитьянанды), поскольку Господь Нитьянанда любил отдыхать под его ветвями. Расположившись под любимым деревом Господа Нитьянанды, вайшнавы вели неторопливую беседу о духовной жизни. Среди преданных из Барагачи был молодой человек, желавший задать местным мудрецам вопрос, который очень интересовал его. Собравшись с духом, он спросил: «Я хотел бы задать вам вопрос, о святые мудрецы. Прошу вас, дайте мне ответ». В этой роще, в счастливом уединении жил Хари дас Бабаджи, весьма ученый человек. Он почти никогда не покидал своего жилища. Его возраст уже давно перевалил за сто лет. Очень редко Хари дас Бабаджи ходил в Прадьюмна‑кунджу, навестить бабаджи‑парамахамсу. Он своими глазами видел Господа Нитьянанду, сидящего под древним баньяном. Этот святой старец таил в душе одно сокровенное желание. Он очень хотел оставить свое бренное тело именно под этим благословенным деревом, одаренным милостью Господа Нитьянанды. Выслушав юношу, он спросил его: «Сын мой, стоит ли так беспокоиться об ответе, находясь в кругу сподвижников бабаджи‑парамахамсы?» Тогда юный вайшнав из Барагачи задал свой вопрос: «Религия вайшнавов — вечная религия. Но я хочу во всех подробностях знать, как должен вести себя по отношению к другим человек, обратившийся к вайшнавизму». Бросив взгляд на святого Вайшнава даса Бабаджи, Хари дас Бабаджи сказал: «О Вайшнава дас, ныне в Бенгалии нет никого более ученого и возвышенного, чем ты. Тебе и надлежит ответить на этот вопрос. Ты общался со Шрилой Сарасвати Госвами, тебя лично наставлял бабаджи‑парамахамса. Несомненно, ты удостоился милости Господа Чайтаньи Махапрабху». Святой Вайшнава дас Бабаджи скромно ответил: «О великий святой, ты своими глазами лицезрел Господа Нитьянанду, который является воплощением Господа Баларамы. Ты мудро обучал преданных на собраниях вайшнавов. Пожалуйста, будь так добр, даруй свои наставления и нам». Все присутствовавшие вайшнавы стали упрашивать Хари даса Бабаджи дать ответ на вопрос. Бабаджи в конце концов согласился. Предложив поклон Господу Нитьянанде, святой бабаджи начал беседу так: «Обращаясь ко всем и называя всех слугами Господа Кришны, я приношу свои поклоны каждой душе в этом материальном мире. В „Шри Чайтанья‑чаритамрите“ (Ади. 6.85) сказано:
«Все, без исключения, являются слугами Господа Кришны, но одни признают это, а другие — нет».
Эти слова святых преданных я поместил на алтарь своего сердца. Хотя каждое живое существо по природе своей является совершенным слугой Господа Кришны, под влиянием иллюзий и невежества некоторые из них не признают этого. Они составляют одну группу. Другие живые существа признают, что являются слугами Верховного Господа. Они составляют другую группу. Таким образом, души, пребывающие в материальном мире, можно разделить на две группы: те, которые отворачиваются от Господа Кришны, и те, которые стремятся приблизиться к Господу Кришне. Большинство живущих в материальном мире существ предпочитает не замечать существования Господа. Некоторые не признают вообще никакой религии. О таких людях не стоит долго говорить. Они не имеют понятия, что следует делать и чего нельзя делать. Для них конечной и единственной целью жизни является собственное счастье. Люди, признающие религию, имеют некоторое представление о том, что следует делать для обретения вечного блага. Великий вайшнав Ману оставил нам следующие слова («Шри Ману‑самхита». 6.92):
«Вот десять признаков религиозного человека: терпение, всепрощение, самообладание, честность, чистота помыслов, владение своими чувствами, знание, мудрость, правдивость, свобода от гнева».
Шесть из этих десяти качеств приносят непосредственное благо самому человеку. Эти качества таковы: терпение, самообладание, чистота помыслов, владение чувствами, знание, мудрость. Остальные четыре качества — всепрощение, честность, правдивость, свобода от гнева — приносят благо всем окружающим. В этом списке, состоящем из десяти качеств, не упомянуто преданное служение Господу Хари. Таким образом, эти признаки религиозной жизни характерны для обычных благочестивых людей. Нельзя сказать, что, неукоснительно следуя указаниям этого стиха, человек достигнет истинного блага, поскольку «Шри Вишну‑дхармоттара‑пурана» утверждает следующее: Прожить пять дней, будучи преданным Господа Вишну, намного