Учебно-методологические материалы к теме 9 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методологические материалы к теме 9



Практическое занятие

Проблема принципала и агента, лежащая в основе функционирования любой организации, ввиду своей сложности и многогранности открывает широкие исследовательские перспективы. Обсуждая ее в ходе практического занятия, стоит остановиться на следующих моментах:

1. Выбор для анализа ситуации, иллюстрирующей проблему принципала и агента.

Таблица 18.1

Критерий сравнения Предприятие К Предприятие А Предприятие J Предприятие П
Целевая функция Выполнение плана с нормальной напряженностью Максимизация прибыли Максимизация организационной квазиренты через рост объемов производства и продаж Выживание предприятия, сохранение трудового коллектива
Структура собственности Формально – государственная, реально – собственность "контор" Акционерная, с преобладанием среди акционеров физических лиц Формально – акционерная, реально – акционерная с элементами коллективного предприятия Формально – акционерная, реально – "рекомбинированная"
Принципал "Контора" (министерство, ведомство) Индивидуальные акционеры Коалиция акционеров и квазипостоянных работников Руководство предприятия
Степень жесткости бюджетного ограничения65 0-2   3-4 2-3
Характеристика внешней среды Стабильная Риск Риск Неопределенная
Способы решения проблемы принципала и агента Непосредственный контроль в трех формах (административный, партийный, профсоюзный или советский) Через "голос" или через "выход" Использование модели фирмы как коалиция агентов Политика патернализма во взаимоотношениях руководства предприятия и его работников
Факторы, определяющие структуру хозяйственных связей Все горизонтальные связи осуществляются через вертикальные (в рамках выделения ресурсов) Минимизация трансакционных издержек Минимизация трансакционных издержек и распределение риска между смежниками различных эшелонов Сохранение сложившихся ранее связей, отказ от поиска новых ввиду высоких трансакционных издержек
Взаимоотношения с государством Подчинение командам, исходящим от планового органа Полная независимость Использование в качестве арбитра при возникновении конфликтов с другими предприятиями Формальная независимость, но государство берет на себя часть обязательств в рамках реальной централизации управления пассивами
Политика занятости Спрос на труд как функция от ожидаемой величины дефицита ресурсов Спрос на труд как функция от ожидаемого спроса на продукцию и производительности труда предельного работника Спрос на труд квазипостоянных работников стабилен, ожидаемый спрос на продукцию влияет лишь на размеры частичной и временной занятости66 Спрос на труд стабилен ввиду ориентации на сохранение ядра трудового коллектива, "навес" избыточной занятости сокращается за счет добровольных увольнений67
Политика заработной платы Фиксированная, на основе единой тарифной сетки Гибкая, в зависимости от предельной производительности труда Фиксированная, в зависимости от места работника в иерархии рангов Фиксированная
Координация деятельности работников Вертикальная, на основе выполнения команд дирекции Вертикальная, дирекция специализируется на обеспечении координации Горизонтальная, ротация работников и установление прямых связей между подразделениями Вертикальная, на основе зависимости работников от дирекции (достигаемой с помощью патернализма)
Форма профсоюза Отраслевой Отраслевой Профсоюз предприятия Отраслевой
Функции профсоюза Дополнительный механизм контроля работников; распределение социальных благ Посредник при возникновении конфликтов работников с работодателями Представительство интересов всех "инсайдеров", от рядовых работников до дирекции Профсоюзы обладают минимальным мобилизующим потенциалом68

2. Анализ причин возникновения асимметричности информации и высоких издержек контроля над действиями агента.

3. Формы оппортунистического поведения агента и издержки, с ним связанные.

4. Варианты решения проблемы принципала и агента.

В качестве иллюстрации проблемы принципала и агента были избраны взаимоотношения управляющего коммерческим банком (принципала) и его агента на срочном валютном рынке – трейдера 69. Оппортунизм трейдера может заключаться в его игре на срочном рынке от имени и за счет своего банка, но в своих интересах. Выбор такой иллюстрации проблемы принципала и агента продиктован двумя причинами. Во-первых, еще свежа память о крупнейшей махинации в истории банков, когда трейдер старейшего английского банка "Barings", Ник Лисон в 1995 г. своими действиями фактически разорил банк, оставив его с убытками в 4 млрд. ф. ст. Во-вторых, в период расцвета рынка срочных валютных контрактов в России (1996-1998 гг.) оппортунизм трейдеров представлял собой серьезную проблему и для российских банков.

