Биология и разведение промысловых животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биология и разведение промысловых животных



Цель дисциплины: сформировать представление о биологических особенностях и экологическом значении различных промысловых животных, методах их разведения, направленных на улучшение воспроизводства биоресурсов, современных технологиях рыбного хозяйства. Приобретение практических навыков оптимизации промысла морских млекопитающих, ведения пчеловодческого хозяйства, знания технологий современного оленеводства и звероводства.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1; ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-13, профильные компетенции.

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: морфологические и биологические особенности промысловых рыб. Основы рыбного хозяйства. Аквакультура. Биология и промысел морских млекопитающих. Современные методы учета. Воспроизводство и проблемы прогнозов. Роль морских млекопитающих в стабилизации морских экосистем. Теоретические и практические вопросы пчеловодства. Современное состояние и перспективы развития северного и пантового оленеводства. Технологии разведения ценных видов пушных зверей и кроликов. Современное состояние и перспективы звероводства в России. Методы разведения, содержания, дрессировки и полевой подготовки собак. Ведение охотничьего собаководства.

Экономика, организация и управление охотничьим хозяйством

Цель дисциплины: ознакомление с фундаментальными основами экономики и управления охотничьим хозяйством на основе экологических правил природопользования. Формирование навыков управления предприятием и персоналом в сфере охотничьего хозяйства.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8; ПК-12, ПК-13; компетенции профиля.

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: охотничьи хозяйства различных форм собственности как объект управления. Экономический анализ работы охотничьих хозяйств. Экономические, административные и социально-психологические методы управления в сфере охотничьего хозяйства. Возможность ведения охотничьего хозяйства на принципах маркетинга. Организация охотничьего хозяйства. Перспективные и текущие программы развития охотничьих хозяйств.

Типология охотничьих угодий с основами лесного хозяйства

Цель дисциплины: освоение экологической и хозяйственной классификации охотничьих угодий; формирование практических навыков проектирования охотоустройства с учетом правил охраны и восстановления охотничьих ресурсов.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-8; ПК-1, ПК-2; профильные компетенции.

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: экологическая классификация мест обитания животных и хозяйственная классификация охотничьих угодий. Проектирование, использование охотничьих ресурсов с учетом биологического, социального и технологического аспектов.

Охотничье законодательство

Цель дисциплины: формирование знаний и умений в области правового регулирования, использования, охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-2, ОК-5; ПК-1, ПК-12, ПК-13; профильные компетенции.

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: охотничье право. Правовые основы деятельности органов управления охотничьим хозяйством. Представители органов охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. Правовое регулирование долгосрочного пользования охотничьими ресурсами. Право и правила охоты. Юридическая ответственность за их нарушения. Право и правила приобретения, применения и хранения огнестрельного оружия и спецсредств. Правила содержания и использования охотничьих собак. Ответственность за нарушение вышеуказанных правил.

Дисциплины профиля Кинология

Физиологические основы поведения и дрессировки собак

Цель дисциплины: формирование представлений о процессах высшей нервной деятельности и теоретических основах дрессировки собак.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1; ПК-3; компетенции профиля «Кинология».

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Основы высшей нервной деятельности. Основы двигательной функции собаки. Функциональные состояния и работоспособность собаки. Физиологические основы тренинга. Нарушения функций организма собаки, влияющие на результат дрессировочного процесса. Этологические основы дрессировки собак. Методы коррекции нежелательного поведения. Индивидуальный подход в дрессировке.

Зоогигиена с основами ветеринарии

Цель дисциплины: сформировать комплексные знания, умения и навыки по основам зоогигиены и ветеринарии применительно к служебным собакам.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ПК-3; компетенции профиля «Кинология».

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: зоогигиенические и санитарные требования по содержанию собак. Основные заразные и незаразные заболевания животных, диагностика, профилактика и оказание плановой и неотложной ветеринарной помощи. Основы ветеринарного законодательства.

Методика и техника дрессировки собак

Цель дисциплины: сформировать фундаментальные основы и практические навыки дрессировки служебных собак.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1; ПК-3; компетенции профиля «Кинология».

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: подготовительные приемы. Методическая последовательность отработки приемов на выполнение команд по общему курсу дрессировки. Методики специальной дрессировки служебных собак.

4. Специальная подготовка

Цель дисциплины: знакомство с основами криминалистического учения о следах и способах идентификации человека. Обучение приемам розыска. Сформировать представление о правовых основах и способах применения собак во всех видах служебно-боевой деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1; ПК-3; компетенции профиля «Кинология».

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная (профильная) часть.

Содержание дисциплины: основы трассологии и габитологии: криминалистическое учение о следах и способах идентификации человека по признакам внешности. Служебная кинология: правовые основы, тактические приемы и способы применения собак во всех видах служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Подготовка собак к работе по запаховому следу. Подготовка минно-розыскных собак. Подготовка собак для поиска наркотических веществ. Подготовка караульных собак. Организация племенной работы, разведение и выращивание собак служебных пород.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Экология и рациональное природопользования

Рекомендуется для направления подготовки

020400 «Биология»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

I. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин.

1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры; ознакомление с экологическими принципами природопользования.

