Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Моделирование физических процессов

Поиск

 

2.1. Свободное падение тела с учетом сопротивления среды. При реальном движении тела в газовой или жидкостной среде трение накладывает значимый отпечаток на характер движения. Известно, что сила сопротивления среды растет с ростом скорости. В общем случае сила сопротивления определяется суммой линейной и квадратичной составляющих в виде равенства

,

где определяется свойствами среды и формой тела. Например, для шарика – формула Стокса, где – динамическая вязкость среды, – радиус шарика (для воздуха при t = 20°C и давлении 1 атм , для воды , для глицерина ); величина определяется равенством , где – коэффициент лобового сопротивления (безразмерен), – площадь поперечного сечения тела, – плотность среды.

Значение коэффициента лобового сопротивления для некоторых тел, поперечное сечение которых имеет указанную на рисунке 2.1 форму приводится ниже.

Рис. 2.1. Значения коэффициента лобового сопротивления

При моделировании движения тела с учетом силы сопротивления часто пренебрегают одной из составляющих последней на основании следующих преобразований. Находят значение скорости тела, при которой равны линейная и квадратичная составляющие силы сопротивления:

, .

Если эта скорость существенно (на несколько порядков) меньше чем в исследуемом процессе, то линейной составляющей можно пренебречь.

В случае если эта скорость сопоставима со скоростью в исследуемом процессе, то необходимо учитывать и линейную и квадратичную составляющие.

Рассмотрим свободное падение с учетом сопротивления среды. Математической моделью движения является уравнение второго закона Ньютона с учетом двух сил, действующих на тело: силы тяжести и силы сопротивления среды:

или .

Проецируя векторное уравнение на ось, направленную вертикально вниз, получим

.

Учитывая, что скорость есть первая производная от перемещения, окончательно получим следующую систему дифференциальных уравнений, моделирующую свободное падение тела с учетом сопротивления среды:

(2.1)

Определим, как меняется скорость со временем, если все параметры, входящие в систему (2.1) заданы. При наличии сопротивления, растущего со скоростью, в определенный момент времени сила сопротивления сравняется с силой тяжести, после чего скорость больше возрастать не будет. Начиная с этого момента, , и установившаяся скорость определяется из условия . Решая квадратное уравнение, получим

Таким образом, при падении скорость тела возрастает от до после чего тело двигается равномерно.

Для решения системы (2.1) используют один из методов численного интегрирования – например метод Эйлера или метод Рунге – Кутта четвертого порядка и на его основе получают приближенные значения величины скорости и высоты тела относительно поверхности Земли, через заданный интервал времени.

Приближённое решение системы

(2.2)

на основе метода Эйлера имеет вид:

,

Метод Рунге – Кутта приближенного решения (2.2) соответственно имеет вид

,

Ниже приводится код программной модели, которая иллюстрирует движение парашютиста. Программа дает возможность определять координаты парашютиста и его скорость в произвольный момент времени. Кроме того, с ее помощью можно ответить на вопрос на какой высоте лучше всего открывать парашют, чтобы благополучно приземлиться.

program desantnik;

uses crt,graph;

const

mu=0.0182; ro=1.29; g=9.8; c=1.33; dt=0.001; m=100; h0=150; hn=522; r=2;

str_vv='v='; str_hh='h='; str_tt='t='; str_vmax='vmax='; str_tmax='tmax=';

u1=440; u2=640; v1=20; v2=220; u11=440; u22=640; v11=260; v22=460;

var

h,v0,t,k1,k2,k,kt,kv,kh:extended;

k0,u,v,d,adapter,regim:integer;

str_v,str_h,str_t,str_1:string;

x,y,x_1,x_2,y_1,y_2,i:integer;

u1_t,u2_t,v1_v,v2_v,u11_t,u22_t,v1_h,v2_h:integer;

tmax,vmax,hmax:integer;

t_max,v_max,h_max:extended;

function fv(v0,k1,k2:extended):extended;

begin fv:=(m*g-k1*v0-k2*sqr(v0))/m; end;

function fh(v0:extended):extended;

begin fh:=v0; end;

procedure desant(u,v:integer; cvet:word);

const

l1=3; l2=12; l3=6; l4=20; r=2; rp=30;

begin

setcolor(cvet); circle(u,v,r);

rectangle(u-l1,v+r,u+l1,v+r+l2);

setfillstyle(solidfill,cvet);

floodfill(u,v,cvet); floodfill(u,v+2*r,cvet);

line(u-l1,v+r+l2,u-l1,v+r+l2+l3);

line(u+l1,v+r+l2,u+l1,v+r+l2+l3);

line(u-l1,v+r+l2+l3,round(u-l1-(l3/3)),v+r+l2+l3);

line(u+l1,v+r+l2+l3,round(u+l1+(l3/3)),v+r+l2+l3);

line(u-l1,v+r,round(u-l1-(l2*sin(pi/6)/(2*cos(pi/6)))),

round(v+r+(l2/2)));