лучше, чем прожить тысячу калп без преданности Господу Кешаве. Тех, кто не предан Господу Кришне, нельзя даже назвать людьми с полным на то основанием. Подобные люди являются животными, которые ходят на двух ногах. В «Шримад‑Бхагаватам» (2.3.19) сказано: Люди, уподобляющие себя собакам, свиньям, верблюдам и ослам, превозносят тех, кто никогда не слушает рассказов о трансцендентных играх Господа Шри Кришны, избавляющего от любого зла. Однако сейчас мы рассматриваем не этот вопрос. Вопрос заключается в том, как нашедший прибежище в преданном служении человек должен вести себя по отношению к таким людям. Об этом я и буду говорить сегодня. Людей, нашедших прибежище в преданном служении, можно разделить на три категории: каништха (преданный‑неофит), мадхьяма (преданный среднего уровня) и уттама (возвышенный преданный). Неофит не является полноценным преданным, даже если он твердо стал на путь преданного служения. «Шримад‑Бхагаватам» (11.2.47) описывает положение начинающих преданных следующими словами: Пракрита, или материалистичный преданный, не изучает шастры и не стремится по‑настоящему разобраться в принципах чистого преданного служения. Следовательно, он не способен выражать должное почтение более опытным преданным. Тем не менее, он может следовать регулирующим принципам, значение которых объяснит ему духовный учитель, и поклоняться Божествам. Пока что он находится на материальном уровне, но при этом совершает попытки совершенствоваться в преданном служении. Такого человека именуют бхакти‑прая (преданный‑неофит), или бхактабхаса, поскольку вайшнавская философия лишь в незначительной степени затронула его. Итак, человек, который поклоняется Господу в форме Божества с верой и преданностью, но при этом не поклоняется преданным Господа, считается материалистичным преданным (пракрита‑бхакта). Исходя из этого, можно сделать вывод, что вера является семенем преданного служения. С верой поклоняться Божеству Господа — значит заниматься преданным служением. Однако если человек не поклоняется преданным Господа так же, как самому Господу, его поклонение не является чистым преданным служением. Такое поклонение — лишь первый шаг по коридору, ведущему во дворец истинного преданного служения. В священных писаниях («Шримад‑Бхагаватам» 10.84.13) объясняется: Человека, который полагает, что тело, состоящее из трех элементов, является его истинной сущностью, который считает побочные продукты жизнедеятельности этого тела своими родственниками, который думает, что следует поклоняться земле, на которой он родился, и который, посещая места паломничества, лишь наскоро совершает там омовение, но не стремится встретиться с посланниками трансцендентной науки, — такого человека можно уподобить корове или ослу. Смысл этого стиха в следующем: преданное служение начинается с поклонения Божеству. Чтобы мотивировать те или иные постулаты вайшнавизма, не рекомендуется прибегать к сухой, материалистической логике, поскольку она иссушает сердце. Но так или иначе, человек должен понять, что и Божество Господа, и служение этому Божеству являются духовными. Все живые существа в материальном мире по природе своей являются духовными. Преданные Господа Кришны осознают свою духовную природу. Преданный и Господь Кришна — духовные сущности, отличающиеся друг от друга. Чтобы постичь их истинную духовную природу, нужно для начала уяснить суть взаимоотношений, существующих между материальным миром, индивидуальной душой и Господом. Человек, постигший смысл этих взаимоотношений и поклоняющийся при этом Божеству Господа и преданным Господа, действует правильно. Если человек поклоняется духовной истине, он обретает веру в писания. Человек, который поклоняется Божеству Господа, но не осознает взаимоотношений, которые связывают различные духовные сущности, обладает верой, основанной на материальных представлениях. Он уже стоит на пороге дворца преданного служения, но его служение пока не является чистым преданным служением. В священных текстах человек, стоящий на пороге дворца преданного служения, описывается так: Мудрые называют вайшнавом того, кто получил вайшнавское посвящение и с преданностью поклоняется Господу Вишну. Все остальные не являются вайшнавами. Люди, из поколения в поколение получающие от семейного жреца