Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартная функция KeyPressedСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Второй базовой функцией взаимодействия с клавиатурой является функция KeyPressed. В отличие от readKey, она предназначена не для приема кода нажатой клавиши, а для простой проверки, была ли нажата какая-либо клавиша. Эта функция вызывается без параметров и возвращает значение булевого типа: True, если было нажатие, и False в противном случае. Важно понять, что KeyPressed не производит никаких действий с кодом нажатой клавиши, но код может быть далее прочитан функцией readKey, например, ... if KeyPressed then S:= readKey; ... Cоотношение этих функций станет более понятным, если рассмотреть их внутреннюю организацию несколько подробнее. В системной области DOS имеется небольшой буфер, в который операционная система помещает коды нажатых клавиш. буфер организован в виде очереди, причем помещение кодов производится в ее хвост, а считывание из головы. Таким образом, каждое обращение к функции readKey извлекает из головы очереди один содержащийся там код. Если буфер пуст, то организуется задержка выполнения до тех пор, пока в нем не появится код (появление кода соответствует нажатию клавиши). Если же к моменту вызова readKey нажатие уже произошло, то есть буфер содержит хотя бы один код, то никакой задержки не будет. Буфер очень невелик и рассчитан на хранение максимум 15 кодов, что соответствует 15 нажатиям. Кстати говоря, иногда встречается такая ситуация, когда та или иная программа “не успевает” выбирать коды клавиш из буфера (то есть нажатия производятся чаще). Ситуация переполнения буфера индицируется звуковым сигналом, после чего коды вновь нажимаемых клавиш будут пропадать. Функция KeyPressed не извлекает код из буфера, а только проверяет, пуста ли очередь, и возвращает соответствующее булево значение. Более подробно рассмотрение системных аспектов работы с клавиатурой смотрите в соответствующей литературе. Используя полученные знания решите выбранные с учителем задачи из нижеприведенного перечня. 1. Составьте программу движения круга вверх, вниз, влево, вправо в зависимости от нажатия клавиш управления курсором. 2. Составьте программу движения заданного слова сверху вниз и обратно, для остановки движения запрограммируйте нажатие какой-либо клавиши. 3. Составьте программу движения человечка, для остановки движения запрограммируйте нажатие какой-либо клавиши.. 4. Составьте программу движения маятника, для остановки движения запрограммируйте нажатие какой-либо клавиши. 5. Составьте программу движения бегущей строки. 6. Составьте программу вывода слова на экран и поочередное мерцание его букв. 7. Составьте программу падания букв из введенного слова. 8. Составьте программу случайного вывода звездочек разного цвета на экран, для вывода запрограммируйте нажатие какой-либо клавиши. 9. Составьте программу рисования надувающихся пузырей и их лопания по достижению заданного радиуса. 10. Составить программу для вывода на экран бегущей надписи, например: "Для остановки нажми Ctrl+Stop". 11. Самостоятельно придумайте и решите задачу с применением знаний этого занятия. Занятие 6. Цикл со счетчиком. Циклы со счетчиком составляют такой класс, в которых выполнение исполнительной части должно повторяться заранее определенное число раз. Циклы со счетчиком используются довольно часто, и поэтому в языке Паскаль для этих целей имеется специальная конструкция. Можно, конечно, циклы со счетчиком моделировать при помощи операторов while и Repeat, но структура цикла со счетчиком проще. Общая форма записи цикла со счетчиком for i:= A to B do for i:= A downto B do begin begin ...... end; end; Здесь переменная i - управляющая переменная или переменная цикла, А - начальное значение переменной цикла, В - конечное значение переменной цикла. При переходе к обработке оператора цикла for управляющей переменной присваивается заданное начальное значение. Затем в цикле выполняется исполнительный оператор (или составной оператор). каждый раз при выполнении исполнительного оператора управляющая переменная увеличивается на 1 (для for...to) или уменьшается на 1 (для for...downto). Цикл завершается при достижении управляющей переменной своего конечного значения. Например, 1) for i:= 1 to