Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника изучения литературы по основам социального государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати и в сети Интернет. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины. Изучение литературы по курсу как отмечалось выше, необходимо строить по следующей схеме: основная: базовый учебник + учебник + учебное пособие → дополнительная: монография/учебное пособие → литература для углублённого изучения дисциплины: монография + статьи. При работе с литературой следует применять весь возможный набор способов изучения литературы, в числе которых: 1) Предварительное чтение ( направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе); 2) Сквозное чтение (предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность сформировать словарь основных понятий из изучаемой области); 3) Выборочное чтение ( в противоположность сквозномунаправлено на поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам); 4) Повторное чтение (предполагает возвращение к неясным фрагментам текста по прошествии времени. Для освоения их содержания требуется неоднократное возвращение к содержанию); 5) Аналитическое чтение (критический разбор текста с последующим его конспектированием; 6) Изучающее чтение (способ, целью применения которого целью является глубокое и всестороннее понимание учебной информации). Техника письменных работ Прочитанное становится твердым знанием при условии его усвоения. При этом нельзя надеяться только на оперативную память, полагая, что одного прочтения достаточно для формирования знаний. Для качественного и полного усвоения прочитанного и преобразования его в знания, необходимы систематизированные записи прочитанного. Для этого весьма полезным является использование таких технических приемов как: 1) аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; 2) тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; 3) цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; 4) конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. 4.1. Техника конспектирования. Особое место в системе самостоятельной работы по изучению курса основ социального государства занимает конспектирование. Конспектировать необходимо, чтобы: – перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму; – выделять в письменном или устном тексте самое важное и нужное для решения учебной или научной задачи; – создавать модель проблемы (понятийную или структурную); – упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; – накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи или книги. Слово «конспект» означает сужение, предельное сокращение, свертывание информации. Конспект – это второе рождение источника, но в ином – свернутом, сжатом виде. Для того чтобы краткая запись стала конспектом, необходимо соответствие определенным требования, а именно: конспект должен иметь план, состоять из выписок и тезисов или, по крайней мере, двух любых этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логической, связной, так чтобы к нему с успехом можно было обратиться через несколько лет после его составления. Особенности составления конспекта заключаются в следующем: 1. Беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы: определение характера текста; выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования. 2. Научно-исследовательская работа по переработки информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное; 3. Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты, события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. Цитировать следует не очень часто, по необходимости (за исключением текстуальных или цитатных конспектов). Конспект обычно составляется в форме связного пересказа, однако не следует забывать о таких его важных качествах как ясность и краткость. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами. С другой стороны, конспект при обязательной краткости содержит не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, поскольку утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится. На страницах записи может быть отражено отношение составителя к материалу, однако при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная трактовка вопроса. Техника конспектирования лекций. Лекция – это одна из основных, экономичных, эффективных и эмоционально наполненных форм учебных занятий. Она представляет собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – теоретическая основа для самостоятельной работы студента. Цикл лекций дает систематическое изложение изучаемого курса. Конспекты лекций необходимо вести аккуратно: записывать дату, тему лекции, обязательно фиксировать ее план. Обязательно нужно оставлять поля (4–6 см.) для дальнейшей работы с лекцией (в частности для дополнения положений, указания статей нормативно-правовых актов, связей с темами других изучаемых дисциплин, др.). Не следует стремиться успевать за лектором и записывать каждое слово, целесообразнее следовать правилам составления конспекта лекции: – нужно писать разборчиво и аккуратно, соблюдая логику изложения; – сначала следует прослушать, уловить мысль и, только потом, записать ее; – не нужно стараться писать все дословно; –мысли следует формулировать кратко и своими словами; – необходимо выделять разделы, подразделы темы и подтемы; – записывать нужно только самое существенное; – нужно учиться на слух отделять главное от второстепенного. – записывая основное, следует подкреплять мысли примерами или фактами, которые приводит лектор (иногда для этого достаточно несколько ключевых слов); – схемы и таблицы заносить в тетрадь необходимо полностью и точно; – делайте соответствующие смысловые выделения значимых мыслей; – целесообразно выработать свою систему сокращений, но при этом не противоречащую общепризнанным используемым в праве и в юридической науке сокращениям и абервиатурам; – не нужно пытаться восполнить недописанную фразу, подсмотрев ее у соседа, т.к. теряется нить изложения лекции. Оставив место, позднее можно устранить этот недочет; – сразу после лекции следует просмотреть конспект и по свежим следам восстановить недописанное, выделяя главное. Технология работы с текстом лекций с целью закрепления знаний. Для закрепления и углубления полученных на лекции знаний следует обрабатывать лекции следующим образом: – повторить изученный материал по конспекту; – непонятные предложения вынести на поля и уточнить их значение; – неоконченные фразы, недописанные слова и предложения устранить, пользуясь данными учебника или других рекомендованных источников; – завершить техническое (рубрикационное) оформление лекции: подчеркнуть главные мысли, отметить разделы и подразделы, выделить вопросы и подвопросы. Целесообразно через день или два (не позднее) перечитать содержание и обсудить с сокурсниками рассматриваемые положения. Организованный таким образом процесс усвоения знаний будет наиболее результативен. Для пропущенной лекции следует оставить несколько страниц в тетради и восстановить ее содержание во время самостоятельной работы. Конспектирование литературы, отнесенной к числу первоисточников, а также публикаций в периодической печати и сети Интернет принципиально не отличается от конспектирования учебника. 