line(u+l1,v+r,round(u+l1+(l2*sin(pi/6)/(2*cos(pi/6)))),

round(v+r+(l2/2)));

end;

procedure paraschut(u,v:integer; cvet1,cvet2:word);

const

l1=3; l2=12; l3=6; l4=20; r=2; rp=30;

begin

desant(u,v,cvet2); setcolor(cvet1);

line(u-rp,v-l4,u+rp,v-l4);

line(u-rp,v-l4,round(u-l1-(l2*sin(pi/6)/(2*cos(pi/6)))),

round(v+r+(l2/2)));

line(u+rp,v-l4,round(u+l1+(l2*sin(pi/6)/(2*cos(pi/6)))),

round(v+r+(l2/2)));

line(round(u-(rp/2)),v-l4,u,round(v+r+l2/2));

line(round(u+(rp/2)),v-l4,u,round(v+r+l2/2));

ellipse(u,v-l4,0,180,rp,round(2*rp/3));

setfillstyle(solidfill,cvet1); floodfill(u,v-l4-2,cvet1);

end;

procedure zemlya(u,v:integer; cvet1,cvet2:word);

const

rp=30;

begin

setcolor(cvet1);

ellipse(u-40,v+20,0,180,rp,round(2*rp/3));

line(u-40-rp,v+20,u-40+rp,v+20);

setfillstyle(solidfill,cvet1);

floodfill(u-40,v+20-round(2*rp/5),cvet1);

desant(u,v,cvet2);

end;

begin

clrscr; adapter:=detect;

initgraph(adapter,regim,'d:\lang\bp\bgi');

h:=hn; v0:=0; t:=0; k0:=0; k1:=6*pi*mu*r;

k2:=c*pi*sqr(r)*ro/2; v_max:=0;

repeat

t:=t+dt;

if h>h0 then

begin v0:=v0+fv(v0,0,0)*dt; h:=h-fh(v0)*dt;

if v0>v_max then v_max:=v0; end;

if h<=h0 then

begin v0:=v0+fv(v0,k1,k2)*dt; h:=h-fh(v0)*dt;

if v0>v_max then v_max:=v0; end;

until h<=0;

t_max:=t; h_max:=hn;

tmax:=round(t_max); vmax:=round(v_max); hmax:=round(h_max);

if tmax mod 10<>0 then

tmax:=round(t_max)+(10-(round(t_max) mod 10));

if vmax mod 10<>0 then

vmax:=round(v_max)+(10-(round(v_max) mod 10));

if hmax mod 10<>0 then

hmax:=round(h_max)+(10-(round(h_max) mod 10));

kt:=10*(u2-u1)/(11*tmax); kv:=10*(v2-v1)/(11*vmax);

kh:=10*(v22-v11)/(11*hmax);

line(u1,v2,u2,v2); line(u1,v1,u1,v2);

line(u2,v2,u2-10,v2-5);

line(u2,v2,u2-10,v2+5); line(u1,v1,u1-5,v1+10);

line(u1,v1,u1+5,v1+10);

outtextxy(u1-5,v2+5,'O'); outtextxy(u1+10,v1,'V');

outtextxy(u2-10,v2-15,'t');

line(u11,v22,u22,v22); line(u11,v11,u11,v22);

line(u22,v22,u22-10,v22-5);

line(u22,v22,u22-10,v22+5); line(u11,v11,u11-5,v11+10);

line(u11,v11,u11+5,v11+10);

outtextxy(u11-5,v22+5,'O'); outtextxy(u11+10,v11,'H');

outtextxy(u22-10,v22-15,'t');

for i:=1 to 10 do

begin

y:=round(v2-(i*(v2-v1)/11));

x_1:=u1-5; x_2:=u1+5; line(x_1,y,x_2,y);

str(i*vmax/10:3:0,str_1); outtextxy(u1-40,y,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

x:=round(u1+(i*(u2-u1)/11));

y_1:=v2-5; y_2:=v2+5; line(x,y_1,x,y_2);

str(i*tmax/10:2:0,str_1); outtextxy(x-10,v2+10,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

y:=round(v22-(i*(v22-v11)/11));

x_1:=u11-5; x_2:=u11+5; line(x_1,y,x_2,y);

str(i*hmax/10:3:0,str_1); outtextxy(u11-40,y,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

x:=round(u11+(i*(u22-u11)/11));

y_1:=v22-5; y_2:=v22+5; line(x,y_1,x,y_2);

str(i*tmax/10:2:0,str_1); outtextxy(x-10,v22+10,str_1);

end;

u:=100; d:=0; k:=460/hn; v:=round(470-k*h);

desant(u,v,1); delay(40000); desant(u,v,0);

h:=hn; v0:=0; t:=0;

u1_t:=round(u1+kt*t); u11_t:=round(u11+kt*t);