посвящение в мантры Вишну и поклоняющиеся Божеству Вишну по обязанности, называются неофитами (каништха). Они не являются чистыми преданными. На них пока что лежит лишь тень преданного служения. Однако даже тень преданного служения способна принести немалое благо, поскольку начинающий преданный может со временем стать преданным среднего (мадхьяма) или высшего (уттама) уровня. Но как бы там ни было, преданные, находящиеся на начальном этапе духовного продвижения, не считаются чистыми. Они могут поклоняться Божеству Господа, имея неустойчивую веру. Кроме того, они могут обладать всеми признаками благочестия, строя отношения с обычными людьми. Однако правила поведения преданных, сформулированные в писаниях, предназначены не для них. Они не могут превращать грешников в преданных. «Шримад‑Бхагаватам» (11.2.46) описывает преданных среднего уровня (мадхьяма) таким образом: Преданный второго, среднего, уровня испытывает любовь к Верховному Господу, проявляет дружелюбие ко всем преданным и питает особое милосердие к новообращенным и невежественным людям. Преданный среднего уровня не общается с теми, кто враждебен к преданному служению. Описанное в этом стихе поведение присуще тому, кто следует принципам вечной религии. В своей жизни вайшнав должен руководствоваться именно таким эталоном поведения. Если возникает необходимость, можно пользоваться и другими моделями поведения, но лишь в том случае, если они не вступают в противоречие с вышеуказанными правилами. Вайшнавы развивают взаимоотношения с четырьмя категориями живых существ: Верховной Личностью Бога, преданными, вручившими себя Господу, безобидными людьми, а также с теми, кто настроен враждебно по отношению к преданному служению. К Верховной Личности Бога преданный чувствует любовь, к преданным он относится дружелюбно, к чистосердечным людям он проявляет милосердие, а к тем, кто исполнен ненависти, он относится пренебрежительно. Рассмотрим для начала такую категорию, как любовь к Верховной Личности Бога. Преданный отдает свою любовь (прему) Верховному Господу, властелину всего сущего. Према — это чистое преданное служение. В «Шри Бхакти‑расамрита‑синдху» признаки чистого преданного служения описываются следующим образом: Нести трансцендентное преданное служение Верховному Господу, Шри Кришне следует добросовестно, не стремясь к материальной выгоде, которую приносят кармическая деятельность и философские размышления. Это и называется чистым преданным служением. Эти слова характеризуют преданное служение вайшнава среднего класса (мадхьяма), служение, которое достигает уровней экстаза (бхавы) и чистой духовной любви (премы). Поклонение Божеству Господа, совершаемое без наличия необходимых качеств, является деятельностью, характерной для преданного‑неофита. Это означает, что у преданного‑неофита не проявлены качества, необходимые для чистого преданного служения. Эти качества включают в себя равнодушие к материальной выгоде, достигаемой благодаря кармической деятельности, и сильное желание служить Верховному Господу, Шри Кришне. С того дня, как эти качества появляются в сердце человека, его можно считать преданным среднего уровня (мадхьяма). Так преданный‑материалист становится преданным более высокого уровня. Пока в его сердце не появятся эти качества, он останется материалистом. До тех пор его следует считать лишь тенью истинного преданного, тенью совершенного вайшнава. Второе качество — это дружелюбное отношение к преданным, вручившим свою жизнь Верховному Господу. Любой человек, привязанный к преданному служению, считается преданным, вручившим себя Верховной Личности Бога. Преданные‑неофиты не являются ни чистыми, ни вручившими себя Господу. Они не считают нужным уважать истинных чистых преданных. Поэтому поддерживать дружеские отношения следует лишь с преданными среднего и высшего уровня. Отвечая на вопрос вайшнава из Кулия‑грама, Шри Чайтанья Махапрабху охарактеризовал преданных всех уровней — высшего, среднего и низшего. Он объяснил, что преданные среднего и высшего уровня являются истинными вайшнавами, в то время как преданные‑новички, преданность которых не идет дальше поклонения Божеству, истинными вайшнавами пока не являются. Святое имя Господа не приходит на уста таких почитателей Божества. Имя, которое они повторяют — всего лишь тень святого имени Господа Кришны (чайя‑намабхаса). Преданным‑домохозяевам, находящимся на среднем уровне духовного развития, Господь Чайтанья Махапрабху наказал служить всем классам преданных: тем, чьи уста лишь единожды произнесли святое имя Господа, тем, чьи уста всегда произносят святое имя Господа Кришны, и тем, один лишь вид которых вдохновляет других восхвалять святое имя Господа Кришны. Не следует служить вайшнаву, который довольствуется лишь тенью святого имени Господа. Следует предлагать служение только тем вайшнавам, которые обрели сокровище чистого святого имени Господа. Я описал различные категории преданных и хочу добавить, что служение им тоже бывает разным. Под «дружелюбным отношением» подразумевается общение с вайшнавами, беседы с ними и служение им. Если человек встретит возвышенного вайшнава, ему следует поприветствовать его, выразить ему почтение, предложить ему присесть и завести с ним беседу. Не следует завидовать ему, ненавидеть его или оскорблять. Не следует относиться к нему непочтительно, даже если тело его уродливо или же он страдает какой‑либо болезнью. Третье качество — милосердие к невинным людям. Понятие «невинные люди» включает в себя категории людей, не понимающих духовную истину, сбитых с толку и глупых. Невинными людьми называются те, кому недостает знаний, кто не проникся теориями майявади, и прочих глупцов, кто не видит смысла ненавидеть преданных и преданное служение, но из‑за влияния ложного эго и ложного чувства собственности еще не обрел веры в Верховную Личность Бога. Если у человека нет веры в Бога, он относится к категории «невинных людей», будь он даже весьма учен. Новообращенного преданного, стоящего на пороге дворца преданного служения, можно классифицировать как невинного, поскольку он еще не достиг высот преданного служения и не обрел ясного понимания своих взаимоотношений с Верховной Личностью Бога. Если преданный‑неофит прилагает усилия, чтобы постичь свои взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, общается с возвышенными преданными и повторяет святое имя, он обретает положение вайшнава среднего уровня (мадхьяма). Преданный среднего уровня должен проявлять милосердие к простодушным людям. По возможности, он должен приглашать их к себе в дом, хотя этого явно недостаточно. Он должен помочь им обрести веру в чистое преданное служение и почувствовать влечение к чистому святому имени Господа. Простодушные люди, не изучавшие писаний, легко становятся жертвами общения с порочными людьми. Поэтому преданный среднего уровня должен проявлять милосердие и предоставлять этим людям возможность общаться с ним. Больной человек не способен излечить себя сам. Его должен лечить врач. Даже в том случае, если больной злится и делает глупости, врач прощает его. Подобным же образом следует прощать и невинного человека, порой совершающего неправильные поступки. У невежественного человека может быть множество ложных представлений. Он может привлекаться той частью Вед, которая зовется карма‑кандой, или же чуждыми преданному служению филисофскими системами. Он может поклоняться Божеству Господа ради исполнения всевозможных материальных желаний, может проявлять безразличие к общению с чистыми вайшнавами, или же питать чрезмерную привязанность к системе варнашрамы и тому подобное. Таким образом, он может иметь огромное множество различных заблуждений. Если благодаря милости вайшнавов и духовным наставлениям преданный‑неофит избавляется от подобных представлений, он становится преданным среднего уровня. Поклонение Божеству Господа Хари стало тем фундаментом, на котором и был воздвигнут дворец чистого преданного служения. Такой человек выбрал верное решение — он не стал следовать по пути спорящих с вайшнавизмом философий. То, что он избежал этой ошибки, означает, что в его сердце зародились семена истинной веры. Последователи майявады и прочие притворщики не проявляют ни малейшего признака истинной веры, даже поклоняясь Божеству Господа Хари. Последователи майявады и других философских систем полагают, что высший дух не имеет формы и облик Божества, которому мы поклоняемся, является всего лишь плодом нашего воображения. Могут ли такие люди искренне верить в Господа? Напрашивается вывод, что между тем поклонением, которое воздает