Для банка сложность контроля над действиями трейдера заключается в том, что в течение торговой сессии биржи или в течение операционного дня, когда работает внебиржевой рынок, достаточно сложно в оперативном режиме отследить и оценить целесообразность сделок, заключаемых трейдером. В течение дня колебания котировок могут достигать достаточно больших значений. Угадывание момента, в который следует нажать на клавишу и заключить сделку, является исключительно компетенцией трейдера. Иногда решение о заключении сделки нужно принимать в течение нескольких секунд. "Трейдерам платят за то, чтобы они были в состоянии правильно оценить изменения рыночной конъюнктуры. Знания и чутье могут способствовать тому, чтобы позиция прибыли продержалась подольше, а позиция убытков поскорее прервалась. Если день или год завершаются с результатом 55 / 45, то это уже достойный результат. Потому что при последнем значении речь идет только о 5 % прибыли, если исходить из среднего значения 50 % прибыли и 50 % убытков. То, что торговец попеременно выигрывает или проигрывает, является нормальным. Однако он не должен выходить за рамки лимита. Это альфа и омега, этого не произошло в случае с "Barings""70.

Сложности в оценке банком действий трейдера создают для трейдера стимул использовать это преимущество в свою пользу.

Например, цена (курс) заключенных форвардных сделок в течение дня характеризуется следующими данными:

  Руб./дол.
Открытие 26,2025
Закрытие 26,2000
Средневзвешенная 26,2175
Минимальная 26,1450
Максимальная 26,2225

Вопрос о том, будет ли рассматриваться форвардная сделка по продаже, заключенная трейдером по цене 26,15, если другой противоположной форвардной сделкой по покупке по цене 26,20 трейдер закрыл позицию с убытком, как заключенная не по рыночной цене и, возможно, заведомо с убытком, однозначного решения не имеет.

Самый простой способ оппортунистического поведения трейдера банка на срочном валютном рынке может быть проиллюстрирован следующим примером с использованием вышеприведенных цен заключенных форвардных сделок.

Допустим, у трейдера банка А максимальный дневной лимит, в пределах которого он может открыть позицию, 5 млн. дол. Трейдер банка А заключает со своим соучастником в лице трейдера банка Б форвардную сделку по продаже по цене 26,15. Через некоторое время эти же лица заключают обратную сделку по цене 26,20 и банк А закрывает позицию с убытком. Если величина базового актива по сделке 1 млн. дол., то банк А несет убыток, а банк Б выигрывает в размере 50 тыс. руб. Выигрыш делится между банком Б и трейдером банка А. Если трейдеру банка А удастся в тот же день заключить одну или несколько срочных сделок с прибылью для своего банка, кто будет винить его за одну неудачную сделку? Ну проиграл чуток, с кем не бывает...

Чуть более изощренный вариант. Обратной сделки между теми же банками не происходит, иначе такая операция будет явно видна, особенно если оба банка небольшие и имеют небольшие обороты. Банк Б продает купленную у банку А валюту любому третьему банку. В этом случае важно, чтобы курс продажи банком Б третьему банку был выше, чем курс покупки им у банка А. Это легко достигается, если сначала трейдер банка Б продаст по форвардной сделке валюту любому третьему, банку, а затем, зная курс своей продажи, заключит форвардную сделку по покупке с трейдером банка А по более низкому курсу.

Возможности проведения трейдерами подобных операций и их масштаб тем больше, чем больше банк, чем больше общий объем операций, проводимых банком, чем слабее в этом банке система внутреннего контроля. Для ограничения оппортунизма трейдеров используются все три основные схемы: соревнование агентов, участие агентов в результатах деятельности банка и развитие особой организационной культуры. Впрочем, использование соревнования трейдеров в качестве метода борьбы с их оппортунизмом ограничено спецификой рынка срочных валютных контрактов. Напомним, что соревнование агентов способствует выбору ими более рисковых стратегий, способных вывести срочный рынок из состояния равновесия через механизм самореализующихся ожиданий (self-fulfilling prophecies)71. Из остающихся в распоряжении управляющих банками двух методов борьбы с оппортунизмом трейдеров особый интерес представляет развитие особой организационной культуры. Речь идет о нормах профессиональной этики, регулирующих поведение трейдеров. Эти нормы закреплены в различных кодексах банков и бирж. Например, особый кодекс регулирует отношения между принципалами и трейдерами, действующими на срочном валютном рынке в Лондоне72. Интересно, что даже нормативные документы Центрального банка РФ содержат отсылки к нормам профессиональной этики как одному из оснований системы внутреннего контроля в банках73.