ListSize do begin readln (Number): S:= S +Number; end; 2) for Dlina:= 15 downto 1 do writeln (Sqr(Dlina)); 3) for x:= 1 to 10 do for y:= 1 to 10 do writeln (x,’*’,y,’=‘,x*y); 4) for Range:= Number+1 to Multi*3 do writeln (Sqrt(Range)); При использовании цикла for компьютер выполняет за программиста черновую работу по инициализации управляющей переменной и по ее увеличению (уменьшению) при каждом повторении цикла. Единственное ограничение заключается в том, что тип управляющей переменной не должен быть real. Переменная цикла не должна изменяться какими-либо операторами внутри цикла. К ней можно обращаться и использовать в вычислениях, но нельзя присваивать новое значение. Присваивания могут выполняться только механизмом самого цикла. Таким образом, следующий цикл является некорректным: for i:= 1 to 10 do begin ... i:= i-1; ... end; Управляющая переменная должна описываться, как и любая другая переменная. Обычно переменная цикла имеет тип integer, но позднее Вы рассмотрите другие типы данных, которые могут указываться в цикле for. Внимание! Следует помнить, что управляющая переменная не может быть типа real. Исполнительная часть цикла может быть либо простым, либо составным оператором. Если начальное значение цикла for...to больше конечного значения, то никакие операции не выполнятся. Таким образом, следующий оператор не приведет ни к каким действиям for j:= 1 to 0 do writeln (j); Однако цикл, представленный в такой форме, распечатает целые числа от единицы до десяти: for j:= 1 to 10 do writeln (j); Как можно догадаться, следующий цикл выполняет счет в обратном порядке for j:= 10 downto 1 do writeln (j); Часто исполнительная часть одного из циклов For является новым оператором цикла For. Структуры такого рода называются вложенными циклами. При завершении внутреннего цикла управляющая переменная внешнего цикла увеличивается. Повторение этих действий будет продолжаться до вавершения внешнего цикла. Приведенный ниже вложенный цикл печатает пары чисел, начиная от (1,1), (1,2),... и кончая (10,10): for х:= 1 to 10 do for у:= 1 to 10 do writeln (‘(‘,х,’,’,y,’), ’); Задание. Выполните две, уже решенные Вами задачи с помощью других видов цикла, используя цикл со счетчиком. Занятие 7-8. Самостоятельное решение задач. Выберите с учителем задачи для решения из предложенного ниже списка. 1. Найдите количество точек с целочисленными координатами попадающих в круг радиуса R. 2. Составить программу, которая распечатывает на экране таблицу умножения. 3. Найдите все трёхзначные числа, равные сумме кубов своих цифр. Учтите, что abc=100a+10b+c 4. Составить программу вывода всех трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна данному целому числу. Программа должна печатать именно числа, а не набор цифр. 5. Имитировать на экране работу электронных часов. 6. Напишите программу отгадывания буквы. 7. Задано n троек чисел a,b,c. Определить, сколько из предложенных троек можно использовать для построения треугольника, если a,b,c - длины его сторон. (Известно, что .) 8. Найти сумму целых положительных чисел, больших 20, меньших 100 и кратных 3. 9. Укажите все целые числа, которые увеличатся на 20%, если их цифры записать в обратном порядке. 10.Составьте программу взвешивания продавцом 2,5 кг муки. 11. Составить программу, в которой среди двухзначных чисел печатаются те числа, которые равны сумме своих цифр. 12. Замените буквы цифрами так, чтобы равенство ФАКТ+ФАКТ=НАУКА стало верным. Одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, разным - разные. 13. Написать программу для создания на экране зигзага, бегущего снизу вверх звездочками. 14. В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m ч., а каждай следующая на 10 мин. больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада? 15. В компьютер вводятся по очереди данные о росте N учащихся класса. Определить средний рост учащихся класса. 16. Составьте программу вычисления степени числа а с натуральным показателем n. 17. Каждая бактерия делится на две в течение одной минуты. В начальный момент имеется одна бактерия. Составьте программу, которая рассчитает количество бактерий на заданное Вами целое значение момента времени. 18. Дана последовательность из N целых чисел. Определить произведение максимального и минимального элементов этой последовательности. 