v1_v:=round(v2-kv*v0); v1_h:=round(v22-kh*hn);

repeat

t:=t+dt;

if h>h0 then

begin

v0:=v0+fv(v0,0,0)*dt; h:=h-fh(v0)*dt; k0:=k0+1;

if k0=round(t_max/(40*dt)) then

begin v:=round(460-k*h); desant(u,v,1);

delay(40000); desant(u,v,0); setcolor(white);

str(v0:6:2,str_v); str(h:6:2,str_h);

str(t:6:2,str_t);

outtextxy(150,10+d,str_vv+str_v);

outtextxy(240,10+d,str_hh+str_h);

outtextxy(330,10+d,str_tt+str_t);

d:=d+10; k0:=0;

u2_t:=round(u1+kt*t); u22_t:=round(u11+kt*t);

v2_v:=round(v2-kv*v0); v2_h:=round(v22-kh*h);

setcolor(2); line(u1_t,v1_v,u2_t,v2_v);

setcolor(3); line(u11_t,v1_h,u22_t,v2_h);

u1_t:=u2_t; v1_v:=v2_v; u11_t:=u22_t; v1_h:=v2_h;

end;

end;

if h<=h0 then

begin

v0:=v0+fv(v0,k1,k2)*dt; h:=h-fh(v0)*dt;

k0:=k0+1;

if k0=round(t_max/(40*dt)) then

begin v:=round(460-k*h); paraschut(u,v,15,1);

delay(40000); paraschut(u,v,0,0);

setcolor(white);

str(v0:6:2,str_v); str(h:6:2,str_h);

str(t:6:2,str_t);

outtextxy(150,10+d,str_vv+str_v);

outtextxy(240,10+d,str_hh+str_h);

outtextxy(330,10+d,str_tt+str_t);

d:=d+10; k0:=0;

u2_t:=round(u1+kt*t); u22_t:=round(u11+kt*t);

v2_v:=round(v2-kv*v0); v2_h:=round(v22-kh*h);

setcolor(2); line(u1_t,v1_v,u2_t,v2_v);

setcolor(3); line(u11_t,v1_h,u22_t,v2_h);

u1_t:=u2_t; v1_v:=v2_v; u11_t:=u22_t;

v1_h:=v2_h;

end;

end;

until (h<=0) or keypressed;

str(v_max:6:2,str_v); outtextxy(10,100,str_vmax+str_v);

str(t_max:6:2,str_t); outtextxy(10,200,str_tmax+str_t);

delay(40000); zemlya(u,v,15,1); readln; closegraph;

end.

2.2. Движение тела с переменной массой: взлет ракеты. Данная задача рассматривается в максимально упрощенной постановке. Основные цели моделирования следующие:

1) Понять, как меняется скорость ракеты во время взлета, как влияют на полет разные факторы.

2) Оценить оптимальное соотношение параметров, при котором ракета достигнет первой космической скорости и сможет вывести на орбиту полезный груз.

При моделировании предполагается, что величина силы тяги постоянна на всем этапе разгона.

Поскольку ракета очень быстро набирает высокую скорость, то можно пренебречь линейной составляющей силы сопротивления: . Кроме того, необходимо учесть убывание массы ракеты в процессе взлета. Будем считать, что топливо расходуется равномерно вплоть до его полного выгорания:

где – начальная масса ракеты, – масса полезного груза, выводимо на орбиту, – расход топлива.

Уравнение второго закона Ньютона с учетом всех сил действующих на ракету имеет вид:

.

Проецируя данное равенство на вертикальную ось, получим

.

Поскольку ракета взлетает на высоту в сотни километров, то сила сопротивления в менее плотных слоях атмосферы не может быть такой же, как вблизи поверхности Земли (при равных скоростях).

Математически зависимость плотности атмосферы от высоты задается формулой – , где .

В итоге система дифференциальных уравнений, описывающая взлет ракеты имеет вид

Данную модель можно усовершенствовать – учесть наличие у ракеты нескольких ступеней, каждая из которых имеет свой запас топлива, и тягу двигателя – считая, что после уменьшения массы до некоторого значения сила тяги изменяется скачком.

Полный код программы, моделирующей взлет ракеты, имеет вид:

program kosmos;

uses

crt,graph;

const

m0=20000000; mk=200000; alfa=200000; beta=0.000129;

ft=400000000; g=9.8; ro=1.29; r=2; c=0.4; dt=0.001;

str_hh='h='; str_vv='v='; str_tt='t=';

u1=400; u2=630; v1=10; v2=220;

u11=400; u22=630; v11=240; v22=450;

tmax=100; vmax=9000; hmax=150000;

var

t,v,h,m,s,kt,kv,kh,vvv:extended;

rx,ry,yh,yv,yt:longint;

adapter,regim,k0,i:integer;

x,y,x_1,x_2,y_1,y_2:integer;

str_h,str_v,str_t,str_1:string;

v_1,t1,v_2,t2,h1,tt1,h2,tt2:longint;