Вопросы для повторения

1. Как организована система контроля над работой студента в вашем институте? Элементы каких моделей она включает: соревнование агентов, участие агентов в результатах совместной деятельности, учебное заведение как коалиция агентов?

2. Выберите организацию, которая хорошо вам известна, и ответьте на следующие вопросы: как на предприятии решается проблема принципала и агента, какова организационная структура предприятия (унитарная, дивизиональная, холдинг, смешанная), к какому типу относится предприятие?

3. Каким вариантам решения проблемы принципала и агента соответствуют два этапа борьбы за повышение производительности труда в СССР, о которых говорит Л. Троцкий: "Применявшиеся в годы первой пятилетки и в начале второй методы ударничества были основаны на агитации, на личном примере, на административном нажиме... На основе применения сдельной или поштучной заработной платы ударничество сменилось так называемым стахановским движением. В погоне за рублем, который теперь получил реальное значение, рабочие начинают больше заботиться о своих машинах и более тщательно использовать рабочее время. Стахановское движение в огромной степени сводится к интенсификации труда и даже к удлинению рабочего дня"74.

4. К какому типу предприятия может относиться филиал американской фирмы, работающий на российском рынке? Какие факторы следует учесть при обосновании вашего ответа?

5. "Верный своему стилю управления Александр Леонтьевич отнюдь не ограничивается изучением бумаг. Знакомясь со сводками, он то и дело поворачивается к телефонному столику, звонит по вертушке, соединяется с министрами, начальниками главков, требует ответа... Не довольствуясь объяснениями из министерских кабинетов, следуя правилу ничего не брать на веру, он приказывает секретарю связать его с заводом, вызвать к телефону директора или начальника цеха, а порой даже и мастера"75. Какой вариант решения проблемы принципала и агента лежит в основе стиля управления министра Онисимова, главного героя романа А. Бека?

6. Является ли предприятие переходного типа устойчивой организационной структурой или с помощью данного идеального типа описывается лишь этап в трансформации предприятия К в фирму А?

Основная литератора

Аоки М. Фирма в японской экономике. СПб.: Лениздат, 1995.

Менар К, Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. Гл. 4-6.

Уильямсон О.Е. Экономические институты капитализма. Фирма, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. Гл. 9-11.

Дополнительная литература

Долгопятова Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело, 1995.

Шасиbтко А.Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС – экономический факультет МГУ им. Ломоносова, 1996.

Milgrom P., Roberts J. Economics, Organization and Management. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1992.

Примеры.решения задач

1. Работникам пассажирского автотранспортного предприятия г. Сыктывкара был задан следующий вопрос: "Чьи интересы выражает ваша профсоюзная организация?" Ответы распределились следующим образом: интересы рабочих – 10,7%, администрации – 38,4, не защищает ничьи интересы – 16,4, затруднились ответить – 25,3, не ответили – 9,3%76. К какому типу предприятий, вероятнее всего, относится данное ПАТП?

А. Фирма A.

Б. Предприятие K.

В. Предприятие П.

Г. Фирма J.

Ответ. Б. Вероятнее всего (необходимо рассмотреть и другие критерии), ПАТП близко к идеальному типу предприятия K, на котором профсоюз выступает представителем интересов администрации. Впрочем, высокая доля считающих, что профсоюз не защищает ничьи интересы, и затруднившихся ответить указывает на то, что профсоюз на ПАТП теряет какой-либо мобилизационный потенциал, что характерно уже для предприятия П.

2. Предположим, вы являетесь агентом по продажам и вам предложено на выбор три контракта: первый предполагает высокое фиксированное вознаграждение (базовую заработную плату) и низкий уровень комиссионных, второй – низкое фиксированное вознаграждение и высокий уровень комиссионных, третий – еще более низкое фиксированное вознаграждение и максимально высокий уровень комиссионных. Как будет зависеть выбор контракта от конъюнктуры рынка? Изобразите графически.

