Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мани-бхумика-карма — искусство украшать полы, дворики и дорожки в саду цветной мозаикой и самоцветами.

Поиск

22. Шайя-рачанам— изготовление разных типов кроватей, ковров, кушеток, подушек, покрывал и украшений к ним.

В перечисленном выше списке ведущих видов искусства (пение, музыка, театр, изобразительное искусство и архитектура) почему-то отсутствует поэзия как специальный объект изучения. Чем это объяснить?

А) Прежде всего, конечно, синкритичностью, нерасчлененностью видов художественной деятельности на ранних этапах развития общества. Не случайно Вишвакарма считался не только покровителем всех искусств и ремесел, но и «господином речи». Гимны «Риг-веды» изобилуют такими выражениями: — «Словно плотник, мастерящий колесницы, я обрел вдохновение и сложил поэму...» Или еще: — «Так заостряйте же топоры, о поэты, которыми вы создали гимны для бессмертных».

Б) Кроме того, как отмечалось выше, термин «гитам» включает в себя кроме пения понятие литературного и поэтического творчества. По существу говоря, и гимны богам, и песни, и героический эпос «Рамаяна» и «Махабхарата» — все это поэзия.

В) И, наконец, поэзия, в частности духовные песнопения и гимны теснейшим образом связаны с религиозной ритуальной деятельностью. В Индии до сих пор существуют особые касты (бхаты), основное занятие которых сочинение и исполнение на разного рода обрядовых церемониях преданий и традиционных песнопений. При этом они выступают в роли жрецов, то есть берут на себя функции брахманов. Кстати сказать, санскритское слово «кави» (поэт) родственно лидийскому слову «каве», что значит «жрец».

Хотя поэтические тексты создавались в строгом соответствии с теорией расы, общей для всех видов искусства, есть в поэзии, специфические черты, выделившие ее впоследствии в самостоятельный вид искусства. Это особая сила поэзии, по меткому замечанию Б. Пастернака, в «таинственной и скрытой части содержания». Это нечто в индийской поэтике носит название «дхавани», что означает «намек», буквально «отзвук», «гудение». О поэме говорят, что в ней есть дхавани, когда обнаруживается некое скрытое значение помимо буквального. По мнению некоторых исследователей, способность поэзии вызывать наслаждение расой есть именно дхавани и ни что другое. Так, А.Н. Колмогоров пишет: — «Легко заметить, что раса достигается путем «выжимания» речи, представляющей собой поэзию: ведь, как известно ценители вновь и вновь смакуют одно и то же поэтическое произведение».*

Древнеиндийская поэтика развивалась под влиянием санскритских трактатов о драматическом искусстве. Но есть у нее и другие источники — грамматика и философия языка. Многие даже считают, что в основе поэзии лежит предание о законах языка (грамматика). И, правда, на раннем этапе развития санскритской поэзии понятия «поэт» и «грамматист» были неразделимы. Возможности поэтического творчества на санскрите по истине неисчерпаемы, что определяется не только свойствами его грамматической системы, но и много смысловым корнем этого языка, языка сознания по сути. Кроме того, санскрит отличается удивительной емкостью, что позволяет в малый объем стиха вместить обширное идейное и художественное содержание. При переводе его на другие языки для адекватного воспроизведения и содержания требуется гораздо больше слов, что чаще всего ведет к неминуемым потерям. Поэтому индологи приходят к выводу о неизбежной в таком случае прозаизации текста. Действительно, знакомство с поэтическими переводами убеждает нас в том, что высокий героический эпос низвергается подчас до уровня частушки. Словом, следует признать, что истинная санскритская поэзия становится доступной лишь на языке оригинала. В противном случае мы скользим по поверхности, ограничиваясь знакомством с сюжетной фабулой.

Не смотря на отсутствие собственно поэзии в списке, представленном на этих страницах, в ведической школе изучались предметы, так или иначе связанные со стихосложением.

 

23. Манаси-кавъя-крия — искусство сочинять стихи в уме.

Существует множество тех или иных символов и зрительных образов в стихах. В Индии в глубокой древности и в более поздние времена неизменной популярностью пользовалось искусство поэтической импровизации. В крупных городах и культурных центрах устраивались состязания, в которых принимали участие кави (поэты-мудрецы). В буквально считанные минуты они сочиняли в уме и читали вслух оды, гимны богам или поэмы на заданную тему. В «Чайтанья-Чаритамрите» описывается эпизод, когда знаменитый, прославленный на всю Индию пандит (ученый) и поэт Кешава-Кашмири встретился однажды вечером на берегу Ганга со Шри Чайтаньей. В ту пору, будучи еще юным учителем санскритской грамматики в Навадвипе, Кешава-Кашмири считался абсолютным чемпионом поэтических состязаний, носил титул «.дигвиджая» (тот, кто победил всех) и был чрезвычайно горд своими победами. Юный Вишвамбара (Шри Чайтанья) почтительно обратится к высокому гостю: — «Мой дорогой господин, вы — крупный ученый, знаток всех писаний, опытный и прославленный сочинитель стихов, а я всего лишь мальчик, студент-неофит. И поэтому мне бы очень хотелось познакомиться с вашими навыками поэтического творчества. Не могли бы вы описать в стихах славу матери Ганга». В ответ знаменитый поэт тут же в течение одного часа прочитал гимн, посвященный Ганге и состоящий из ста четверостиший. Натренированный в многочисленных состязаниях он на самом деле в совершенстве владел даром поэтической импровизации и очень этим гордился. Выслушав поэму пандита, юный грамматист сказал: — «О господин, во всем мире не сыщешь более великого поэта, чем вы. Я же лишь преподаю санскритскую грамматику, и все-таки, если позволите, я укажу в любом из ваших стихов на достоинства и недостатки». И Шри Чайтанья наизусть прочитал;

«Величие матери Гаити сияет вечно

Она неслыханно удачлива,

Ибо ее воды истекают из лотосных стоп Шри Вишну, личности Господа.