2. Задачи курса:

2.1 Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

2.2. Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

II. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3, базовая часть. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Науки о Земле», «Общая биология». У студента должна быть сформирована общекультурная компетенция: «использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» (ОК-6).

III. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать экологическую грамотность и готовность следовать правилам экологической культуры в жизненных ситуациях.

Формируются компетенции: ОК-1, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-21.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

О происхождении и строении Земли, геосферах, физических полях Земли; роли живого в эволюции Земли;

Об основных свойствах живых систем, их самовоспроизведении, гомеостазе и адаптации;

Знать:

· Экологические группы организмов и их роли в процессах трансформации энергии в биосфере;

· Закономерности взаимодействий организмов со средой обитания;

· Основы экологии популяций и сообществ, механизмы поддержания их гомеостаза; типы биологических отношений;

Иметь представление о структуре, динамике, условиях устойчивости экосистем и биосферы;

Знать:

· Основные типы экосистем;

· Основы учения В.И. Вернадского о биогеохимической роли живого вещества, роли человека в эволюции биосферы;

· Основные законы и концепции экологии;

· Экологические основы рационального природопользования;

· Системы природопользования.

Иметь представление о биологических и социальных свойствах человека, базовых потребностях, влиянии экологических факторов на здоровье, лимитирующих факторах и прогнозах развития человечества;

Иметь представление о критериях и причинах кризисных экологических ситуаций и путях их преодоления;

Иметь навыки оценки экологических последствий деятельности человека (в том числе в профессиональной области).

Иметь представление об экологических принципах охраны природы и правилах экологической культуры в бытовых, производственных социальных ситуациях.

IV. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат   +      
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)     +    
Общая трудоемкость 108 час 3 зач. ед.          
         

V. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Предмет, методы и задачи экологии.

Экология и ее место в системе наук.

Живые системы

Живые системы. Определение понятия «Жизнь». Геофизические условия существования жизни. Основные свойства и функции живых систем. Уровни организации живого. Клетки как трансформаторы энергии. Клетки и организмы как трансформаторы энергии. Экологические группы организмов. Биологическое многообразие – ведущий фактор организации биосферы.

Общая экология

Аутэкология (взаимоотношения организма и среды). Основные требования организма к среде обитания. Экологический оптимум. Экологическая валентность. Лимитирующий фактор. Закономерности адаптации организмов к среде обитания. Стресс как экологический фактор. Воспроизведение и онтогенез организмов. Критические фазы онтогенеза. Энергетика и рост организма.

Экология популяций. Статические и динамические характеристики популяций. Экологическая ниша и правило конкурентного исключения. Основные стратегии выживания популяций в природе. Биотический потенциал и механизмы поддержания численности и пространственной структуры популяций.

Экология сообществ (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах. Трофические цепи и сети. Условия устойчивости биоценозов. Сукцессионные ряды (развитие биоценозов).

Экосистемы. Блок-схемы экосистем. Взаимодействия живого и неживого вещества в экосистемах. Понятие о круговороте биогенных веществ. Трансформация энергии в экосистемах. Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем (гомеостаз и признаки его нарушения). Моделирование экосистем.

Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Понятие «живое вещество». Свойства и функции живого в биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера. Современные среды жизни – водная, почвенная, наземная, воздушная, их происхождение и биотическая регуляция. Условия устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы.

Итоги: основные законы экологии (повторение).

Экология человека.

Экология человека. Человек как биологический вид. Экотипы. Гомеостатическая регуляция. Высшая нервная деятельность. Онтогенез и его критические периоды. Среда обитания человека.

Экологические факторы и здоровье человека. Базовые потребности человека. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на человека. Жизнь в экстремальных условиях. Агро- и урбоэкосистемы и условия существования в них.

Экология человечества. Демографические показатели и показатели здоровья. Лимитирующие факторы в развитии человечества. Качество жизни и экологическая безопасность.

Глобальные экологические проблемы и модели развития человечества. Экологический кризис. Понятие о кризисах и катастрофах.

Нелинейная динамика биосферных процессов. Синергетические модели.

Экологическое равновесие. Экологическая емкость территорий и устойчивость экосистем.

Основы рационального природопользования.

Биосфера как экологическая среды жизни и хозяйственной деятельности человека. Социально-экономические функции природных систем и их оценка.

Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на природу. Виды воздействий. Техногенные нагрузки на природу и их оценка.

Изменение природных систем под воздействием человека.

Последствия антропогенных изменений природы. Эколого-географические принципы рационального природопользования (охрана природы в процессе ее использования, соразмерность изъятия ресурсов природно-ресурсному потенциалу). Понятие о регламентации природопользования.

Глобальные экологические проблемы.

Виды антропогенных воздействий на экосистемы и методы их оценки. Системы экологического мониторинга. Биомониторинг. Экологическая экспертиза территорий и проектов. Методы ОВОС.

Основные типы природных ресурсов, их современное состояние и принципы охраны и рационального использования.

Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человечества.

Биотехнология и современные методы охраны природы.

Концепция экоразвития («устойчивого» развития). Принципы экономики, не разрушающей природу. Международное сотрудничества и основные соглашения в области охраны природы.

Состояние природной среды и здоровье населения в России. Российское законодательство в области охраны природы.

V.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

V.3. Разделы дисциплин и виды занятий

VI. Лабораторный практикум



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.053 с.)