function f1(v,m,h:extended):extended;

begin f1:=(ft-m*g-(c*ro*exp(-beta*h)*s*v*v/2))/m; end;

function f2(v:extended):extended;

begin f2:=v; end;

procedure raketa(ry,rx:longint; cvet1,cvet2:word);

const

dh=32; dl=16; dl1=8; dh1=12; rh=2; dog=8;

begin

setcolor(cvet1);

line(rx-dl1,ry,rx,ry-dh1); line(rx,ry-dh1,rx,ry-dh);

line(rx+dl,ry-dh,rx+dl,ry-dh1);

line(rx+dl,ry-dh1,rx+dl+dl1,ry);

line(rx-dl1,ry,rx+dl+dl1,ry);

ellipse(rx+round(dl/2),ry-dh,0,180,round(dl/2),

round(dl/3));

setfillstyle(solidfill,cvet1);

floodfill(round(rx+dl/2),round(ry-dh/2),cvet1);

setcolor(cvet2);

line(rx-dl1,ry+rh,rx+dl+dl1,ry+rh);

line(rx-dl1,ry+rh,trunc(rx+dl/2),ry+rh+dog);

line(rx+dl+dl1,ry+rh,trunc(rx+dl/2),ry+rh+dog);

setfillstyle(solidfill,cvet2);

floodfill(trunc(rx+dl/2),trunc(ry+rh+dog/2),cvet2);

end;

procedure polet;

begin

ry:=round(470-(h/320)); raketa(ry,rx,yellow,red);

delay(30000); raketa(ry,rx,black,black);

end;

begin

clrscr;

adapter:=detect;

initgraph(adapter,regim, 'd:\lang\bp\bgi');

rx:=30; ry:=470; t:=0; v:=0; h:=0; k0:=0; s:=pi*r*r;

setbkcolor(cyan);

raketa(ry,rx,yellow,red); raketa(ry,rx,black,black);

setcolor(white);

line(u1,v1,u1,v2); line(u1,v2,u2,v2);

line(u1,v1,u1-3,v1+5); line(u1,v1,u1+3,v1+5);

line(u2,v2,u2-5,v2-3); line(u2,v2,u2-5,v2+3);

outtextxy(u1-5,v2+5,'O'); outtextxy(u1+7,v1,'V');

outtextxy(u2,v2+5,'t');

line(u11,v11,u11,v22); line(u11,v22,u22,v22);

line(u11,v11,u11-3,v11+5); line(u11,v11,u11+3,v11+5);

line(u22,v22,u22-5,v22-3); line(u22,v22,u22-5,v22+3);

outtextxy(u11-5,v22+5,'O'); outtextxy(u11+7,v11,'H');

outtextxy(u22,v22+5,'t');

kt:=10*(u2-u1)/(11*tmax); kv:=10*(v2-v1)/(11*vmax);

kh:=10*(v22-v11)/(11*hmax);

for i:=1 to 10 do

begin

y:=round(v2-(i*(v2-v1)/11));

x_1:=u1-5; x_2:=u1+5; line(x_1,y,x_2,y);

str((vmax/10)*i:4:0,str_1); outtextxy(u1-40,y,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

x:=round(u1+(i*(u2-u1)/11));

y_1:=v2-5; y_2:=v2+5; line(x,y_1,x,y_2);

str(i*tmax/10:2:0,str_1); outtextxy(x-10,v2+10,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

y:=round(v22-(i*(v22-v11)/11));

x_1:=u11-5; x_2:=u11+5; line(x_1,y,x_2,y);

str(i*hmax/10:6:0,str_1); outtextxy(u11-60,y,str_1);

end;

for i:=1 to 10 do

begin

x:=round(u11+(i*(u22-u11)/11));

y_1:=v22-5; y_2:=v22+5; line(x,y_1,x,y_2);

str(i*tmax/10:2:0,str_1); outtextxy(x-10,v22+10,str_1);

end;

v_1:=v2; t1:=u1; h1:=v22; tt1:=u11;

repeat

m:=m0-alfa*t; v:=v+f1(v,m,h)*dt; h:=h+f2(v)*dt;

setcolor(red); v_2:=round(v2-kv*v); t2:=round(u1+kt*t);

line(t1,v_1,t2,v_2); v_1:=v_2; t1:=t2;

setcolor(blue);

h2:=round(v22-kh*h); tt2:=round(u11+kt*t);

line(tt1,h1,tt2,h2); h1:=h2; tt1:=tt2;

k0:=k0+1;

if k0=3000 then

begin

polet;

setcolor(white);

str(h:9:2,str_h);

yh:=yh+13;

outtextxy(80,yh,str_hh+str_h);

str(v:7:2,str_v);

yv:=yv+13;

outtextxy(190,yv,str_vv+str_v);

str(t:3:0,str_t);

yt:=yt+13;

outtextxy(280,yt,str_tt+str_t);

k0:=0;

end;

t:=t+dt;

until (m<=mk) or keypressed;

setcolor(white);

str(h:9:2,str_h);

outtextxy(80,450,str_hh+str_h);

str(v:7:2,str_v);

outtextxy(190,450,str_vv+str_v);

str(t:6:3,str_t);

outtextxy(280,450,str_tt+str_t);

readln; closegraph;

end.