Ответ. Чем ниже уровень ожидаемых продаж: на рынке, тем предпочтительнее схемы с высокой долей фиксированной оплаты, и наоборот. Для обоснования используем следующий график (рис. 18.4), на котором по горизонтали отмечен уровень ожидаемых продаж77.

Как следует из графика, контракт 1 (высокая фиксированная оплата и низкие комиссионные) выгоден, если уровень ожидаемых продаж не превышает S 1. Контракт 3 (низкая фиксированная оплата и высокие комиссионные) выгоден, если уровень ожидаемых продаж выше S 2. Наконец, в промежуточном случае выгоднее заключать контракт 2.

Рис. 18.4

3. Армейская организационная структура является иллюстрацией:

А. Дивизиональной структуры.

Б. Унитарной структуры.

В. Холдинговой структуры.

Г. Смешанной структуры.

Ответ. Б. Армейская организация основана на жесткой дисциплине и контроле вышестоящих над нижестоящими. Одним из ее принципов является единоначалие.

4. Кто является принципалом, а кто – агентом в договоре доверительного управления имуществом78?

А. Учредитель управления.

Б. Доверительный управляющий.

В. Государство.

Г. Выгодоприобретатель.

Ответ. Принципал – А или Г, агентБ. Как следует из

определения договора доверительного управления, доверительный управляющий обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя.

5. В региональный военный конфликт вовлечены четыре страны: А – с рыночной экономикой, Б – с командной экономикой, В – с переходным типом экономики (от командной к рыночной) и Г – с корпоративным типом экономики, близким по своим параметрам к японской. Учитывая, что ВНП всех четырех стран примерно равен и создание между ними военно-политических блоков исключено, какая страна сможет наиболее эффективно переориентировать экономических агентов на защиту своих интересов в региональном конфликте?

Ответ. Б. Командная экономика в наибольшей мере рассчитана на мобилизационный режим использования ресурсов. Именно поэтому иногда командную экономику называют экономикой мобилизационного типа79. На уровне предприятий преимущества страны с командной экономикой заключаются в том, что предприятие K ориентировано на выполнение массовых заказов, спускаемых "сверху". Жесткая дисциплина выполнения военных заказов реализуется с помощью вертикали контроля ("контора" > предприятие) и адресного распределения редких ресурсов центральными органами.

6. Предположим, что вы владелец сети коммерческих киосков в разных частях города. Для работы в них вы нанимаете продавцов, в основном семейных женщин, причем их альтернативная заработная плата на рынке труда низкая. Каким образом лучше мотивировать продавцов в увеличении товарооборота – именно в этом заключаются ваши интересы как владельца киосков?

А. Чаще посещать торговые точки, контролируя добросовестность продавцов.

Б. Увязывать оплату продавцов с торговой выручкой.

В. Сдавать киоски в аренду продавцам.

Г. Премировать только тех продавцов, которые обеспечили наибольший товарооборот.

Д. Сделать продавцов совладельцами торгового предприятия.

Ответ. Г. При выборе оптимальной схемы стимулов для продавцов следует учитывать следующие факторы. Во-первых, ввиду географической разбросанности торговых точек затраты на прямой контроль будут велики. Во-вторых, разумно предположить, что склонность к риску семейных женщин достаточно низка, а это не позволяет вам выбрать схемы, предполагающие высокую степень склонности агентов к риску (Б, В и Д). Кроме того, варианты В и Д мало вероятны ввиду ограниченности ресурсов, которыми располагают агенты (низкая альтернативная заработная плата). Наконец, вариант Г, соединяющий в себе фиксированное вознаграждение и премии по итогам соревнования агентов, является хорошим компромиссом между особенностями агентов и интересами принципала.

7. В городе N появилось новое высшее учебное заведение. Учитывая высокую потребность регионального рынка труда в кадрах, которые собирается готовить вуз, а также поддержку региональных властей, ряда международных организаций, прием в него и номенклатура специальностей ежегодно увеличиваются. Какую организационную структуру вы могли бы предложить ректору нового вуза, учитывая, что основная часть студентов учится в нем бесплатно?

А. Деление на факультеты, обладающие широкой автономией, в том числе в финансовых вопросах.

