Крийа-викалпа — искусство создавать спектакли из религиозных обрядов и церемоний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крийа-викалпа — искусство создавать спектакли из религиозных обрядов и церемоний.



Ведическое общество было богоцентричным — в центре всего находился Господь, Верховная Личность Бога. Согласно учению Вед, каждое живое существо, в том числе и человек, есть неотъемлемая частица Бога и качественно идентична Ему, то есть обладает природой вечности, блаженства и знания. И поскольку человек — крошечная отделенная частица Бога, чтобы очиститься и возродить в себе эту изначальную природу — осознать себя бессмертной душой, ощутить блаженство и понять истину — он призван, в этом мире, исполнять главную свою миссию — служить Господу.

Варнашрама включала в себя четыре еарны (сословия) и четыре ашрама (этапы духовного развития). В конечном итоге, деятельность всех членов варнашрамы вращалась вокруг центра — Господа. Это относилось ко всем сословиям брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам, к числу которых, как мы уже говорили, по закону принадлежали и люди, профессионально занимающиеся искусством. Сегодня даже трудно себе представить такое! Знаменитые современные актеры, звезды шоу-бизнеса, певцы и танцоры пользуются непомерной славой и, как правило, очень богаты. Именно им, а не Господу Богу поклоняются миллионы людей во всем мире. Создаются многочисленные фанклубы, участники которых готовы жизнь отдать за своих кумиров. Поклонники и поклонницы какой-нибудь поп-звезды на концертах впадают в состояние, близкое к религиозному экстазу. Но вернемся в прошлое. Крийа-викалпа - искусство театрализовать, если можно так выразиться религиозные обряды и церемонии было необходимой и востребованной сферой жизнедеятельности. Все главные события человеческого бытия — рождение, свадьбы, посвящения, смерть и жертвоприношения — превращались в праздники-спектакли, участниками которых были все присутствующие.

Вот, например, описание жертвоприношения, совершенного царем Васудевой в Курукшетре: — «Когда все было готово, раздались звуки мриданг, раковин, литавр и других музыкальных инструментов. Искусные танцоры — мужчины и женщины — стали танцевать, а суты и магадха — искусные певцы — стали в песнях возносить молитвы. Гандхарвы и их жены запели своими сладкими голосами подходящие к случаю песни. Васудева смазал глаза особым составом, умастил тело маслом и затем, вместе со своими восемнадцатью женами, во главе которых была Деваки, сел перед жрецами для абхишеки, очистительного обряда».

Обычай включать в проведении религиозных праздников театрализованные представления, пение и танцы стали традицией во многих религиозных общинах, в том числе среди вайшнавов. Нитьянанда Прабху и Шри Чайтанья, которых признают инкарнацией Всевышнего Господа, неуклонно следовали этой традиции. Нитьянанда в детстве только и делал, что вместе со Своими друзьями ставил спектакли на темы Кришна-лилы. Известно так же, что ни одно собрание вайшнавов в доме Шриваса Прабху не обходилось без танцев, песен-молитв и коротких театрализованных постановок, посвященных вриндаванским играм Господа Кришны. После ухода Шри Чайтаньи Нароттам дас Тхакур начал новую традицию — проведение фестивалей на Гаура-Пурниму в день явления Господа Чайтаньи. Поскольку в наш век, кали-югу, эпоху лицемерия, вражды и раздоров прежние жертвоприношения (ягьи) «не работают», праздники строятся на основе санкиртаны-ягъи, воспевания святых имен Господа и прежде всего пения Маха-мантры (Великой песни освобождения).

 

18. Алекхьям — изобразительное искусство, которое включает в себя живопись, рисунок, каллиграфию и т.д.

В школе обучали всем жанрам и стилям живописи — от сельского, наивно-реалистического примитива до создания профессиональных картин, служивших украшением храмов и дворцов.

 

19. Читра-йога — навыки совершенным образом отделывать и украшать готовое полотно, помещать его в специально приготовленную раму и искусство развешивать картины в помещениях.

Поскольку, как мы уже говорили, искусство в ведическом обществе существовало в тесном сотрудничестве с навыками ремесла, юных живописцев учили все делать самим — от начала и до конца. Художник владел не только плотницким делом, но и приемами дизайнерского мастерства.