19. Для двух последовательностей из N и M элементов соответственно найти произведение максимального элемента первой последовательности и минимального элемента второй последовательности. 20. Дано целое n>0 и последовательность из n действительных чисел, среди которых есть хотя бы одно отрицательное число. Найти величину наибольшего из отрицательных чисел этой последовательности. Проверьте себя, ответив на вопросы: 1. Что называется циклом? Приведите пример. 2. Какой алгоритм называется циклическим? Приведите примеры. 3. Какие виды циклов Вы знаете? Почему они имеют такие названия? 4. В теле какого цикла не нужно ставить операторные скобки, даже если выполняется составной оператор? 5. Каким должно быть условие, чтобы тело цикла while ни разу не выполнилось? Почему? 6. Каким должно быть условие, чтобы тело цикла repeat выполнилось один раз? Почему? 7. Каким должно быть условие, чтобы тело цикла for ни разу не выполнилось? Почему? 8. Чему равен шаг изменения параметра цикла в операторе for? 9. Укажите отличительные особенности каждой из конструкций циклов. 10. Будет ли выполняться циклическая часть программы, если логическое выражение в конструкции REPEAT истинно с самого начала? 11. Что такое стоп-код? Когда его применяют? 12. Какие условия предъявляются к переменной цикла? 13. Какого типа должна быть переменная цикла? 14. Может ли переменная цикла использоваться в вычислениях? 15. Что называется шагом? Что означает выражение “шаг равен пяти”? 16. Что происходит на каждом шаге выполнения тела цикла при выполнении оператора Summa:=Summa+Chislo? 17. Какой цикл Вы применяете чаще? Каковы его достоинства и недостатки? 18. Функция ReadKey и ее применение в программах. 19. Функция KeyPressed и ее применение в программах. 20. Какие клавиши входят в основной набор? 21. Какие клавиши входят в расширенный набор? Как обратится к этим клавишам в программе? 22. Что обозначает слово downto в операторе цикла for? Процедуры и функции Занятие 1. Понятие подпрограммы. Процедуры и функции. Стандартные подпрограммы. Примеры употребления подпрограмм в решении задач. Определение. Подпрограмма – это отдельная функционально независимая часть программы. Любая подпрограмма обладает той же структурой, которой обладает и вся программа. Подпрограммы решают три важные задачи: • избавляют от необходимости многократно повторять в тексте программы аналогичные фрагменты; • улучшают структуру программы, облегчая ее понимание; • повышают устойчивость к ошибкам программирования и непредвидимым последствиям при модификациях программы. Очень важно понимать, что в подпрограммы выделяется любой законченный фрагмент программы. В качестве ориентиров просмотрите следующие рекомендации. 1. Когда Вы несколько раз перепишите в программе одни и те же последовательности команд, необходимость введения подпрограммы приобретает характер острой внутренней потребности. 2. Иногда слишком много мелочей закрывают главное. Полезно убрать в подпрограмму подробности, заслоняющие смысл основной программы. 3. Полезно разбить длинную программу на составные части – просто как книгу разбивают на главы. При этом основная программа становится похожей на оглавление. 4. Бывают сложные частные алгоритмы. Полезно отладить их отдельно в небольших тестирующих программах. Включение программ с отлаженными алгоритмами в основную программу будет легким, если они оформлены как подпрограммы. 5. Все, что Вы сделали хорошо в одной программе, Вам захочется перенести в новые. Для повторного использования таких частей лучше сразу выделять в программе полезные алгоритмы в отдельные подпрограммы. Подпрограммы могут быть стандартными, т.е. определенными системой, и собственными, т.