Она подобна богине удачи и потому и люди, и боги поклоняются ей.

Наделенная чудесными качествами процветает она на голове Господа Шивы».

Знаменитый дигвиджай остолбенел от изумления: «Послушай, мальчик, я прочитал эту поэму со скоростью ветра. Как ты сумел запомнить и прочитать наизусть даже один из ее ста стихов?» И Чайтанья ответил: «Как один милостью Бога может обрести талант поэта, так другой может стать шрутидхарой (тот, кто тут же запоминает все, что услышит)».

А затем юный знаток грамматики указал известному поэту на пять достоинств и пять недостатков в данном стихе. Дигвиджай был сражен и вынужден признать свое поражение.

Стихосложению в ведические времена учили в игровой форме. Предлагалось, например, взять по одной строчке из разных четырех стихов и составить новые четверостишья с совершенно новым смыслом. Проводились такие эксперименты — составляли так называемые «неправильные» стихи, отделяя гласные звуки от согласных. Такая «раскачка мозгов» позволяла лучше прочувствовать фонетику санскритской речи.

 

24. Кавья-самасья-пуранам— искусство завершать стихи, являющиеся частью целого.

По существу говоря, эта игра, которая не утратила своей привлекательности по сей день. Одному из участников читают три строфы в стихах, а он должен досочинить — четвертую. Выигравший получал приз, а проигравший платил штраф. Кроме того, в школе учили составлять и разгадывать кроссворды.

Научные познания

Науки, которым обучали в школе, носили, как правило, чисто прикладной, практический характер - изучали то, что могло пригодиться в жизни.

25. Деша-6хаша-джнанам— знание провин­циальных диалектов и различных иностранных языков.

Кришна и Баларама научились говорить на языках разных стран и понимать их. Они научились понимать не только человеческие языки — Кришна мог также разговаривать и с животными, и с птицами («Источник Вечного Наслаждения»).

 

26. Абхидхана-коша-ччханда-джананам — (лексикография — составление словарей, методы использования слов, поэтических метров и т.д.).

27. Прахелика— умение составлять и разгадывать загадки, а также переда­вать скрытые смыслы.

Предание гласит, что большой мастерицей по составлению и разгадыванию загадок была Лалита, главная из восьми ближайших подружек Радхарани, Божественной возлюбленной Кришны.

Внимательное знакомство с Ведической литературой и народным творчеством показывает, что от искусства загадывать и разгадывать загадки часто зависела жизнь человека. Вспомним историю про заколдованное озеро из «Махабхараты». Бог смерти Ямараджа в образе невидимого якши загадывал загадки братьям Пандавам, пришедшим напиться воды из озера. Если бы не находчивость Юдхиштхиры, сумевшего правильно ответить на все загадки, неизвестно, остались бы Пандавы в живых.

Что касается умения передавать и угадывать скрытый смысл в той или иной фразе, то на этом построены взаимоотношения Кришны и Радхарани на людях. Наличие множества часто прямо противоположных смыслов в санскритских словах предоставляет широкие возможности тайно передавать возлюбленной то, что не предназначено для чужих ушей. Эту особенность языка блестяще использовал Шрила Рула Госвами в своих драмах «Лалита-Мадхава» и «Видагдха-Мадхава».

 

28. Акара-джнанам— геология, наука, позволяющая изучать почву на предмет нахождения в ней полезных ископаемых.

Сюда же относятся знания о том, как добывать полезные ископаемые и как использовать минералы и другие природные богатства для различных нужд — изготовление металла, красок и пр.

 

29. Дхату-вада— знание по металлургии и алхимии.

30. Раупьяратна-парикша— умение отли­чать истинные драгоценные металлы и камни от подделок.

31. Сампатьям знание методов, позво­ляющих разделять жесткие субстанции (например, алмаз) на составные части, а также искусство огранки драгоценных камней.

32. Мани-рага-джнанам — изучение приро­ды драгоценных камней (их состава, цвета, способности воздействия на человека), а также умение по цвету определять тип камня и изменять их цвет в случае необходимости с помощью той или иной краски.

33. Вастра-гопанам(«вастра» буквально «одежда»).

Знание особых технологий, позволяющих изготовлять одежду из дешевых тканей, которые выглядят, как очень дорогие. Например, можно изготовить хлопковую ткань, которую нельзя отличить от шелка. Вайшьи (торговцы), которые испокон веков жили по принципу: «не обманешь не продашь», по сей день охотно пользуются этой наукой.

 

34. Врикшаюр-веда-йога— искусство выра­щивания различных лекарственных трав, используемых в Аюрведе.

«Аюр-веда» (аюр - жизнь, веда - знание) означает — «знание о жизни» или «знание о продолжительности человеческой жизни».

Наука эта зародилась много веков назад. Ее цель — показать, как можно изменять человеческую жизнь, влиять на нее, продлять и полностью контролировать, избавляясь от болезней и старости. Главный принцип Аюрведы заключается в том, что огромное влияние на состояние тела, его здоровье оказывает сознание человека. Поэтому, как утверждают врачи-аюрведисты, в первую очередь, важно привести в равновесие и гармонию сознание, а затем передать это равновесие своему телу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.201 (0.007 с.)