Б. Деление на факультеты, не обладающие финансовой самостоятельностью.

В. Избежание создания факультетов: все важные текущие и перспективные вопросы решает ректорат.

Г. Деление на факультеты с разной степенью автономии.

Ответ. Б. Бурный рост количества преподавателей и студентов делает неэффективным прямой контроль (вариант В). Создание холдинговой структуры (вариант А) может привести к конфликту финансовых интересов между факультетами, нежелательному в преимущественно некоммерческом образовательном учреждении. Конфликт между факультетами возникнет и при установлении их неодинакового статуса (вариант Г). Поэтому оптимальным видится вариант дивизиональной структуры (Б).

Сноски к теме 9

1 Taylor F. The Principles of Scientific Management. N.Y.: Harper, 1929, цит. no: Milgrom P., Roberts J. Organization and Management. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1992. P. 179.

2 Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. С. 44. Аргумент Хайека представлен в развернутом виде в анализе командной экономики Я. Корнаи, который говорит о систематическом искажении информации во взаимоотношениях выше- и нижестоящих органов. К примеру, нижестоящий орган (агент) всегда имеет тенденцию завышать свои потребности, а вышестоящий орган (принципал), зная это, всегда урезает заявки нижестоящего (Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. С. 216-226).

3 Hart О., Holmstrom В. The Theory of Contracts / Advance in Economic Theory. Tirth World Congress. Ed. by T. Bewley. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 107-109.

4 Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 63.

5 Стремление к перераспределению результатов деятельности в пользу агентов особенно очевидно в случае деятельности толкачей (посредников в распределении фондируемых ресурсов), несунов, занимавшихся приписками, взяточничеством и различного рода хищениями. См. анализ различных типов экономических преступлений в командной экономике в: Яковлев А. Социология экономической преступности. М.: Наука, 1988. С. 118-152.

6 Stiglitz J. Principal and Agent / The New Palgrave: A Dictionary of Economics. Ed. by J. Eatwell, M. Milgate and P. Newman. London: Macmillan, 1987. P. 967; Milgrom P., Roberts J. Economics, Organization and Management. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1992. P. 179-183.

7 Ro.ien S. Promotions, Elections and Other Contests // Jotirnal of Institutional and Theoretical Economics. 1988. Vol. 144. № 1. P. 82-85.

8 Эмпирическое обоснование связано с различными вариациями парадокса Аллэ. Например, опыты показывают существование следующих парных предпочтений индивидов: (8 дол. с вероятностью выигрыша p = 0,6) (18 дол.; p = 0,3), (4 дол.; p = 1) (8 дол.; p = 0,6), но (18 дол.; p = 0,3) (4 дол.; p = 1). (The Handbook of Experimental Economics. Princeton: Princeton University Press, 1995. P. 622-624).

9 Sappington D. Incentives in Principal-Agent Relationships // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 2. P. 63.

10 Schlicht E. A Comment on S. Rosen 'Promotions, Elections and Other Contests' // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1988. Vol. 144. № 1. P. 96-97.

11 Hart O., Holmstrom B. Op. cit. P. 81-92.

12 StiglitzJ., Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American Economic Review. 1981. Vol. 71. P. 349-409.

13 Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. A Study in the Economics of Internal Organization. N.Y.: Free Press, 1975. P. 47.

14 Ibid. P. 38, 44.

15 Putterman L: The Firm as Association versus the Firm as Commodity. Efficiency, Rights and Ownership // Economics and Philosophy. 1988. Vol. 4. № 2.

16 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики/В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.: Эконов, 1993. С. 86.

17 Alchian A. Development of Economic Theory and Antitrust: A View from the Theory of Firm//Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1991. Vol. 147. № 1. P. 233.

18 Leibenstein H. The Prisoners' Dilemma in the Invisible Hand: An Analysis of lutrafirm Productivity // American Economic Review. 1982. Vol. 72. P. 92-97.

19 Ostrom E. Governing the Commons. The Evaluation of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 188.

20 Властные отношения, доверительные отношения и другие нормы являются формами социального капитала. Социальный капитал облегчает достижение целей, которые не могли бы быть достигнуты при его отсутствии или могли бы быть достигнуты только с высокими издержками (Coteman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: Belknap-Harvard University Press., 1990. P. 300, 304).