е. определенными программистом. Стандартная подпрограмма (процедура или функция) - подпрограмма, включенная в библиотеку программ ЭВМ, доступ к которой обеспечивается средствами языка программирования. Вызывается она по имени с заданием фактических параметров с типом описанным при описании данной процедуры в библиотечке процедур и функций. Из набора стандартных процедур и функций по обработке одного типа информации составляются модули. Каждый модуль имеет своё имя (мы уже хорошо знакомы с модулями Crt, Graph). Доступ к процедурам и функциям модуля осуществляется при подключении этого модуля (Uses Crt, Graph). Help содержит подробные описания предусмотренных средой программирования процедур и функций. Для вызова помощи при работе со стандартнымипроцедурами и функциями нужно поставить на имя подпрограммы курсор и нажать клавиши <Ctrl+F1>. Описание процедур и функций в Help строится по стандартному принципу. Задание. Вызовите помощь по функции Cos и рассмотрите предоставленную информацию. Сначала идет краткое описание подпрограммы (в одну фразу). Далее под словом Declaration (Объявление) следует интерфейсная часть процедуры или функции, которая особенно часто необходима для определения типа переменных при обращении к ним. Далее под словом Target приводятся платформы, на которых может использоваться подпрограмма: Windows, real (реальный режим DOS), protected (защищенный режим DOS). После слова Remarks следуют заметки, содержащие необходимые детали использования. В разделе See Also приведены имена подпрограмм, связанных с данной по смыслу или по совместному применению. Если перемещать курсор по этим именам (они выделяются курсорной рамкой), то выбрав одно из них (нажать клавишу <Enter>), можно получить справку по следующей функции. Каждая процедура и функция сопровождается примером применения, переключение к которому дает последняя строка программы. Любой текст из Help может быть скопирован в редактируемый файл обычными приемами копирования через буфер. Копирование примеров или заголовков функций облегчает работу. Существует другой способ получения помощи по процедурам и функциям. Для этого нужно использовать пункт меню Help/Reserved words (зарезервированные слова) или Help/Standard units (стандартные модули). Задание. Рассмотрите список процедур и функций, выберите какие-либо и просмотрите предлагаемую информацию. В стандартных модулях содержится большое количество стандартных подпрограмм, но невозможно создать модуля, который бы содержал все нужные программисту подпрограммы. Поэтому большую роль в создании программ играют собственные подпрограммы, которые создает программист для решения конкретной задачи. Существует два способа объединения программ и подпрограмм: 1. Текст подпрограмм может быть приведен в разделе описания использующей их программы. 2. Подпрограммы группируются в отдельных файлах, имеющих специальную структуру – модулях. Для того чтобы основная программа могла использовать модуль, он должен быть подключен к основной программе. Первый способ применяется тогда, когда программа в целом не очень большая, а ее подпрограммы, скорее всего, не будут использоваться в других программах. Второй способ желателен, в частности, для той программы, которую Вы будете создавать в качестве курсовой работы при завершении учебы в городской школе юного программиста. Структура текста подпрограммы соответствует структуре текста основной программы за двумя исключениями: • подпрограмма начинается с заголовка, содержащего имя подпрограммы, передаваемые в нее и возвращаемые от нее периметры, запись заголовка подпрограммы отличается от заголовка программы; • подпрограмма кончается не точкой, а точкой с запятой. Вызов подпрограммы происходит при каждом употреблении ее имени в основной (или вызывающей) программе. При вызове подпрограммы выполнение основной программы приостанавливается, и управление передается в подпрограмму, где выполняются команды, заданные в ней. Подпрограмма завершается, если выполнены все ее процедуры до завершающего слова End или по специальной команде выхода из подпрограммы Exit. По окончании работы подпрограммы управление возвращается основной программе, иначе говоря, к первой команде, следующей за обращением к этой подпрограмме. В языке Pascal определяются два типа подпрограмм – процедуры и функции. Основное различие между процедурой и функцией состоит в том, что процедура только выполняет какую-либо законченную последовательность действий, не возвращая результата работы в основную программу, а функция и выполняет действия, и возвращает результат. Например, вызов функции M:= MIN (X, Y) вернет в основную программу значение наименьшего из двух чисел и это значение будет присвоено переменной M. Любая подпрограмма должна быть описана до того, как она будет вызвана в программе или в другой подпрограмме. Все переменные, которые использует