Механизм и функции государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм и функции государства



ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Механизм государства (по Головкин Р.Б., Мамчун В.В., Пожарский Д.В. Теория государства и права. / ВГПУ. Владимир, 2001.)

2. Функции государства (по Головкин Р.Б., Мамчун В.В., Пожарский Д.В. Теория государства и права. / ВГПУ. Владимир, 2001.)

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Под механизмом государства понимается целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование.

В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.).

Государственный орган как первичный элемент
механизма государства

Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган.

Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией.

Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д.

Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям.

1. По форме осуществления государственной деятельности:

– представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю;

– органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни;

– судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества;

– прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе.

2. По принципу разделения властей подразделяются на органы:

– законодательной власти;

– административной (исполнительной) власти;

– судебной власти.

3. По территориальной сфере деятельности выделяют:

федеральные, органы субъектов федерации и местные органы.

4. По порядку образования:

– первичные органы члены которых избираются непосредственно населением;

– производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает.

5. По характеру компетенции:

– общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов;

– органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции.

6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции):

– коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами;

– единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично.

7. По срокам полномочий:

– постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности;

– временные органы, создаваемые на определенный срок.

8. По организационно-правовым формам деятельности:

– полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом;

– неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом.

9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др.

Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Под функцией в современной науке понимается та специфическая деятельность какого-либо явления, которую оно выполняет для достижения стоящей перед ним цели. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе. Все существующие функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, в которую входят экономические, культурные, экологические отношения, а также отношения, складывающиеся в области обеспечения правопорядка в обществе. К числу внутренних функций государства можно отнести: экономическую функцию; функцию социальных услуг, обеспечения и социальной защиты граждан (социальная функция); культурно-воспитательную; природоохранительную; правоохранительную.

Внешние функции государства охватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе. В их число можно включить такие функции, как: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных связей (экономических, политических, культурных) с другими государствами, а также борьба с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков и др.) и участие в международной охране окружающей природной среды.

Формы осуществления функций государства могут быть правовыми и неправовыми.

К числу правовых форм осуществления функций государства следует отнести правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Правотворчество – издание компетентными государственными органами нормативно-правовых актов, оно позволяет осуществить нормативную регламентацию общественных отношений в той или иной сфере деятельности государства (экологическая, культурная, внешнеполитическая и др.). Правоприменение – организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности, направлена на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений – абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, “привязывается” к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.

Правотворчество и правоприменение есть внешние формы выражения деятельности государства по осуществлению его функций.

Неправовые формы реализации функций государства не связаны непосредственно с правотворчеством, правоприменением и совершением иных юридически значимых действий. Это деятельность государства, представляющая различные материально-технические операции (например, обеспечение т.н. “северного завоза”, финансирование социальных программ, и др.), либо организационные мероприятия, способствующие реализации той или иной функции государства (например, проведение различных семинаров и конференций по проблемам окружающей природной среды или борьбы с международной преступностью).

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.018 с.)