Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крийа-викалпа — искусство создавать спектакли из религиозных обрядов и церемоний.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведическое общество было богоцентричным — в центре всего находился Господь, Верховная Личность Бога. Согласно учению Вед, каждое живое существо, в том числе и человек, есть неотъемлемая частица Бога и качественно идентична Ему, то есть обладает природой вечности, блаженства и знания. И поскольку человек — крошечная отделенная частица Бога, чтобы очиститься и возродить в себе эту изначальную природу — осознать себя бессмертной душой, ощутить блаженство и понять истину — он призван, в этом мире, исполнять главную свою миссию — служить Господу. Варнашрама включала в себя четыре еарны (сословия) и четыре ашрама (этапы духовного развития). В конечном итоге, деятельность всех членов варнашрамы вращалась вокруг центра — Господа. Это относилось ко всем сословиям брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам, к числу которых, как мы уже говорили, по закону принадлежали и люди, профессионально занимающиеся искусством. Сегодня даже трудно себе представить такое! Знаменитые современные актеры, звезды шоу-бизнеса, певцы и танцоры пользуются непомерной славой и, как правило, очень богаты. Именно им, а не Господу Богу поклоняются миллионы людей во всем мире. Создаются многочисленные фанклубы, участники которых готовы жизнь отдать за своих кумиров. Поклонники и поклонницы какой-нибудь поп-звезды на концертах впадают в состояние, близкое к религиозному экстазу. Но вернемся в прошлое. Крийа-викалпа - искусство театрализовать, если можно так выразиться религиозные обряды и церемонии было необходимой и востребованной сферой жизнедеятельности. Все главные события человеческого бытия — рождение, свадьбы, посвящения, смерть и жертвоприношения — превращались в праздники-спектакли, участниками которых были все присутствующие. Вот, например, описание жертвоприношения, совершенного царем Васудевой в Курукшетре: — «Когда все было готово, раздались звуки мриданг, раковин, литавр и других музыкальных инструментов. Искусные танцоры — мужчины и женщины — стали танцевать, а суты и магадха — искусные певцы — стали в песнях возносить молитвы. Гандхарвы и их жены запели своими сладкими голосами подходящие к случаю песни. Васудева смазал глаза особым составом, умастил тело маслом и затем, вместе со своими восемнадцатью женами, во главе которых была Деваки, сел перед жрецами для абхишеки, очистительного обряда». Обычай включать в проведении религиозных праздников театрализованные представления, пение и танцы стали традицией во многих религиозных общинах, в том числе среди вайшнавов. Нитьянанда Прабху и Шри Чайтанья, которых признают инкарнацией Всевышнего Господа, неуклонно следовали этой традиции. Нитьянанда в детстве только и делал, что вместе со Своими друзьями ставил спектакли на темы Кришна-лилы. Известно так же, что ни одно собрание вайшнавов в доме Шриваса Прабху не обходилось без танцев, песен-молитв и коротких театрализованных постановок, посвященных вриндаванским играм Господа Кришны. После ухода Шри Чайтаньи Нароттам дас Тхакур начал новую традицию — проведение фестивалей на Гаура-Пурниму в день явления Господа Чайтаньи. Поскольку в наш век, кали-югу, эпоху лицемерия, вражды и раздоров прежние жертвоприношения (ягьи) «не работают», праздники строятся на основе санкиртаны-ягъи, воспевания святых имен Господа и прежде всего пения Маха-мантры (Великой песни освобождения).
18. Алекхьям — изобразительное искусство, которое включает в себя живопись, рисунок, каллиграфию и т.д. В школе обучали всем жанрам и стилям живописи — от сельского, наивно-реалистического примитива до создания профессиональных картин, служивших украшением храмов и дворцов.