подпрограмма, могут быть либо глобальные либо локальные. Определение. Глобальными называются переменные, объявленные в основной программе и доступные как программе, так и всем ее подпрограммам. Определение. Локальными называются переменные, объявленные внутри подпрограммы и доступные только ей самой. Обмен информацией между основной программой и подпрограммой может осуществляться только с помощью глобальных переменных. Подпрограмма может использовать любые глобальные переменные кроме тех, которые имеют те же имена, что и локальные переменные. Переменные с совпадающими именами, которые могут быть описаны в основной программе или других подпрограммах, не имеют ничего общего с локальными переменными. если переменная описана. Если переменная описана в основной программе и не переопределена в подпрограмме, она может использоваться в подпрограмме. Память для локальных (т.е. описанных в подпрограмме) переменных выделяется на время исполнения данной подпрограммы в специальной области, называемой стеком. При завершении работы подпрограммы память освобождается, поэтому все внутренние результаты работы подпрограммы не сохраняются от одного обращения к другому. Если говорить о плюсах использования в программировании подпрограмм, то можно назвать следующие: • Программы с использованием подпрограмм позволяют реализовать один из самых прогрессивных методов программирования – структурное программирование. • Программа становится более читаемой. • Экономия памяти, которая получается из-за того, что память для хранения переменных, используемых в подпрограммах, выделяется только на время работы подпрограммы. В языке Паскаль выделяют два вида подпрограмм: процедуры (Procedure) и функции (Function). Любая программа может содержать несколько процедур и функций. Структура любой подпрограммы аналогична структуре всей программы. Подпрограмма должна быть описана до того, как будет использована в программе или другой подпрограмме. Процедуры и функции объявляются в разделе описания вслед за разделом переменных. Тогда общая структура программы выглядит так: Рrogram hh; Label; {описание меток} Const; {описание констант} Type; {описание типов} Var; {описание переменных} Procedure; {описание процедур} Function; {описание функций} Begin ... ... end. Выполнение программы начинается с операторов основной программы. При необходимости вызывается подпрограмма и начинают действовать её операторы. Затем управление передаётся в основную программу, которая продолжает выполняться. Обращение к подпрограмме - переход к выполнению подпрограммы с заданием информации, необходимой для ее выполнения и возврата. Подпрограмма вызывается по своему имени с указанием необходимых параметров. На этом занятии рассмотрим примеры организации наиболее простого вызова подпрограмм. Задание. Рассмотрите решение предложенных задач, наберите на компьютере, проверьте работоспособность, внесите свои изменения и дополните своими комментариями. Задача 1. Написать программу, состоящую из трех подпрограмм и основной программы. Подпрограммы должны организовывать ввод чисел, вычисление их суммы и вывод результата. Program AkulovE; Uses Crt; Var x, y: LongInt; Procedure Input; Begin TextColor(12); writeln('По вызову активизировалась процедура "Input"',#10); TextColor(7); writeln('Введите два числа через пробел - '); readln(x, y); End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Procedure Summa; Begin TextColor(14); writeln('Для сложения подключилась процедура "Summa"',#10); x:=x+y; End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Procedure Output; Begin TextColor(10); writeln('Заключительная часть. Процедура "Output"',#10,#13); TextColor(7); writeln('Их сумма - ',x); End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Begin ClrScr; Input; Summa; Output; readln; End. Задача 2. Найти среднее арифметическое двух чисел. Program Fadeev; Uses Crt; Var A, B: integer; Rez:real; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Function SredArif (A, B:integer):real; Begin SredArif:=(A+B)/2; End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Begin ClrScr; write('Введите два числа '); readln(A,B); Rez:= SredArif (A,B); write('Cреднее арифметическое этих чисел равно ',Rez:5:3); readln; End.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.009 с.) |