2.3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Тело, брошенное под углом к горизонту, с начальной скоростью , летит, если не учитывать сопротивления воздуха, по параболе, и через некоторое время падает на землю. Для решения поставленной задачи выполним следующие преобразования. Разложим начальную скорость тела на горизонтальную и вертикальную составляющие:

, .

Так как движение тела по вертикали происходит под действием постоянной силы тяжести, то оно является равнозамедленным до достижения верхней точки траектории полета и равноускоренным – после нее; движение же по горизонтали является равномерным. Учитывая, что , проекция вектора скорости на вертикальную ось имеет вид . Так как в верхней точке траектории , то время подъема определяется равенством . Зная время подъема можно найти на какую максимальную высоту поднимется тело: . Проецируя уравнение на вертикальную ось, получим:

. Отсюда следует, что .

Общее время движения, без учета сопротивления воздуха, . За это время, двигаясь равномерно вдоль оси со скоростью , тело пройдет путь или .

Для нахождения траектории достаточно из текущих значений и исключить :

, ;

следовательно, . На основании последнего равенства в частности делается вывод о том, что траекторией движения тела брошенного под углом к горизонту является парабола.

Полученные формулы могут, в частности, послужить для тестирования будущей компьютерной модели. При достаточно большой начальной скорости сопротивление воздуха может значительно изменить характер движения. Прежде чем выписывать уравнения оценим какая из составляющих силы сопротивления – линейная или квадратичная по скорости – дает больший вклад в эту силу, и нельзя ли одной из этих составляющих пренебречь. Оценку проведем для шарика радиусом , движущегося со скоростью 1 м/с. По порядку величины оценка не зависит от формы тела.

Линейная составляющая силы сопротивления равна:

,

а квадратичная составляющая силы сопротивления

.

Величины и сопоставимые (так как они различаются менее чем в 5 раз). При увеличении размера тела растет быстрее чем (, ), при увеличении скорости также растет быстрее, чем (, ). Таким образом, если мы моделируем движение брошенного мяча или камня, то необходимо в уравнениях учитывать обе составляющие силы сопротивления, но если моделировать полет снаряда, выпущенного из орудия, где скорость полета почти на всем его протяжении сотни метров в секунду, то линейной составляющей силы сопротивления можно пренебречь.

Проецируя уравнение на оси и , получим

, .

Поскольку в каждой точке траектории сила сопротивления направлена по касательной к траектории в сторону, противоположную движению, то

,

,

где – угол между текущим направлением скорости и осью х. Подставляя это в уравнение и учитывая, что , и , получаем систему дифференциальных уравнений моделирующую движение тела под углом к горизонту с учетом силы сопротивления:

(2.3)

Далее рассмотрим прием, достаточно популярный в физическом моделировании, называемый обезразмериванием [3]. При решении конкретных задач пользуются определенной системой единиц (СИ), в которой далеко не все числовые значения лежат в удобном диапазоне. Кроме того, абсолютные значения величин не всегда дают достаточно информации для качественного понимания. Идея обезразмеривания заключается в переходе от абсолютных значений расстояний, скоростей, времен и т.д. к относительным, причем отношения строятся к величинам, типичным для данной ситуации. В рассматриваемой задаче при отсутствии сопротивления воздуха имеем значения , , , определенные выше; сопротивление воздуха изменит характер движения, и если ввести в качестве переменных величины

, ,

– безразмерные расстояния по осям и время, – то при отсутствии сопротивления воздуха переменные , будут изменяться в диапазоне от 0 до 1, а в задаче с учетом сопротивления отличия их максимальных значений от единицы ясно характеризуют влияние этого сопротивления. Для скоростей вводятся безразмерные переменные, равные отношению проекции скорости на оси и к начальной скорости : , .

Перейдем последовательно от системы (2.3) к системе с безразмерными переменными.

Для первого уравнения системы (2.3) имеем:

.

На основании последнего равенства первое уравнение системы (2.3) преобразуется к виду

. (2.4)

Преобразование (2.4) влечет

,

где , .

Для второго уравнения системы (2.3) имеет место следующий аналог равенства (2.4)

,

преобразование которого дает второе уравнение в безразмерных переменных:

.

Для получения третьего уравнения системы имеем

.

Заменяя в третьем уравнение (2.3) на , получим

, или .

Для четвертого уравнения справедливо

.

В результате получена следующая система дифференциальных уравнений

(2.5)

Начальные значения для безразмерных переменных имеют следующих вид:

, , , .