Божеству майявади, и тем, которое воздает вайшнав, даже если он совсем неопытен, существует огромная разница. Именно по этой причине неофита, не обладающего всеми добродетелями вайшнава, все же называют «вайшнавом‑материалистом» — по крайней мере, он не является майявади. Итак, начинающий преданный все же считается вайшнавом. Со временем, благодаря милости святых наставников, он станет вайшнавом высшего класса. Это неизбежно. Благословленные милостью преданных, служение Божеству и воспевание святого имени Господа Хари, совершаемые преданным‑новичком, принесут свои плоды. Их истинная духовная сущность быстро раскроется. Четвертое качество — пренебрежение к врагам. Противники преданного служения бывают разного рода. Зависть является синонимом ненависти. Ненависть — это антоним любви. Верховный Господь — единственный достойный любви объект. Помимо любви к Богу, в материальном мире существует также ненависть к Нему. Известно пять форм проявления этой ненависти: 1) неверие в существование Верховной Личности, Бога; 2) убеждение в том, что Бог был создан живым существом; 3) отрицание того, что Бог обладает конкретной формой; 4) неверие в то, что индивидуальные души подчинены Богу; 5) отсутствие милосердия. Ослепленные ненавистью люди бесконечно далеки от чистого преданного служения. У них нет даже той зыбкой преданности, которая свойственна поклоняющимся Божеству неофитам. Как следствие, эти пять разновидностей ненависти приносят с собой привязанность к материальным чувственным наслаждениям. Иногда третий и четвертый виды ненависти побуждают человека к аскезам столь суровым, что, совершая их, он губит сам себя. Как пример можно привести жизнеописания известных санньяси‑майявади. Как должен вести себя чистый преданный по отношению к таким людям? Ответ однозначен — он должен избегать их. Однако под этим не подразумевается отказ от повседневных отношений, которые так или иначе возникают в человеческом обществе. Вайшнав обязан помочь своему врагу, если тот оказывается в опасности или какой‑нибудь нужде. У преданных‑домохозяев всегда возникает множество связей с другими людьми. Вступая в брак, он приобретает многочисленных родственников. Покупая и продавая товар, он вступает в деловые отношения с партнерами и клиентами. Являясь владельцем собственности и защитником животных, он заводит множество знакомств. Леча болезни и облегчая страдания других, он вновь вступает в определенные взаимоотношения. Царь вступает в разнообразные отношения со своими подданными, и так далее. Правило, предписывающее избегать врагов, вовсе не означает, что необходимо тотчас же прервать все эти взаимоотношения. В повседневных мирских делах можно вступать во взаимоотношения с такими людьми, но там, где дело касается духовной деятельности, их общества следует избегать. Законы кармы беспощадны, и врагом может оказаться даже член вашей собственной семьи. Означает ли это, что его нужно изгнать из дома? Нет. Следует вести себя с ним миролюбиво, избегая излишней привязанности и не разделяя его взглядов на духовную жизнь. Духовное общение подразумевает совместную духовную деятельность, беседы о духовной деятельности, помощь и служение друг другу. Слыша прославления Господа или Его преданных, человек, идущий на поводу у завистников, будет вовлечен в бессмысленный спор. Но это не принесет никому никакого блага. Поэтому избегай пустых дебатов и общайся с врагами лишь в рамках обычных мирских дел. Если же ты решишь проявить к завистнику милость и таким образом помочь ему, то, будь уверен, этим ты повредишь и себе, и ему. Если же приходится делать таким людям добро, делай это очень осторожно. Преданный среднего уровня (мадхьяма) должен действовать, согласовывая свои поступки с этими факторами. Если же преданный нарушает эти правила, он повинен в серьезном грехе. Иными словами, он избегает поведения, к которому обязывает его положение. Писания говорят об этом следующее: Тот, кто берет на себя обязанности, соответствующие его способностям, достоин похвалы, а тот, кто берет на себя больше, чем следует, заслуживает порицания. Итак, преданный среднего уровня (мадхьяма) должен заниматься чистым преданным служением, следовать указаниям писаний, любить Верховную Личность Бога, дружить с чистыми преданными, проявлять милость к