19. Читра-йога — навыки совершенным образом отделывать и украшать готовое полотно, помещать его в специально приготовленную раму и искусство развешивать картины в помещениях. Поскольку, как мы уже говорили, искусство в ведическом обществе существовало в тесном сотрудничестве с навыками ремесла, юных живописцев учили все делать самим — от начала и до конца. Художник владел не только плотницким делом, но и приемами дизайнерского мастерства. Живопись возникла в Индии в незапамятные времена и хотя о ней мало что известно, есть основания полагать, что ко времени создания древнего эпоса («Рамаяны» и «Махабхараты») она была значительно развита. В «Риг-веде» упоминается, что Рудра изображался «с мощными членами, ужасающий, черный, он расписан золотыми красками». Варуна, полубог, в функции которого входила охрана космического порядка, выглядел так: «...носящий золотую кольчугу, он облекается в свое сияние, вокруг него восседают дозорные».* Теория изобразительных искусств позднее была изложена в шильпа-шастрах (шилъпи - мастера-каменотесы), которые открыто провозглашали нерасторжимую взаимосвязь и взаимозависимость всех видов искусства. Каждый, кто хоть раз в жизни видел древнеиндийские храмы, воочию убеждался в этом. Мощные монументальные здания, башнями своими устремленные в небо, сплошь покрыты скульптурными изображениями. Обилие и разнообразие барельефов, горельефов круглых скульптур создает ощущение фантастической кружевной накидки на грубом камне основной кладки. И что замечательно — густая декоративность скульптурных украшений не только не снижает монументальный характер здания, но скорее подчеркивает главную идею храма, как «колесницы Бога». Живых живописных и скульптурных памятников не сохранилось от той далекой эпохи. Но даже по мелкой пластике и предметам прикладного искусства можно судить о том, какого мастерства достигли художники. Так, например, на печатке-амулете, датируемом третьим тысячелетием до н.э. мы видим изображение быка (очевидно быка Шивы — Нанди), с поразительным мастерством выполненное в реалистическо-экспрессивной манере. Поскольку традиции и каноны в Индии чтят и бережно охраняют, о творчестве ведической эпохи можно догадываться по более поздним работам. Так фигура Шивы-Натараджи часто, в разных интерпретациях повторяется как в камне (на фасадах шиваитских храмов), так и в бронзе (в станковой скульптуре). Наибольшей известностью пользуется статуэтка «царя танцев» из Южной Индии. Шива танцует в круге из языков пламени, что символизирует вселенский пожар в конце творения. В бурном неистовом танце могущественный бог разрушает весь материальный мир с его невежеством и грехами. И одновременно он дарует милость обусловленным душам — одна из его четырех рук повернута ладонью к зрителю в благословляющем жесте. Общие эстетические положения, сформулированные в теории расы, легли в основу всех древних трактатов по искусству, в том числе и изобразительному. В уже упоминавшихся шильпа-шастрах детально разработаны строгие каноны изображения людей и богов. И все-таки в скульптуре отдается предпочтение танцующим фигурам, будь то люди или боги. Если архитектуру принято называть «застывшей музыкой», то индийскую скульптуру можно назвать «застывшим чувством», ибо характер силуэта, динамика и ритм тела, пропорции форм слиты в скульптурном образе воедино со смысловым значением жеста, раскрывающего эмоциональную насыщенность образа. Скульптура вишнуитских храмов воплощает образы танцующего Господа Вишну — того, кто поддерживает все творение, даруя спасение и охраняя справедливость. Иногда Вишну изображается лежащим на змее Шеше в окружении полубогов сверху и демонов внизу, как, например, в древнем вишнуитском храме в штате Бихар. В камне запечатлена и история о том, как Вишну в женском образе Мохини, чтобы защитить Шиву, расправился с демоном Врикасурой. Танцуя, Мохини принимает такую позу, при которой рука демона, испепеляющая любого, оказывается над его собственной головой. И, наконец, Кришна, танцующий с флейтой в руках, а также хороводы гопи вокруг него (танец раса) — традиционные изображения практически во всех вишнуитских храмах.