Важнейшая роль обезразмеривания – установление законов подобия. У изучаемого движения есть множество вариантов, определяемых наборами значений параметров, входящих в систему (2.3) или являющихся для них начальными условиями: , , , , , . После обезразмеривания переменных появляются безразмерные комбинации параметров – в данном случае , , – фактически определяющие характер движения. Если изучаются два разных движения с разными размерными параметрами, но такие, что , и одинаковы, то движения будут качественно одинаковы. Число таких комбинаций обычно меньше числа размерных параметров (в данном случае вдвое), что также создает удобство при полном численном исследовании всевозможных ситуаций, связанных с этим процессом. Кроме того величины , , , , физически легче интерпретировать, чем их размерные аналоги, так как они измеряются относительно величин, смысл которых очевиден.

Прежде чем начинать численное моделирование, заметим, что при учете лишь линейной составляющей силы сопротивления модель допускает аналитическое решение. Система (2.5) при сравнительно элементарно интегрируется.

Разделяя переменные в первом уравнении (2.5) получим . Отсюда или . Учитывая, что окончательно получаем, что

. (2.6)

Аналогично решается второе уравнение, а именно, . Интегрируя последнее равенство, получим . Отсюда следует, что . С учетом начального условия решение второго уравнения (2.5) имеет вид:

.

Заменяя в третьем уравнении (2.5) на его представление (2.6) и разделяя переменные получим . Решение этого уравнения имеет вид . С учетом начального условия получим .

При решении четвертого уравнения системы (2.5) получаем . Отсюда следует, что . Окончательно с учетом начального условия, получаем .

Таким образом, решение системы (2.5) при имеет вид:

(2.7)

Находя из третьего уравнения системы время () и подставляя его в последнее уравнение системы (2.7) получаем уравнение траектории

. (2.8)

Формула (2.8) не из тех, которые привычно визуализируются, например, по сравнению с совершенно отчетливой формулой , и здесь компьютер может быть полезен в том, чтобы составить ясное представление о влиянии линейной части силы сопротивления на изучаемое движение.

Далее приводится код программы, моделирующей движение снаряда, выпущенного из пушки под углом к горизонту из диапазона от нуля до девяноста градусов.

program artileriya;

uses

crt,graph;

const

g=9.8; ro=1.29; r=0.05; c=0.4; dt=0.01; v_n=100;

m=4; mu=0.0182; l_stvola1=50;

u0=50; v0=430; umin=u0; umax=300; vmin=220; vmax=v0;

u1alfa=150; u2alfa=370; v1l=10; v2l=170;

u0alfa=u1alfa; v0l=v2l;

str_ll='l='; str_aa='alfa='; str_lmax='lmax=';

var

adapter,regim,i, x_l1,x_l2,y_l,x_a,y_a1,y_a2:integer;

t,vx,vy,vxx,alfa,l,l0,h,s,k1,k2:extended;

lmax,hmax,alfalmax,alfahmax,ku,kv,kl,kalfa:extended;

k0,u,v,u1_alfa,u2_alfa,v1_l,v2_l,

u00,v00,aa,ll,ud:integer;

str_l,str_alfa,str_1:string;

function fvx(vx,vy:extended):extended;

begin fvx:=-(k2*sqrt(sqr(vx)+sqr(vy))+k1)*vx/m; end;

function fvy(vx,vy:extended):extended;

begin fvy:=(-(k2*sqrt(sqr(vx)+sqr(vy))+k1)*vy/m)-g; end;

function fx(vx:extended):extended;

begin fx:=vx; end;

function fy(vy:extended):extended;

begin fy:=vy; end;

procedure puschka(cvet:word);

const

r_stvola=8; r_colesa=20; l_stvola2=40;

u1=u0-l_stvola2; u2=u0+l_stvola1; v1=v0-r_stvola;

v2=v0+r_stvola;

r1=abs(u0-u1); r2=abs(u0-u2); l1=abs(v0-v1);

l2=abs(v0-v2);

var

u_1,v_1,u11,v11,u22,v22,u_2,v_2,u33,v33,u44,v44:integer;

begin

setcolor(cvet);

circle(round(u0+r_colesa*sin(alfa)),

round(v0+r_colesa*cos(alfa)),r_colesa);

arc(u00,v00,round(90+((alfa*180)/pi)),

round(270+((alfa*180)/pi)),r_stvola);

u_1:=round(u0-l1*sin(alfa)); v_1:=round(v0-l1*cos(alfa));

u11:=round(u_1-r1*cos(alfa));

v11:=round(v_1+r1*sin(alfa));

u22:=round(u_1+r2*cos(alfa));

v22:=round(v_1-r2*sin(alfa));

u_2:=round(u0+l2*sin(alfa)); v_2:=round(v0+l2*cos(alfa));

u33:=round(u_2+r2*cos(alfa));

v33:=round(v_2-r2*sin(alfa));

u44:=round(u_2-r1*cos(alfa));