Живопись возникла в Индии в незапамятные времена и хотя о ней мало что известно, есть основания полагать, что ко времени создания древнего эпоса («Рамаяны» и «Махабхараты») она была значительно развита. В «Риг-веде» упоминается, что Рудра изображался «с мощными членами, ужасающий, черный, он расписан золотыми красками». Варуна, полубог, в функции которого входила охрана космического порядка, выглядел так: «...носящий золотую кольчугу, он облекается в свое сияние, вокруг него восседают дозорные».*

Теория изобразительных искусств позднее была изложена в шильпа-шастрах (шилъпи - мастера-каменотесы), которые открыто провозглашали нерасторжимую взаимосвязь и взаимозависимость всех видов искусства. Каждый, кто хоть раз в жизни видел древнеиндийские храмы, воочию убеждался в этом. Мощные монументальные здания, башнями своими устремленные в небо, сплошь покрыты скульптурными изображениями. Обилие и разнообразие барельефов, горельефов круглых скульптур создает ощущение фантастической кружевной накидки на грубом камне основной кладки. И что замечательно — густая декоративность скульптурных украшений не только не снижает монументальный характер здания, но скорее подчеркивает главную идею храма, как «колесницы Бога». Живых живописных и скульптурных памятников не сохранилось от той далекой эпохи. Но даже по мелкой пластике и предметам прикладного искусства можно судить о том, какого мастерства достигли художники. Так, например, на печатке-амулете, датируемом третьим тысячелетием до н.э. мы видим изображение быка (очевидно быка Шивы — Нанди), с поразительным мастерством выполненное в реалистическо-экспрессивной манере.

Поскольку традиции и каноны в Индии чтят и бережно охраняют, о творчестве ведической эпохи можно догадываться по более поздним работам. Так фигура Шивы-Натараджи часто, в разных интерпретациях повторяется как в камне (на фасадах шиваитских храмов), так и в бронзе (в станковой скульптуре). Наибольшей известностью пользуется статуэтка «царя танцев» из Южной Индии. Шива танцует в круге из языков пламени, что символизирует вселенский пожар в конце творения. В бурном неистовом танце могущественный бог разрушает весь материальный мир с его невежеством и грехами. И одновременно он дарует милость обусловленным душам — одна из его четырех рук повернута ладонью к зрителю в благословляющем жесте.

Общие эстетические положения, сформулированные в теории расы, легли в основу всех древних трактатов по искусству, в том числе и изобразительному. В уже упоминавшихся шильпа-шастрах детально разработаны строгие каноны изображения людей и богов. И все-таки в скульптуре отдается предпочтение танцующим фигурам, будь то люди или боги. Если архитектуру принято называть «застывшей музыкой», то индийскую скульптуру можно назвать «застывшим чувством», ибо характер силуэта, динамика и ритм тела, пропорции форм слиты в скульптурном образе воедино со смысловым значением жеста, раскрывающего эмоциональную насыщенность образа.

Скульптура вишнуитских храмов воплощает образы танцующего Господа Вишну — того, кто поддерживает все творение, даруя спасение и охраняя справедливость. Иногда Вишну изображается лежащим на змее Шеше в окружении полубогов сверху и демонов внизу, как, например, в древнем вишнуитском храме в штате Бихар. В камне запечатлена и история о том, как Вишну в женском образе Мохини, чтобы защитить Шиву, расправился с демоном Врикасурой. Танцуя, Мохини принимает такую позу, при которой рука демона, испепеляющая любого, оказывается над его собственной головой. И, наконец, Кришна, танцующий с флейтой в руках, а также хороводы гопи вокруг него (танец раса) — традиционные изображения практически во всех вишнуитских храмах.

 

20. Васту-видъя— архитектура, в том числе подготовка фундамента здания и знание различных техник строительного дела.

Характерно, что зодчеству обучали наравне со строительным делом, что еще раз подтверждает такую специфическую черту ведического искусства, как единство искусства и ремесла. Еще раз напомню, что знаменитый зодчий полубогов Вишвакарма покрови­тельствовал и ремеслам тоже.

Основным источником сведений о зодчестве ведической эпохи служат Веды и великие эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Так, уже в «Риг-веде» упоминаются большие каменные залы дворцов, многоэтажные дома, города, обнесенные несколькими рядами стен. Общины строили здания для собраний (сабхи), общественные амбары для продуктов и т.д.