невинным людям и пренебрегать теми, кто питает ненависть к Верховной Личности Бога. Большая или меньшая степень совершенства в преданном служении, достигнутая друзьями‑преданными, может способствовать развитию более или менее интенсивной дружбы с ними. Большая или меньшая степень искренности со стороны невежественных людей может определять степень оказываемой им милости. Большая или меньшая степень ненависти со стороны врагов может определять те или иные отношения с ними. Учитывая все эти различия, преданный среднего уровня должен вести себя с разными людьми по‑разному. Мирскую же деятельность следует вести честно, отводя ей второстепенное место по сравнению с духовной». Выслушав наставления святого вайшнава, Нитьянанда дас, юный преданный из Барагачи спросил: «А какой должна быть материальная деятельность описанных вами преданных?» Хари дас Бабаджи ответил: «Сын мой, на этот вопрос я не смогу дать достойного ответа. Я уже стар, память моя коротка, ум мой уже слаб, и я быстро все забываю». Хари дас был очень строгим бабаджи. Никто и никогда не находил в нем никаких недостатков. Но, услышав столь неуместный вопрос, он дал уклончивый ответ. Все были ошеломлены его словами. Хари дас снова поклонился баньяну Господа Нитьянанды и продолжил: «Когда любовь и преданность вайшнава среднего уровня (мадхьяма) возрастают, он становится возвышенным преданным (уттама). Качества возвышенного преданного описаны в „Шримад‑Бхагаватам“ (11.2.45) следующими словами: Опытный в преданном служении человек во всем видит душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он всегда видит форму Верховной Личности Бога как причину всех причин и понимает, что все сущее покоится в Нем. Возвышенный вайшнав видит, что Верховная Личность Бога любит все души, и все души, в свою очередь, любят Верховную Личность Бога. Других проявлений любви для возвышенного преданного не существует. Какая бы любовь ни жила в его сердце, она является не чем иным, как видоизменением духовной любви. Великий святой Шрила Шукадева Госвами — очень возвышенный преданный. Тем не менее, он оскорбил Камсу, назвав его «закоренелым грешником из династии Бходжи». Однако это оскорбление было порождено любовью. Предпосылкой к нему послужила духовная любовь, и в этом оскорблении не было ни капли злобы. Когда чистая любовь становится смыслом жизни человека, его почтительно называют «лучшим из преданных». Для такого вайшнава не существует различий между той или иной степенью любви, дружбы, сострадания и пренебрежения. Он не делает различий между преданными высшего, среднего и низшего уровня. Более того, для него не существует различия между преданными и непреданными. Но этот уровень доступен очень немногим. Преданный‑неофит не считает нужным служить вайшнавам, а продвинутые преданные не делят людей на вайшнавов и атеистов. Поэтому почтение и служение вайшнавам оказывают лишь преданные среднего уровня. Преданный среднего уровня должен служить трем видам вайшнавов: тем, кто хоть единожды произнес святое имя Господа Кришны, тем, кто всегда повторяет святое имя Господа Кришны, и тем, кто одним своим видом побуждает других прославлять святое имя Господа Кришны. Вайшнавам следует служить сообразно уровню их продвижения. С другой стороны, никто не имеет права судить о том, кто хороший вайшнав, а кто нет. Только весьма возвышенный вайшнав может определить это. Если вайшнав среднего уровня возьмется судить о том, кто является более возвышенным, он рискует совершить оскорбление. Господь Чайтанья намекнул на это, наставляя жителей Кулия‑грама. Все преданные среднего уровня должны относиться к словам Господа Чайтаньи даже с большим почтением, нежели к Ведам. Может возникнуть вопрос: а что есть Веды, или, другими словами, шрути? Ответ таков: Веды — это наставления Верховной Личности Бога». Сказав эти слова, Хари дас на какое‑то время замолк. Выслушав эти слова, посетитель из Барагачи спросил: «Могу ли я задать тебе еще один вопрос?» Хари дас Бабаджи ответил: «Как тебе будет угодно». Тогда юный Нитьянанда дас спросил: «Святой бабаджи, а к какой категории вайшнавов отношусь я? Являюсь ли я пока лишь вайшнавом‑неофитом, или же я достоин называться вайшнавом среднего уровня? Знаю лишь, что я уж точно не возвышенный вайшнав». Святой Хари дас Бабаджи