Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм и функции государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Механизм государства (по Головкин Р.Б., Мамчун В.В., Пожарский Д.В. Теория государства и права. / ВГПУ. Владимир, 2001.) 2. Функции государства (по Головкин Р.Б., Мамчун В.В., Пожарский Д.В. Теория государства и права. / ВГПУ. Владимир, 2001.) МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА Под механизмом государства понимается целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование. В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.). Государственный орган как первичный элемент Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган. Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией. Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д. Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям. 1. По форме осуществления государственной деятельности: – представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю; – органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни; – судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества; – прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе. 2. По принципу разделения властей подразделяются на органы: – законодательной власти; – административной (исполнительной) власти; – судебной власти. 3. По территориальной сфере деятельности выделяют: федеральные, органы субъектов федерации и местные органы. 4. По порядку образования: – первичные органы члены которых избираются непосредственно населением; – производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает. 5. По характеру компетенции: – общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов; – органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции. 6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции): – коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами; – единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично. 7. По срокам полномочий: – постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности; – временные органы, создаваемые на определенный срок. 8. По организационно-правовым формам деятельности: – полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом; – неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом. 9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др. Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Под функцией в современной науке понимается та специфическая деятельность какого-либо явления, которую оно выполняет для достижения стоящей перед ним цели. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе. Все существующие функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, в которую входят экономические, культурные, экологические отношения, а также отношения, складывающиеся в области обеспечения правопорядка в обществе. К числу внутренних функций государства можно отнести: экономическую функцию; функцию социальных услуг, обеспечения и социальной защиты граждан (социальная функция); культурно-воспитательную; природоохранительную; правоохранительную. Внешние функции государства охватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе. В их число можно включить такие функции, как: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных связей (экономических, политических, культурных) с другими государствами, а также борьба с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков и др.) и участие в международной охране окружающей природной среды. Формы осуществления функций государства могут быть правовыми и неправовыми. К числу правовых форм осуществления функций государства следует отнести правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Правотворчество – издание компетентными государственными органами нормативно-правовых актов, оно позволяет осуществить нормативную регламентацию общественных отношений в той или иной сфере деятельности государства (экологическая, культурная, внешнеполитическая и др.). Правоприменение – организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности, направлена на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений – абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, “привязывается” к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам. Правотворчество и правоприменение есть внешние формы выражения деятельности государства по осуществлению его функций. Неправовые формы реализации функций государства не связаны непосредственно с правотворчеством, правоприменением и совершением иных юридически значимых действий. Это деятельность государства, представляющая различные материально-технические операции (например, обеспечение т.н. “северного завоза”, финансирование социальных программ, и др.), либо организационные мероприятия, способствующие реализации той или иной функции государства (например, проведение различных семинаров и конференций по проблемам окружающей природной среды или борьбы с международной преступностью).
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.007 с.) |