v44:=round(v_2+r1*sin(alfa));

line(u11,v11,u22,v22); line(u33,v33,u44,v44);

line(u44,v44,u11,v11);

setfillstyle(solidfill,cvet);

floodfill(round(u0+r_colesa*sin(alfa)),

round(v0+r_colesa*cos(alfa)),cvet);

floodfill(round(u0-(l_stvola2-2)*cos(alfa)),

round(v0+(l_stvola2-2)*sin(alfa)),cvet);

floodfill(round(u0+(r_stvola-2)*sin(alfa)),

round(v0+(r_stvola-2)*cos(alfa)),cvet);

end;

procedure polet;

const rr=5;

begin

u:=round(u00+ku*l); v:=round(v00-kv*h); setcolor(red);

circle(u,v,rr);

setfillstyle(solidfill,red); floodfill(u,v,red);

delay(round(100000/(m*v_n)));

setcolor(black); circle(u,v,rr);

setfillstyle(solidfill,black); floodfill(u,v,black);

end;

begin

clrscr; adapter:=detect;

initgraph(adapter,regim,'d:\lang\bp\bgi');

setcolor(white); s:=pi*r*r; k1:=6*pi*mu*r; k2:=c*s*ro/2;

lmax:=0; hmax:=0; alfa:=0; alfalmax:=0; alfahmax:=0;

repeat

t:=0; h:=0; l:=0; vx:=v_n*cos(alfa); vy:=v_n*sin(alfa);

repeat

vxx:=vx; vx:=vx+dt*fvx(vx,vy); vy:=vy+dt*fvy(vxx,vy);

l:=l+dt*fx(vx); h:=h+dt*fy(vy); t:=t+dt;

if alfa=0 then l0:=l; if h>=hmax then begin hmax:=h;

alfahmax:=alfa; end;

until (h<=0) and (t>0);

if l>=lmax then begin lmax:=l; alfalmax:=alfa; end;

alfa:=alfa+(pi/180);

until alfa>=pi/2;

ku:=(umax-umin)/lmax; kv:=(vmax-vmin)/hmax;

kalfa:=9*(u2alfa-u1alfa)/(5*pi);

kl:=(v2l-v1l)/(10*lmax/9);

line(u1alfa,v1l,u1alfa,v2l); line(u1alfa,v2l,u2alfa,v2l);

line(u2alfa,v2l,u2alfa-10,v2l+5);

line(u2alfa,v2l,u2alfa-10,v2l-5);

line(u1alfa,v1l,u1alfa-5,v1l+10);

line(u1alfa,v1l,u1alfa+5,v1l+10);

outtextxy(u2alfa-25,v2l-17,'ALFA');

outtextxy(u1alfa-15,v1l,'L');

outtextxy(u1alfa-5,v2l+5,'O');

for i:=1 to 9 do

begin

y_l:=round(v2l-(i*(v2l-v1l)/10));

x_l1:=u1alfa-5; x_l2:=u1alfa+5; line(x_l1,y_l,x_l2,y_l);

str(i*round(lmax/9):4,str_1);

outtextxy(u1alfa-40,y_l,str_1);

end;

for i:=1 to 9 do

begin

x_a:=round(u1alfa+(i*(u2alfa-u1alfa)/10));

y_a1:=v2l-5; y_a2:=v2l+5; line(x_a,y_a1,x_a,y_a2);

str((10*i):2,str_1); outtextxy(x_a-5,v2l+10,str_1);

end;

alfa:=0; u1_alfa:=round(u0alfa+kalfa*alfa);

v1_l:=round(v0l-kl*l0);

aa:=0; ll:=0; ud:=0;

repeat

t:=0; h:=0; l:=0; k0:=0; vx:=v_n*cos(alfa);

vy:=v_n*sin(alfa);

u00:=round(u0+l_stvola1*cos(alfa));

v00:=round(v0-l_stvola1*sin(alfa));

puschka(6); polet;

repeat

vxx:=vx; vx:=vx+dt*fvx(vx,vy); vy:=vy+dt*fvy(vxx,vy);

l:=l+dt*fx(vx); h:=h+dt*fy(vy); t:=t+dt; k0:=k0+1;

if k0=3 then begin polet; k0:=0; end;

until (h<=0) and (t>0);

puschka(0); setcolor(red);

str((180*alfa/pi):2:0,str_alfa);

outtextxy(380+ud,aa,str_aa+str_alfa);

aa:=aa+10;

str(l:4:0,str_l); outtextxy(450+ud,ll,str_ll+str_l);

ll:=ll+10;

if round(180*alfa/pi)=45 then

begin ud:=140; aa:=0; ll:=0; end;

u2_alfa:=round(u0alfa+kalfa*alfa);

v2_l:=round(v0l-kl*l);

line(u1_alfa,v1_l,u2_alfa,v2_l);

u1_alfa:=u2_alfa; v1_l:=v2_l;

alfa:=alfa+(pi/180);

until (round(180*alfa/pi)>90) or keypressed;

str(lmax:8:3,str_l); outtextxy(60,300,str_lmax+str_l);

str(round(180*alfalmax/pi):2,str_alfa);

outtextxy(60,350,str_aa+str_alfa);

readln; closegraph;

end.