20. Васту-видъя— архитектура, в том числе подготовка фундамента здания и знание различных техник строительного дела. Характерно, что зодчеству обучали наравне со строительным делом, что еще раз подтверждает такую специфическую черту ведического искусства, как единство искусства и ремесла. Еще раз напомню, что знаменитый зодчий полубогов Вишвакарма покровительствовал и ремеслам тоже. Основным источником сведений о зодчестве ведической эпохи служат Веды и великие эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Так, уже в «Риг-веде» упоминаются большие каменные залы дворцов, многоэтажные дома, города, обнесенные несколькими рядами стен. Общины строили здания для собраний (сабхи), общественные амбары для продуктов и т.д. В «Рамаяне» (в переводе В. Потаповой) так описывается город Айодхья, столица царства Рамы: — «... И град многолюдный, где царствовал царь правосудный, Был Индры столице подстать - Амаравати чудной. От века не ведали зависти, лжи и коварства Счастливые и беспорочные жители царства...» Город этот был богат и постоянно украшался и благоустраивался, улицы и переулки были превосходно распланированы и по главным улицам проведены каналы. В нем было множество садов и манговых рощ. Окруженный неприступным рвом с накрепко закрытыми высокими воротами, он являл собой неприступную крепость. Город походил на рудник драгоценностей и на обитель Лакшми, богини процветания, богатства и красоты. Купола великолепных храмов походили на вершины гор, окруженные колесницами божеств. Стены города как квадраты шахматной доски были испещрены различными самоцветами. Дома в каждом ряду были одинаковой высоты. Дворцы храмов высоко поднимались над обычными зданиями. Имелись специальные устройства для отопления зимой и охлаждения летом. Днем улицы поливались, а ночью освещались факелами. А вот как выглядели помещения для гостей в столице у царя Юдхиштхиры — Индрапрастхе: дома были высоки, как вершина горы Кайласа, необыкновенно красивы снаружи и великолепно обставлены внутри. Со всех сторон они были окружены белыми стенами. Окна защищены золотыми решетками, в изобилии украшенными драгоценными камнями. По лестницам было легко подниматься. В помещениях находились удобные сидения, одежды и гирлянды, и все было пропитано тончайшими благовониями. Дома были белы как лебеди и светлы как полная луна и чрезвычайно живописно выглядели даже с большого расстояния. Красота древнеиндийских городов и роскошь царских дворцов поражала заезжих иноземцев. Даже в более поздний период греческий посол Мегасфен писал, что увидел «такие чудеса, о каких не могли и мечтать ни Суза Мнемона во всей ее славе, ни великолепие Эктабаны».* (Ссылка в колонтитул - Оба города - столица могущественной династии царей Ирана - середины первого тысячелетия нашей эры). В древности существовали две ведущие школы зодчества — северная, основанная Манасарой, и южная — архитектором Майей. Сохранились трактаты по строительству — «Манасара шильпа-шастра» и «Васту-видья». Изучение этих трактатов демонстрирует зрелость архитектурных традиций, а также дает представление не только о градостроительстве, но и об общественных отношениях той поры и уровне культуры в целом. Города строились по четкому плану. Ось главных улиц шла с востока на запад и пересекалась более короткими улицами под прямым углом. Две главные улицы с востока на запад и с севера на юг пересекались в центре (крестообразный принцип — дандака). Вокруг города проходила дозорная дорога, по которой стража совершала ежедневный обход. Из восьми ворот четыре находились на концах главных улиц, остальные четыре на углах городского четырехугольника. В «Манасаре» говорится, что жилые дома могли иметь от одного до девяти этажей, что определялось положением владельца в обществе. Низшие касты были лишены права строить дома выше одного этажа. Здания с одинаковым числом этажей должны были иметь одинаковую высоту. Всего в «Манасаре» перечислено восемь типов укрепленных городов для разных слоев населения. Столица должна строиться с царским дворцом и обязательно на берегу реки. Такой же город с вишнуитским храмом при въезде или в центре называли «раджа-дани». В основном дома были деревянными, но иногда использовался камень, кирпич и железо. Храмы, как правило, строились целиком из камня, ибо религия разрешала прочные материалы лишь для «колесниц Божеств», то есть для культовых сооружений. В «Махабхарате» описывается внутреннее устройство дворца, сооруженное по проекту зодчего Майи Данава. Кроме обычной для этой поры роскоши и убранства, в здании было использовано множество визуальных иллюзий. Так, например, некоторые стены из полированного камня выглядели точно как подсвеченные оконные шторы, а полы в некоторых залах были похожи на бассейны с водой. И, наоборот, бассейны внутри дома, не зная его архитектурных секретов, нельзя было отличить от обычных полированных полов. На этом, как известно, и попался гордец Дурьодхана, ненароком нырнув в бассейн с водой, что вызвало веселый смех домочадцев. Оскорбленное самолюбие и обида Каурава стали той точкой отсчета, от которой начал развиваться конфликт между Пандавами и Кауравами, переросший впоследствии в кровавую битву на Курукшетре. В прямую связаны с зодчеством такие навыки как:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.60 (0.011 с.) |