21 Williamson O. Op. cit. P. 152-154.

22 Stiglitz J. Symposium on Organizations and Economics // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 2. P. 20.

23 Williamson O. Op. cit. P. 143.

24 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и "отношенческая" контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 447-448.

25 Williamson O. The Modern Corporation: Origins, Evolution, Attributes // Journal of Economic Literature. 1981. Vol. XIX. № 4. P. 1556-1557.

26 Уильямсон О. Указ. соч. С. 454.

27 Chandler A. Organizational Capabilities and the Economic History of the Industrial Enterprise // Journal of Economic Perspectives. Vol. 6. № 3. P. 92.

28 См. тему 7, лекцию № 13, § 13.4-13.7.

29 Sapir J. Culture economique, culture technologique, culture organisationnelle: elements pour une interpretation de Fhistoire economique russe et sovietique // Cahiers du Monde Russe. 1995. Vol. XXXVI. № 1-2. P. 195.

30 Kreps D. Corporate Culture and Economic Theory/Perspectives on Positive Political Economy. Ed. by Y. Alt, K. Shepsle. Cambridle: Cambridge University Press, 1990. P. 126.

31 Данная конституция принадлежит перу студента факультета права ГУ-ВШЭ Андрея Боксера.

32 Nelson R., Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge Harvard University Press, 1982. P. 99.

33 Ibid. P. 109.

34 Langlois R. Introduction/Economics as a Process. Essays in the New Institutional Economics. R. Langlois (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 21.

35 Langlois R. Economic Change and the Boundaries of the Form // JournaI of Institutional and Theoretical Economics. Vol. 144. № 4. P. 654.

36 Корнаи Я. Указ. соч. С. 79-80.

37 Бузгалин А., Калганов А. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1988. С. 10.

38 В терминах марксистской теории бюрократия является мнимой формой существования всеобщего интереса, см.: Макаренко В. Бюрократия и государство. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1987. С. 36-40. К слову, возникновение схожей проблемы не исключено и в рамках мультидивизиональной структуры, когда главный офис фактически попадает под контроль представителей (в ранге вице-президента) одного из подразделений (Williamson О, Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implication. P. 154).

39 Корнай Я. Указ. соч. С. 442-443.

40 Яковлев А. Указ. соч. С. 101-103.

41 Корнан Я. Указ. соч. С. 110-111.

42 Бузгалин А., Калганов А. Указ. соч. С. 25.

43 Friedman M. The Methodology of Positive Economics / Positive Economics, Chicago: The University of Chicago Press, 1953. P. 27.

44 Milgrom P., Roberts J. Op. cit. P. 508-510. Впервые альтернатива "голос-выход" была сформулирована в работе Альберта Хиршмана: Hirschmann A. Exit, Voice and Loyalty. Cambridge: Harvard University Press, 1970.

45 Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implication. P. 213, 217.

46 Об использовании стратегии продаж консолидированных пакетов для решения проблем, возникающих в ходе российской приватизации, см.: Розинский И. Российские предприятия: дилемма внутренних акционеров // Российский экономический журнал. 1996. № 2.

47 Boyer R., Orlean A. La convention salariale fordienne: les obstacles d'une innovation locale dans la transformation du mode de regulation // Working paper № 9029. Paris: Centre d'Etudes Prospectives d'Economie Mathematique Appliquees a la Planification (CEPREMAP). 1990. Decembre.

48 Уильямсон О. Указ. соч. С. 178. Под интеграцией вперед понимается включение во внутрифирменную структуру сбытовых подразделений, под интеграцией назад – сырьевых подразделений, под комбинированием – производителей комплектующих.

45 Williamson О. The Modern Corporation: Origins, Evolution, Attributes. P. 1553-1554. Стремление крупнейших московских производителей мясомолочных изделий Черкизовского мясомолочного комбината, МИКОМСа и других обзавестись собственным парком рефрижераторов подтверждает данный тезис.

50 Aoki M. Economic Japonaise. Information, motivations et marchandage. Paris: Economica. P. 128, 135.

51 Aoki M. Toward an Economic Model of the Japanese Firm // Journal of Economic Literature. 1990. Vol. XXVIII. March. P. 20.