улыбнулся и ответил: «Может ли человек, называющий себя Нитьянандой дасом, не быть возвышенным вайшнавом? Господь Нитьянанда очень милостив. Даже если Ему наносят побои, Он отвечает на них любовью. Какими словами можно восхвалить человека, который воспевает имя Господа Нитьянанды и считает себя Его слугой?» Нитьянанда дас промолвил: «И все же, уважаемый бабаджи, я хотел бы знать истину о своем положении». Хари дас Бабаджи сказал: «Сын мой, расскажи мне о себе. Если Господь Нитьянанда просветлит меня, я тебе отвечу». Нитьянанда дас рассказал такую историю: «Родился я в маленькой деревне на берегу Падмавати, в бедной и незнатной семье. Женился в юном возрасте. Порокам я не научился ни в детстве, ни в юности. Когда жена умерла, мне в голову стали приходить мысли об отречении. В Барагачи я часто встречал вайшнавов, отрекшихся от семейной жизни. Все относились к ним с уважением. Стремясь к почтению со стороны окружающих, побуждаемый ложным чувством отречения, возникшим после смерти жены, я надел одеяния отреченного вайшнава. Через какое‑то время мой ум стал беспокоить меня. У меня был друг‑вайшнав, очень славный человек. Теперь он живет во Врадже. Он давал мне хорошие советы, защищал меня и хранил чистоту моего ума. Теперь мой ум уже не стремится сбиться с верного пути. Мне нравится воспевать святые имена Господа. Я понимаю, что Верховная Личность Бога и Его святое имя — едины и полностью духовны. Согласно указаниям писаний, я соблюдаю экадаши и поливаю туласи. Если вайшнавы собираются, чтобы петь святые имена, я пою вместе с ними. Я с радостью пью нектарную воду, омывавшую стопы вайшнавов. Читаю „Шри Чайтанья‑мангалу“. Не жажду роскошной пищи и не наряжаюсь в роскошные одежды. Не люблю слушать сплетни. Видя вайшнавов, исполненных экстатической любви, я испытываю духовный экстаз и катаюсь в пыли, которой коснулись их стопы. Но несмотря на все это, в какой‑то степени я все еще стремлюсь к славе. Теперь скажите мне: к какому классу вайшнавов я отношусь? Как мне следует вести себя?» Мягко улыбаясь, Хари дас Бабаджи обратился к Вайшнава дасу: «Как ты считаешь, к какому классу относится Нитьянанда дас?» Вайшнава дас ответил: «Судя по тому, что я услышал, он уже переступил уровень неофита и стал преданным среднего уровня». Хари дас согласился: «И я тоже так думаю». Нитьянанда дас сказал: «Из уст великих святых я узнал, каково мое истинное положение. Пожалуйста, даруйте мне свою милость, которая поможет мне стать настоящим преданным». Хари дас проговорил: «Надевая одежды санньяси, ты желал материальной славы. Это недостойное желание означало, что ты все еще не осознал своего истинного положения. Но несмотря на это, милость вайшнавов принесла тебе благо». Нитьянанда дас признался: «У меня и сейчас сохранилось это стремление к славе. Иногда я думаю, что слезы в моих глазах и разные другие признаки экстатической любви дадут людям повод поклоняться мне». Хари дас посоветовал: «Тебе следует отбросить такие мысли. Не допускай подобных помыслов в свой ум. Они опасны тем, что могут разрушить твое преданное служение. Если ты позволишь им ослабить твою преданность, ты снова станешь преданным‑неофитом. Стремление к славе может очень долго и упорно терзать вайшнава — даже после того, как его сердце оставят похоть, гнев и другие пороки. Запомни — маленькая капелька искренней любви к Господу лучше, чем внушительная сцена притворной любви». Коснувшись пыли со стоп Хари даса Бабаджи, Нитьянанда дас Бабаджи сказал: «Пожалуйста, смилуйся надо мной». Хари дас тотчас же обнял его и усадил рядом с собой. Какие чудесные плоды несет прикосновение вайшнава! Слезы градом полились из глаз Нитьянанды. Он прикусил зубами травинку и сказал: «Я очень низко пал. Я негодяй!» Хари дас Бабаджи обнял его и глаза его тоже увлажнились. Какая чудесная сцена! Нитьянанда дас достиг истинной цели жизни. Через короткое время, когда остыли восторги экстатической любви, Нитьянанда дас решил, что в лице Шри Хари даса Бабаджи он нашел своего духовного учителя. Поразмыслив немного, Нитьянанда дас спросил: «Каковы первичные и вторичные аспекты преданного служения на уровне неофита?» Святой Хари дас ответил: «Два начальных аспекта служения преданного‑неофита таковы: вера в то, что форма Верховной Личности Бога вечна, и поклонение