2.4. Движение небесных тел. Законы Кеплера. Движение заряженных частиц. По закону всемирного тяготения сила притяжения, действующая между двумя телами, пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Если поместить начало системы координат на одном из тел (размерами тел по сравнению с расстоянием между ними будем пренебрегать), математическая запись силы, действующей на второе тело, имеет вид

, (2.9)

где – гравитационная постоянная.

Рис. 2.2. Выбор системы координат при решении

задачи двух тел

Знак «минус» в формуле (2.9) связан с тем, что гравитационная сила является силой притяжения, т.е. стремится уменьшить расстояние между телами.

Далее ограничимся изучением взаимного движения двух тел. Рассмотрим движение одного из тел с точки зрения наблюдателя, находящегося на втором, т.е., например, движения планеты или кометы относительно Солнца, Луны относительно Земли, пренебрегая при этом относительно небольшими силами притяжения от всех прочих небесных тел.

Уравнение, описывающее движение тела массой в указанной выше системе координат, имеет вид

или в проекциях на оси ,

, . (2.10)

Очень часто космические тела движутся практически с постоянной скоростью по орбитам, близким к круговым. Для таких орбит легко найти элементарное соотношение между скоростью и радиусом. В этом случае сила тяготения выступает в роли центростремительной, а центростремительная сила при постоянной скорости выражается известной из курса физики формулой . Таким образом, имеем

или . (2.11)

Период движения по такой орбите определяется равенством .

Отсюда вытекает один из законов Кеплера: отношение кубов радиусов орбит любых двух планет Солнечной системы равно отношению квадратов периодов их обращения вокруг Солнца, т.е. . Если соотношение (2.11) нарушено, то орбита не будет круговой. Выяснить какой она будет, можно в ходе численного моделирования. Для этого сведем (2.10) к системе из четырех дифференциальных уравнений первого порядка:

(2.12)

Возможными траекториями движения, описываемые системой (2.12), являются эллипс, парабола и гипербола.

Законы Кеплера

1) Всякая планета движется по эллиптической орбите с общим фокусом, в котором находится Солнце.

2) Каждая планета движется так, что ее радиус-вектор за одинаковые промежутки времени описывает равные площади; на рисунке 2.3 промежутки времени движения от к , и от к считаются одинаковыми, а площади секторов и равны. Это означает, что чем ближе планета к Солнцу, тем у нее больше скорость движения по орбите.

Рис. 2.3. Иллюстрация второго закона Кеплера

3) Отношение кубов больших полуосей орбит двух любых планет солнечной системы равно отношению квадратов периодов их обращения вокруг Солнца.

Система (2.12) описывает движение не только планет, но и любых тел, попадающих в поле тяготения большой массы. Так, в Солнечной системе существует большое количество комет, движущихся по чрезвычайно вытянутым эллиптическим орбитам с периодами от нескольких земных лет до нескольких миллионов земных лет. Траектория небесных тел, не являющихся постоянными членами Солнечной системы, а залетевших в нее издалека, определяется их скоростью – если она достаточно велика, то орбита будет гиперболической, и, облетев Солнце, тело покинет Солнечную систему, если нет – перейдет на эллиптическую орбиту и станет частью системы; пограничная между ними орбита – параболическая.

Закон Кулона, описывающий взаимодействие двух точечных зарядов и имеет вид , где – электрическая постоянная.

Рассмотрим задачу – движение «малого» заряда некоторого знака в поле, созданным «большим» неподвижным зарядом другого знака [3]. Эта задача после обезразмеривания уравнений в точности такая же, как и описанная выше задача движения «малого» небесного тела.

В общем случае данная задача описывается следующей системой дифференциальных уравнений

В электростатике рассматривается широкий круг задач, не имеющих аналога в гравитации. Простейшими из них являются следующие:

1. Движение «малого» заряда в поле «большого» при взаимном отталкивании.

2. Движение заряженного тела в поле, созданном несколькими фиксированными зарядами произвольных знаков (заряды могут лежать как в одной плоскости, так и в разных).

3. Движение заряженного тела между пластинами конденсатора.

При решении последней задачи закон Кулона нельзя применить напрямую, потому что заряженная пластина не может рассматриваться как точечных заряд. При моделировании можно воспользоваться следующим приемом: разбить пластину на «элементарные» квадраты, каждому из которых приписать заряд и заменить пластину набором «точечных зарядов», взаимодействующих с пролетающей частицей.

2.5. Колебания математического маятника. Колебательное движение – одно из самых распространенных в природе. Разнообразные маятники в часах и других технических устройствах, колебания мембран и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.01 с.)