52 Аоки предпочитает не употреблять расхожий термин "пожизненный наем" в пользу более точного термина "квазипостоянный наем". О таком найме можно говорить, если потенциальный работодатель и потенциальный работник подразумевают при заключении контракта о найме, что контрактные обязательства будут действовать неопределенно долго, если только не появится уважительная причина для его досрочного расторжения (Aoki M. Economic Japonaise. P. 95).

53 Aoki M. Toward an Economic Model of the Japanese Firm. P. 3-7; Aoki M. Economic Japonaise. P. 44-54.

54 Aoki M. Toward an Economic Model of the Japanese Firm. P. 10-13.

55 Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. Гл. II.

56 Aoki M. Economic Japonaise. P. 168.

57 Ibid. P. 223-224.

58 lbid. P. 293-304. Каждая корпорация имеет представителей своих интересов в правительстве – "дзоку".

59 Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. 1994. № 8. С. 31. На выживание ориентируется до 60% предприятий, по сравнению с 19%, ориентированными на увеличение прибыльности (данные за 1994-1995 гг., см.: Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело, 1995. С. 85).

60 Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 1996. № 6; см. также тему 5, лекцию № 9, § 9.4.

61 Корнай Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. С. 91.

62 Там же, с. 90-91.

63 Долгопятова Т. Указ. соч. С. 205-210.

64 Долгопятова Т., Евсеева И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики. 1994. № 8. С. 43-44.

65 Здесь используется следующая аналогия, заимствованная у Я. Корнай (Указ. соч. С. 581-583). Каждая степень жесткости бюджетного ограничения иллюстрируется определенным этапом взросления ребенка: 0 – ребенок получает от родителей все в натуральной форме, не имея возможности повлиять на их решения; 1 – ребенок продолжает получать все в натуральной форме, но уже способен сформулировать свои потребности; 2 – ребенок получает содержание в денежной форме; 3 – ребенок почти самостоятелен, но может рассчитывать на эпизодическую денежную помощь в трудных ситуациях; 4 – человек зарабатывает себе на жизнь сам.

66 Aoki M. Economic Japonaise. P. 183, 194-195.

67 Капелюшников Р., Аукционек С. Российские промышленные предприятия на рынке труда // Вопросы экономики. 1995. № 6. С. 52-53. В 50-60% случаев увольнение осуществляется по собственному желанию.

68 Олейник А. Есть ли перспектива у социальных движений в России: анализ развития шахтерского движения, 1989-1995 // ПОЛИС. 1996. № 3.

69 При разработке материалов для практического занятия были использованы положения магистерской диссертации А.В. Каштурова "Импорт институтов в переходной экономике России (на примере института срочных валютных контрактов)", подготовленной и защищенной в 1999 г. на кафедре экономической истории и институциональной экономики ГУ-ВШЭ.

70 Малер Г. Производные финансовые инструменты. Прибыли и убытки. М: ИНФРА-М, 1996. С. 33.

71 Тезис о том, что фондовый рынок и в еще большей мере – рынок срочных валютных контрактов основываются на способности действующих на них агентов предугадывать действия других (толпы), уже был сформулирован в лекции № 3. Макроэкономические последствия копирования рисковых стратегий анализируются в: Orlean A. L'auto-reference dans la theorie keynesienne de la speculation // Cahiers d'Economie Politique. 1988. № 14-15.

72 London Code of Conduct For Principals and Brooking Firms. London: Bank of England, July 1995.

73 В отношении российских банков требования по организации внутреннего контроля установлены Положением Банка России "Об организации внутреннего контроля в банках" от 28 августа 1997 г. № 509. Пункт 2 этого Положения определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, работа которой нацелена на обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики. Под стандартами деятельности и нормами профессиональной этики понимаются стандарты и нормы, определенные и установленные по взаимному согласию участниками соответствующих рынков (рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг и т.д.), внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка.

74 Троцкий Л. Что такое СССР? Париж: Слово (б.г.). С. 99.

75 Бек А. Новое назначение. Кишинев: Картя Молдавянескэ, 1988. С. 443.

76 Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М.: РОССПЭН, 1997. С. 215-216.

77 Milgrom P., Roberts J. Op. cit. P. 401.

78 По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 10121 Гражданского кодекса РФ).

79 Sapir J. Economic mobilisee. Paris, 1990.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.124 с.)