4.2. Технология работы над докладами, рефератами и эссе Доклад – устное сообщение по тому или иному вопросу изучаемой темы. Доклад строится как рассуждение о проблеме. Студент сообщает, как он понимает проблему, высказывает важнейшие положения, аргументирует их, делает выводы. Доклад является результатом самостоятельного изучения литературы по рассматриваемой проблеме. Автор может выступать, пользуясь конспектом доклада или имея перед собой его план, при этом доклад может сопровождается презентацией или использованием наглядных пособий, видеофрагментов, пр. Оценивается доклад в зависимости от качества подобранного материала, глубины проникновения в проблему и убедительности выступления. Реферат – это письменная научная работа по заданной теме, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Чтобы подготовить реферат, надо изучить различные источники литературы по проблеме, изучить сущность и различные взгляды авторов на решение проблемы, сделать самостоятельные выводы. Подготовка реферата дает возможность глубже понять проблему, овладеть элементами научного исследования, приобрести навыки логически правильного изложения мыслей. Реферат, посвященный определенной научной проблеме, в частности практике ее решения в науке готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Реферат, посвященный систематизированному отражению взглядов, теорий, концепций определенного мыслителя должен основываться на всех (в крайнем случае – на основных) работах этого автора. При подготовке реферата по отдельному вопросу, изложенному в одном источнике, может основываться на данном источнике (книге, историческом памятнике права, пр.) Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности рассматриваемой в нем проблемы, степень ее изученности в науке, формулируется цель и задачи реферата, определяются его объект и предмет, формулируются задачи, стоящие перед автором и решаемые в процессе работы над рефератом, описывается структура. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме. В тексте обязательны ссылки на источники информации, перечень которых обязательно приводится постранично согласно ГОСТУ «Библиографическая ссылка». Оптимальный размер реферата 12-15 страниц, без учета списка использованной литературы, максимальный (в случае сложности и объемности рассматриваемой в нем проблемы) не должен превышать 25 страниц машинописного текста. Схема подготовки реферата: 1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы. 2. Подбор в библиотеках и сети Интернет соответствующей литературы и других материалов для реферирования. 3. Выделение существенных положений реферируемой работы путем использования закладок и выписок. 4. Составление плана реферата. 5. Написание реферата по составленному плану на основе рекомендаций по тематическому конспектированию. В тексте реферата излагается суть рассматриваемых вопросов. Обязательны ссылки на части работ подвергаемых реферированию и выводы: рассматриваемому вопросу и по всему реферату в целом – в заключении. Кроме того, в заключении должно быть четко и аргументированно выражено отношение автора реферата к рассматриваемым проблемам. 6. Прочтение текста и его редактирование. 7. Проверка правильность оформления реферата. 8. Подготовка текста (тезисов) выступления по реферату и осмысление возможных вопросов, а также формулирование ответов на них. Эссе – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное освещение определенного вопроса, аспекта той или иной научной, эмпирической или дидактической проблемы и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе составляет 5-6 страниц машинописного текста.
5. Методические рекомендации по изучению теоретического материала курса
ТЕМА № 1ГОСУДАРСТВО КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Основные вопросы темы: 1. Общество как сложная социальная система. 2. Власть и социальные нормы как основные средства организации общества 3. Особенности власти и нормативной регуляции в догосударственном обществе 5. Государство как средство организации и управления обществом. 6. Признаки государства отличающие от общественной власти. 7 Сущность государства. Целью изучения темы является формирование целостного представления государстве как об особом социальном институте, о его роли и назначении в обществе, о соотношении с иными социальными институтами и средствами организации общества. К числу задач относятся: 1) рассмотрение основных вопросов темы; 2) владением понятийно-категориальным аппаратом темы. Требования к уровню подготовленности студента К освоению вопросов настоящей темы можно приступать при условии освоения в рамках программы основного общего образования курса «Обществознание» и предварительного изучения вопросов о предмете и методе общей теории государства и права, о месте настоящего курса в системе теории государства: Понятийно-категориальный аппарат темы. К числу основных понятий и категорий, отражающих содержательные решения вопросов об обществе и средствах его организации, о государстве как об особом институциональном регуляторе, о его соотношении и с общественной властью и социальными нормами, которыми необходимо овладеть в результате изучения настоящей темы относятся следующе: «общество», «первобытно-общинный строй», «догосударственное общество», «социальная структура общества», «социальный институт», «социальная общность», «род», «родовая община», «власть», «общественная власть», «естественная власть», «потестарная власть», «публичная власть», «государственная власть», «публичная власть», «социальные нормы», «технические нормы», «мононормы», «синкретичная нормативная система», «обычай», «религиозные нормы», «этические нормы», «эстетические нормы», «корпортивные нормы», правовые нормы», «технико-правовые нормы», «государство», «территория», «население», «суверенитет», «налоги», «правотворчество», «принуждение», «государственное принуждение», «сущность государства», «классовый интерес», «общесоциальный интерес», «социальные противоречия». При анализе и освоении понятийно-категориального аппарата темы необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что в отечественной теоретико-правовой науке принципиальных противоречий в трактовке основных понятий и категорий настоящей темы нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.008 с.) |