Господу в форме Божества. Вторичные аспекты служения преданного‑неофита таковы: слушание о Господе, воспевание славы Господа, памятование о Господе и множество других действий, начинающихся с поклонов Господу». Нитьянанда дас заметил: «Никто не может считаться вайшнавом, не имея веры в вечную природу формы Господа. Никто не может стать вайшнавом, не поклоняясь Господу в форме Божества. Я понимаю, почему эти два аспекта считаются основными. Однако не могу понять, почему остальные аспекты считаются второстепенными». Хари дас пояснил: «Преданный‑неофит не осознает истинной сущности чистого преданного служения. Слушание и воспевание славы Господа и другая тому подобная деятельность являются неотъемлемой частью чистого преданного служения. Однако человек, не осознающий истинной природы преданного служения, не считает их основными моментами преданного служения. В лучшем случае он считает их вторичными. Материальная природа состоит из трех аспектов: благости, страсти и невежества. Пока человек, несущий преданное служение, еще находится под воздействием материальных элементов, он считает, что перечисленные действия преданного служения второстепенны. Но когда он освобождается от влияния материальных качеств, он начинает понимать, что основными аспектами преданного служения как раз и являются действия, начинающиеся со слушания и воспевания славы Господа. Человек, достигший такого понимания, может считаться преданным среднего уровня (мадхьяма)». Нитьянанда дас спросил: «Преданный‑неофит, как правило, осквернен спекулятивными рассуждениями, кармической деятельностью и желаниями, не подобающими преданному. Почему, несмотря на все это, его все же считают преданным?» Святой Хари дас ответил: «Вера — это корень преданного служения. Человек, у которого есть вера, достоин заниматься преданным служением. Преданный‑неофит, как я уже объяснял, стоит на пороге дворца преданного служения. Слово „вера“ применительно к преданному‑неофиту означает, что он верит в реальность формы Господа. Вывод напрашивается сам собой: он достоин заниматься преданным служением». Нитьянанда дас спросил: «Когда же такой человек достигнет истинной преданности Господу?» Хари дас ответил: «Когда он полностью освободится от спекулятивных рассуждений и отрешится от кармической деятельности, когда единственным его желанием станет стремление заниматься преданным служением, когда он поймет, что почтение к гостю и почтение к вайшнаву — разные вещи; когда он захочет служить преданным, тогда он станет преданным среднего уровня (мадхьяма), который считается чистым преданным». Нитьянанда дас проговорил: «Чистое преданное служение возникает в тот самый момент, когда человек познает природу своих взаимоотношений с Господом. Но каким образом и когда он узнает об этих взаимоотношениях, которые дают ему возможность заниматься чистым преданным служением?» Святой Хари дас Бабаджи ответил: «Когда человек отрекается от философии майявады, в его сердце рождается истинное понимание природы взаимоотношений с Господом, которое, в свою очередь, дает начало чистому преданному служению». Нитьянанда дас поинтересовался: «Сколько же времени требуется для этого?» Хари дас ответил: «Человек, совершивший в прошлом много благочестивых деяний, быстро достигнет этого уровня». Нитьянанда дас спросил: «А каков первый плод, приносимый прошлыми благочестивыми деяниями?» Хари дас ответил: «Общение с преданными». Юный Нитьянанда дас вновь спросил: «А какие плоды приносит общение с преданными?» Святой Хари дас промолвил: «В „Шримад‑Бхагаватам“ (3.25.25) сказано:
«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе Его преданных приносит огромное наслаждение и слуху, и сердцу. Оно позволяет человеку мало‑помалу продвигаться по пути освобождения. Со временем человек достигает освобождения, и его влечение к Господу становится постоянным. Тогда и рождается истинная преданность и настоящее преданное служение».
Таким образом, человек, слушающий повествования о Господе Хари в обществе чистых преданных, со временем достигает веры и прочих добродетелей». Нитьянанда дас спросил: «Как же обычному человеку попасть в общество преданных?» Хари дас Бабаджи ответил: «Я уже говорил об этом. В общество пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.141.236 (0.018 с.) |