В «Рамаяне» (в переводе В. Потаповой) так описывается город Айодхья, столица царства Рамы:

— «... И град многолюдный, где царствовал царь правосудный,

Был Индры столице подстать - Амаравати чудной.

От века не ведали зависти, лжи и коварства

Счастливые и беспорочные жители царства...»

Город этот был богат и постоянно украшался и благоустраивался, улицы и переулки были превосходно распланированы и по главным улицам проведены каналы. В нем было множество садов и манговых рощ. Окруженный неприступным рвом с накрепко закрытыми высокими воротами, он являл собой неприступную крепость. Город походил на рудник драгоценностей и на обитель Лакшми, богини процветания, богатства и красоты. Купола великолепных храмов походили на вершины гор, окруженные колесницами божеств. Стены города как квадраты шахматной доски были испещрены различными самоцветами. Дома в каждом ряду были одинаковой высоты. Дворцы храмов высоко поднимались над обычными зданиями. Имелись специальные устройства для отопления зимой и охлаждения летом. Днем улицы поливались, а ночью освещались факелами.

А вот как выглядели помещения для гостей в столице у царя Юдхиштхиры — Индрапрастхе: дома были высоки, как вершина горы Кайласа, необыкновенно красивы снаружи и великолепно обставлены внутри. Со всех сторон они были окружены белыми стенами. Окна защищены золотыми решетками, в изобилии украшенными драгоценными камнями. По лестницам было легко подниматься. В помещениях находились удобные сидения, одежды и гирлянды, и все было пропитано тончайшими благовониями. Дома были белы как лебеди и светлы как полная луна и чрезвычайно живописно выглядели даже с большого расстояния.

Красота древнеиндийских городов и роскошь царских дворцов поражала заезжих иноземцев. Даже в более поздний период греческий посол Мегасфен писал, что увидел «такие чудеса, о каких не могли и мечтать ни Суза Мнемона во всей ее славе, ни великолепие Эктабаны».* (Ссылка в колонтитул - Оба города - столица могущественной династии царей Ирана - середины первого тысячелетия нашей эры).

В древности существовали две ведущие школы зодчества — северная, основанная Манасарой, и южная — архитектором Майей. Сохранились трактаты по строительству — «Манасара шильпа-шастра» и «Васту-видья». Изучение этих трактатов демонстрирует зрелость архитектурных традиций, а также дает представление не только о градостроительстве, но и об общественных отношениях той поры и уровне культуры в целом.

Города строились по четкому плану. Ось главных улиц шла с востока на запад и пересекалась более короткими улицами под прямым углом. Две главные улицы с востока на запад и с севера на юг пересекались в центре (крестообразный принцип — дандака). Вокруг города проходила дозорная дорога, по которой стража совершала ежедневный обход. Из восьми ворот четыре находились на концах главных улиц, остальные четыре на углах городского четырехугольника. В «Манасаре» говорится, что жилые дома могли иметь от одного до девяти этажей, что определялось положением владельца в обществе. Низшие касты были лишены права строить дома выше одного этажа. Здания с одинаковым числом этажей должны были иметь одинаковую высоту.

Всего в «Манасаре» перечислено восемь типов укрепленных городов для разных слоев населения. Столица должна строиться с царским дворцом и обязательно на берегу реки. Такой же город с вишнуитским храмом при въезде или в центре называли «раджа-дани». В основном дома были деревянными, но иногда использовался камень, кирпич и железо. Храмы, как правило, строились целиком из камня, ибо религия разрешала прочные материалы лишь для «колесниц Божеств», то есть для культовых сооружений.

В «Махабхарате» описывается внутреннее устройство дворца, сооруженное по проекту зодчего Майи Данава. Кроме обычной для этой поры роскоши и убранства, в здании было использовано множество визуальных иллюзий. Так, например, некоторые стены из полированного камня выглядели точно как подсвеченные оконные шторы, а полы в некоторых залах были похожи на бассейны с водой. И, наоборот, бассейны внутри дома, не зная его архитектурных секретов, нельзя было отличить от обычных полированных полов. На этом, как известно, и попался гордец Дурьодхана, ненароком нырнув в бассейн с водой, что вызвало веселый смех домочадцев. Оскорбленное самолюбие и обида Каурава стали той точкой отсчета, от которой начал развиваться конфликт между Пандавами и Кауравами, переросший впоследствии в кровавую битву на Курукшетре. В прямую связаны с зодчеством такие навыки как:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.110.87 (0.056 с.)